Агропрофи » Blog Archive » Один за всех
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Один за всех

Ольга Жукова

Телескопические погрузчики в сравнении с фронтальными позволяют существенно увеличить производительность и эффективность выполняемых работ. Так, например, с их помощью можно гораздо быстрее загрузить грузовик или сформировать большей высоты бурт.

Больше и дальше

Телескопические погрузчики появились на российском рынке относительно недавно, но благодаря своей универсальности уже сумели завоевать признание отечественных сельхозпроизводителей.

По словам коммерческого директора компании «Маниту-Восток» Фредерика Бишона, стимул для развития рынка телескопических погрузчиков дало активное строительство в Московской области в начале 2000-х гг. Телескопические погрузчики для нужд сельского хозяйства стали поставляться позднее, в 2005 году.

– Основное и принципиальное отличие телескопических погрузчиков от фронтальных – это наличие телескопической стрелы, которая значительно увеличивает возможности машины при работе с грузами, – поясняет бизнес-менеджер по сельскохозяйственным машинам по РФ компании JCB Сергей Харитонов. – Эта особенность существенно расширяет границы применения телескопов и делает их самыми универсальными из всех типов погрузчиков.

– Телескопические погрузчики поднимают грузы на такую высоту и в те места, в которые никогда не сможет «добраться» фронтальный погрузчик, – говорит Фредерик Бишон. – Помимо этого, благодаря вылету стрелы телескопический погрузчик может работать через препятствия, траншеи и даже небольшие стены. Он идеален для загрузки/разгрузки фур и прицепов. Именно благодаря такой многофункциональности телескопических погрузчиков на многих сельскохозяйственных предприятиях они применяются круглосуточно.

По мнению Сергея Харитонова, телескопические погрузчики могут полностью заменить фронтальные. Они позволяют существенно увеличить производительность и эффективность выполняемых работ. Например, с их помощью можно гораздо быстрее загрузить грузовик или сформировать большей высоты бурт.

Есть у «телескопов» еще одно важное преимущество. Сегодня для погрузочно-разгрузочных работ отечественные сельхозпроизводители часто используют тракторы с установленными на них погрузчиками.

По словам Дениса Кулькина, технического директора компании «ЕвроАгроПоставка», телескопические погрузчики способны работать на ограниченной территории, там, где трактор с установленным на него погрузчиком не сможет даже развернуться.

Универсальные солдаты

– В сельском хозяйстве телескопические погрузчики используются в скотоводстве и растениеводстве, для уборки и чистки стойл, для погрузочно-разгрузочных работ, для уборки и чистки снега, для раздачи соломы, разбрасывания навоза, зерна, для работ с силосом, строительства помещений сельскохозяйственного назначения и т. д., – рассказывает Фредерик Бишон. – Поставляемые в комплекте с разными типами навесного оборудования (лебедки, кран-балки, рабочие платформы, ковши, захваты и т. д.), они могут заменить всю технику, необходимую, к примеру, для строительства небольшого сельскохозяйственного помещения.

– «Телескопы» могут агрегатироваться с разнообразными рабочими органами: палетными вилами, навозными вилами с захватом, тюковыми вилами, обычными ковшами для перегрузки сыпучих грузов и ковшами специального назначения, например для сахарной свеклы, или многофункциональными ковшами с захватом, вилами с захватом для перемещения силосных кип, захватами для упакованных тюков, толкателями для буртования зерна, силосно-отрезными захватами, – перечисляет Сергей Харитонов. – Кроме того, сегодня современные телескопические погрузчики оснащаются устройством сцепки, позволяющим подсоединять тяжёлые прицепы и транспортировать их на большие расстояния.

По словам продукт-менеджера компании «Клаас Восток» Сергея Енина, наличие одного телескопического погрузчика с несколькими навесными орудиями освобождает от приобретения механизмов и машин узкой специализации, которые задействованы всего несколько раз в году.

– Есть такая технология в уборке кормов – прессование с одновременной обмоткой тюков в пленку, – приводит пример Енин. – Здесь очень важно сохранить герметичность этих рулонов при их погрузке и транспортировке. С этой задачей идеально справляется телескопический погрузчик. В широком ассортименте различных орудий, которыми можно оснастить погрузчик, есть также специальные грейферы, предназначенные для захвата обмотанных тюков. Погрузчик собирает эти рулоны по полю и складирует в одном месте. Затем он же загружает эти рулоны на транспортные средства. Если хозяйство небольшое или просто не хватает рабочей силы, то к погрузчику можно прицепить телегу и использовать его уже как транспортное средство. Таким образом, телескопический погрузчик полностью выполняет все погрузочноразгрузочные и транспортные работы.

Однако в большинстве случаев эти машины эксплуатируют для погрузки, разгрузки, а также транспортировки твердых и сыпучих материалов. Высокая транспортная скорость – до 40 км/ч – позволяет задействовать их в небольшие промежутки времени в нескольких хозяйствах.

Не одно и то же

Телескопические погрузчики выпускаются сегодня в двух исполнениях: для строительства и промышленности, а также для сельского хозяйства. Эти погрузчики подразделяются на мини-модели грузоподъёмностью от 1,4 до 2,5 т и высотой подъёма от 3,9 до 6 м, миди-погрузчики с грузоподъёмностью от 2,8 до 4,5 т и высотой подъёма от 7 до 17 м и крупные погрузчики с грузоподъёмностью от 7 до 21 т, – рассказывает генеральный директор компании «АстрА-техно» Николай Остроухов. – Кроме того, телескопические погрузчики могут изготавливаться с «жёсткой» стрелой и поворотной башней.

В сельском хозяйстве применяют только классические телескопические погрузчики с «жёсткой» стрелой, как правило, с дальностью вылета стрелы до 10 м и грузоподъемностью от 1,5 до 4 т.

– На российском рынке работает более 10 производителей телескопических погрузчиков, и лишь немногие из них действительно адаптируют свои модели для сельского хозяйства, – сообщает Сергей Харитонов. – Например, внешне строительная модель практически ничем не отличается от сельскохозяйственной, и фермеры, не зная конструктивных отличий, не уделяют этому должного внимания при выборе техники.

По словам Харитонова, в строительстве телескопический погрузчик в основном используется с палетными вилами и ковшом всего по несколько часов в день, в то время как в сельском хозяйстве применяется масса рабочих органов, в том числе и с элементами гидропривода, а машина работает иногда до 24 ч в сутки. Поэтому сельскохозяйственные погрузчики должны иметь мощную гидравлику для достижения максимальной производительности, высокоэффективную систему охлаждения, предпочтительнее с функцией реверс-вентилятора, для продуктивной работы в засоренной сельскохозяйственной среде, а также удобное управление функциями стрелы и рабочих органов.

Для управления функциями стрелы ведущие производители вместо нескольких рычагов, которые, как правило, используются на строительных моделях, устанавливают на своих машинах многофункциональный джойстик. Также большое значение для сельскохозяйственных моделей телескопических погрузчиков имеет мощная конструкция стрелы и ширина каретки (элемент стрелы, на который крепятся рабочие органы) – с возможностью быстрой смены рабочих органов, что не так критично для строительных моделей.

Рынок

Несмотря на то, что рынок телескопических погрузчиков относительно новый, темпы его развития впечатляют. Особенно динамично, по мнению экспертов, рынок развивался на протяжении 2007-2008 гг.

– По данным таможенной статистики, в 2007 году в Россию было ввезено 530 телескопических погрузчиков. С приходом кризиса осенью 2008 года поставки телескопических погрузчиков заметно сократились, но тем не менее 2008 год стал самым лучшим годом для «телескопиков», – считает Николай Остроухов. – Весь 2009 год рынок телескопических погрузчиков пытался восстановиться, но количество поставленных и проданных машин значительно уступало показателям двух предыдущих лет. В 2010 году объем поставок телескопических погрузчиков в Россию увеличился. Причем это произошло не в строительном секторе, а в аграрном. Однако к прежним показателям, по прогнозам специалистов, рынок вернется не ранее чем через 5 лет.

Впрочем, Сергей Харитонов из JCB отмечает, что уже за первую половину посткризисного 2010 года рынок телескопических погрузчиков почти достиг уровня того же периода благополучного 2008 года. По данным JCB, если в 2008 году было соотношение 55/45% в пользу строительной отрасли, то сегодня уже 65% телескопических погрузчиков поставляется для нужд сельского хозяйства.

Сергей Енин из Claas также отмечает, что одной из особенностей отечественного рынка «телескопов» является низкий объем импорта б/у техники.

По мнению Фредерика Бишона, уровень развития российского рынка телескопических погрузчиков значительно ниже, чем в европейских странах. Например, в зависимости от года и финансово-экономического состояния в России продается от 300 до 500 телескопических погрузчиков. Для сравнения: ежегодный уровень продаж «телескопов» во Франции – 4000 единиц, а в Великобритании – 5000 единиц.

– Не имея опыта работы с этими машинами, большинство сельхозпроизводителей не представляют, как и чем их можно загрузить, – говорит Денис Кулькин.

Еще одна из причин, почему в России телескопические погрузчики не получили такого широкого применения, согласно предположению эксперта, заключается в наличии больших площадей.

– Наши сельхозпроизводители обычно складируют продукцию в ширину, – поясняет Кулькин. – В то время как в Европе те же тюки сена складируют в высоту ради экономии пространства. Для этой цели как раз и нужны телескопы.

Ко всему прочему, телескопические погрузчики – довольно дорогой вид техники. По оценке Сергея Харитонова, телескопические погрузчики с высотой подъема стрелы до 10 м стоят от 1,8 до 4 млн руб. в зависимости от модели и производителя.

Выбор

Покупателей телескопических погрузчиков привлекает прежде всего их универсальность, отмечает Сергей Енин. Поэтому неудивительно, что производители при проектировании своих машин в первую очередь уделяют внимание маневренности, скорости, возможности агрегатирования с различными орудиями.

Основные технические показатели, которые необходимо учитывать при выборе погрузчиков, это грузоподъемность и дальность вылета стрелы.

– Если в хозяйстве с помощью погрузчика планируют поднимать грузы на высоту, к примеру, 8 м, то лучше приобрести модель с высотой подъема не менее 9 м, – советует Денис Кулькин. – Соответственно, грузоподъемность тоже стоит подбирать с запасом, на 10-20% больше планируемой. Иначе вероятность переворота машины увеличится, к тому же в этом случае будет повышаться износ техники.

По мнению Фредерика Бишона, выбирая погрузчик, следует учитывать габариты машины: они должны быть меньше, чем проемы сельскохозяйственных помещений, в которых им предстоит работать.

Поэтому эксперты советуют заблаговременно определиться, какие работы будет выполнять погрузчик.

– Если предстоит работать в ограниченных пространствах, в машине пригодятся такие функции, как «крабовый ход», когда все колеса поворачиваются в одну сторону, а также ход по одной колее. При этом передние и задние колеса разворачиваются в разные стороны. Следует также обратить внимание на радиус разворота машины, – говорит Сергей Енин.

А для полевых и тяговых работ, по мнению эксперта, нужно присмотреться к моделям с более высокой мощностью двигателя и возможностью привода на все четыре колеса (4х4). Кроме того, при выборе погрузчика важна транспортная скорость, в особенности если машине придется часто выезжать за пределы хозяйства, а также большой выбор орудий. Причем орудия должны быстро и просто агрегатироваться и отсоединяться.

– Необходимо также, чтобы у машины была гидравлика, обеспечивающая быстрые рабочие циклы, что позволяет увеличить производительность, – считает Фредерик Бишон. – Иногда бывает также нужно посмотреть на машину в работе.

И, конечно, одно из главных условий успешной работы телескопического погрузчика – наличие качественной сервисной службы. По современным меркам продавец должен обеспечить ремонт в течение 24 ч после заявки, замечает Денис Кулькин.

В бой идут старики

Компания JCB начала производить телескопические погрузчики с 1977 года и сегодня предлагает сельхозпроизводителям 25 моделей грузоподъемностью от 1,5 до 4,1 т и высотой подъема стрелы от 4 до 9,5 м. В стандартной комплектации машины оснащаются двигателем мощностью 100 л. с.

– Все основные элементы конструкции погрузчиков JCB – двигатель, мосты, трансмиссия, кабина, гидроцилиндры, рама и стрела – производятся на собственных предприятиях JCB, – отмечает Сергей аритонов. – При таком подходе нам удалось реализовать на своих машинах высокоэффективную систему охлаждения, мощную конструкцию стрелы, обеспечить удобный доступ к узлам при техническом обслуживании  существенно увеличить сервисные интервалы. В числе собственных разработок инженеров JCB система электронного переключения между режимами рулевого управления – «крабовым» ходом (все колеса и переднего, и заднего мостов поворачиваются в одну сторону, и машина движется боком), «колея в колею» (задние колеса следуют по колее передних) и «транспортным ходом» (поворачиваются только передние колеса). JCB – едва ли не единственный производитель, который оснащает свои машины функцией электронного отключения полного привода для экономии топлива и меньшего износа резины, а также трансмиссии при передвижении по дороге. А на модели JCB самого популярного телескопического погрузчика с грузоподъемностью 3 т и высотой подъема стрелы 7 м в стандартной комплектации устанавливается самый производительный гидравлический насос в классе.

Другой известный производитель – Manitou специализируется на производстве телескопических погрузчиков. Компания Manitou первой создала телескопический погрузчик, предназначенный для сельского хозяйства. Сегодня в линейке производителя насчитывается 7 моделей для аграрного сектора.

Популярны на российском рынке также итальянские телескопические погрузчики таких компаний, как Merlo, Dieci, Faresin.

Что касается «телескопиков» производства Dieci, то с 2007 года их стали собирать на новом заводе под Миланом, который заменил старый завод, выпускавший «телескопики» в Италии с начала 80-х годов. Это позволило компании существенно повысить качество сборки. Сегодня Dieci имеет, пожалуй, самый широкий модельный ряд. В нем представлено 110 вариантов машин с «жёсткой» стрелой, 30 из которых предназначены для сельского хозяйства.

Здоровая конкуренция

Несмотря на то, что телескопические погрузчики появились в российских хозяйствах относительно недавно и рынок этих машин находится на начальных этапах своего развития, у отечественных покупателей еще никогда не было столь большого выбора, отмечает Сергей Енин. Вместе с популярностью этих машин растет и число производителей, стремящихся занять этот перспективный сегмент.

Помимо таких признанных мировых лидеров в этой области, как JCB, Manitou, Merlo, телескопические погрузчики для сельского хозяйства стали изготавливать фирмы Claas и Same Deutz-Fahr.

– Погрузчики Agrovector производства Same Deutz-Fahr отличаются удобными органами управления, которые находятся на под локотнике сиденья оператора, – сообщает Денис Кулькин. – При работе на неровных поверхностях все колебания водителя происходят одновременно с этим подлокотником, то есть для оператора они всегда неподвижны. Телескопические погрузчики от Same Deutz-Fahr способны развивать транспортную скорость до 30 км/час, что обусловлено особенностями конструкции трансмиссии. Все машины имеют мощность 100 л. с. По словам эксперта, такую мощность имеют 80% представленных на рынке телескопических погрузчиков.

– У погрузчиков, как правило, гидравлический ход, поэтому в основном работает не двигатель, а гидромоторы, для вращения которых не требуется большой мощности, – поясняет Денис Кулькин.

В качестве дополнительных опций компания предлагает кондиционер, наборы насадок на вилы для подбора и накалывания тюков, ковши для сбора сыпучих материалов, установку гидровыходов на стрелу и заднюю часть машины.

По словам Дениса Кулькина, сегодня в числе наиболее востребованных у сельхозпроизводителей опций ковш, палетные вилы и штыревые подборщики для подбора тюков сена, а также кондиционер.

Компания Claas производит телескопические погрузчики с 1993 года. Однако на российский рынок Claas вышел всего четыре года назад. Сегодня компания предлагает аграриям 23 модели «телескопиков» под маркой Scorpion.

– К примеру, у погрузчика Scorpion 7040 хороший круговой обзор за счет низко расположенной стрелы и панорамного остекления, – рассказывает Сергей Енин. – В кабине установлен многофункциональный джойстик с интуитивным управлением, на котором помимо основных функций можно выбирать направление движения, блокировку дифференциала. Погрузчик имеет бесступенчатый привод Variopower без потери мощности, а также экономичный и мощный двигатель Deutz.

Хозяйство «Знаменское» (Тульская обл.)
Михаил Евланов, генеральный директор:

– Общая площадь нашего хозяйства составляет 5300 га. Есть как животноводство, так и растениеводство. Всего у нас работает в хозяйстве два погрузчика производства JCB – 531-70 и 541-70. Первый погрузчик мы приобрели четыре года назад, спустя два года купили еще один. Погрузчики многофункциональны, экономичны, легки в управлении. За все годы эксплуатации не было никаких серьезных поломок, да и условия труда операторов отличные. Мы, в свою очередь, регулярно делаем техническое обслуживание. Используем наши телескопы при загрузке сеялок, различных сыпучих грузов, кормов. Они задействованы на току, где, к примеру, один телескопический погрузчик заменяет у нас все погрузочно-разгрузочные механизмы, а также на строительных работах.

Компания «Искра» (Новгородская обл.)
Владимир Полушин, главный инженер:

– Когда старый погрузчик вышел из строя, мы стали искать ему замену. Свой выбор остановили на телескопическом погрузчике JCB 531-70 Agri. Модель оказалась для нас оптимальной по всем характеристикам, ее в итоге и приобрели. Второй погрузчик этого же производителя мы нанимаем, когда в этом есть необходимость. В основном телескоп выполняет у нас погрузочно-разгрузочные работы. Мы выращиваем зерновые культуры, немного моркови, но наше основное направление – производство картофеля. Часто телескопический погрузчик работает у нас на загрузке сортировального комплекса. Комплекс функционирует не только во время уборки картофеля, но и зимой. JCB 531-70 Agri оснащен ковшом объемом 3 м3, который не травмирует картофель. Погрузчик очень удобен и надежен в эксплуатации. Сейчас не понимаем, как мы раньше обходились без «телескопика». Для нас он стал настоящей палочкой-выручалочкой.

«Зерновая компания» (Пензенская обл.)
Вилли Древс, директор по производству:

– Мы уже не представляем себе работу без телескопических погрузчиков. Они задействованы у нас на строительных работах, погрузочных и разгрузочных работах на току и даже при строительстве небольших плотин.

Когда я пришел работать в эту компанию год назад, экономист сообщил, что на току во время уборки должно работать 11 человек. Раньше, чтобы буртовать и грузить зерно в две смены, работало по 4-5 человек. Для меня это был нонсенс. Ведь всех людей может с легкостью заменить один телескопический погрузчик. Теперь у нас вместо 11 человек на току работает телескопический погрузчик и один-два подсобных работника. Мы практически ушли от зернометов и другой подобной техники.

Сегодня на нашем предприятии есть шесть телескопических погрузчиков фирмы JCB (531-70 Agri) и один производства Manitou (MLT 731). Четыре погрузчика 531-70 Agri работают у нас с момента основания компании. Относительно недавно мы приобрели еще два новых погрузчика от JCB, а также MLT 731. В общей сложности погрузчиками JCB пользуемся уже в течение пяти лет. Особой разницы между погрузчиками Manitou и JCB нет, так как они относятся к одному классу. Для нас главное, чтобы вылет стрелы был 7 м, а грузоподъемность составляла 3 т, так как эти погрузчики мы используем, как правило, для загрузки сеялок с биг-бегами, а также для выполнения работ на току. В целом всеми телескопическими погрузчиками мы довольны.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв