Агропрофи » Blog Archive » Обувка для трактора
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Обувка для трактора

Ольга Жукова

При использовании современных сельхозшин можно на 25-50% снизить уплотнение
почвы, на 10-30% улучшить тяговые характеристики и до 10% сократить расход топлива.
Главное – правильно подобрать модель и не нарушать правила эксплуатации.
При использовании современных сельхозшин можно на 25-50% снизить уплотнение почвы, на 10-30% улучшить тяговые характеристики и до 10% сократить расход топлива. Главное – правильно подобрать модель и не нарушать правила эксплуатации.
Легче и безопаснее

Сельскохозяйственные шины – это важнейший компонент сельскохозяйственной техники, определяющий ее надежность, работоспособность и безопасность. Правильно подобранные шины позволяют оптимизировать производство и экономить денежные средства.
– Сельскохозяйственные шины классифицируются по назначению: для тракторов, комбайнов, прицепных и навесных орудий. В зависимости от способа герметизации они бывают камерными и бескамерными. По типу строения каркаса различают диагональные и радиальные шины, – рассказывает Анатолий Гуро, директор департамента сельскохозяйственных шин компании «Мишлен».
На зарубежной сельхозтехнике практически повсеместно применяются бескамерные шины. А вот на технике отечественного производства – в основном камерные. Плюсы бескамерных шин очевидны: они легче и безопаснее. В отличие от камерных, при проколе которых трактор кренится набок, бескамерные шины позволяют спокойно доехать до места ремонта.
Главное же преимущество камерных шин заключается в удобстве монтирования, их можно установить даже в полевых условиях, чего не скажешь о бескамерных. Кроме того, если на технике используются поврежденные, изогнутые диски, бескамерная шина «не приживется», – сообщает директор департамента грузовых и сельскохозяйственных шин компании «Сибур – русские шины» Сергей Потемин.
По диагонали

По наблюдениям Анатолия Гуро, сегодня диагональные шины вытесняются с рынка радиальными. Причем происходит это очень быстро. Такая популярность радиальных шин объясняется тем, что они, в отличие от диагональных, обладают лучшими тяговыми характеристиками, легче ремонтируются и к тому же оказывают
меньшее давление на почву.
Правда, по словам Сергея Потемина, тенденция перехода на радиальные шины характерна в первую очередь для тракторов,
особенно сверхмощных, а вот на комбайнах в большинстве случаев по-прежнему устанавливаются диагональные шины.
Антон Шекал, руководитель отдела продаж «Шины и диски» компании «Треллеборг Индустрии», замечает, что такие показатели, как индекс скорости и индекс нагрузки, у радиальных шин, как правило, выше, чем у диагональных. Эксперт также подчеркивает, что в связи с увеличением поставок импортной сельхозтехники возникла потребность в радиальных сельскохозяйственных шинах больших размеров с высоким индексом скорости и индексом нагрузки – другими словами, в шинах, способных работать как в поле, так и на дорогах общего поль-
зования, на больших скоростях при высоких нагрузках.
У радиальных шин есть еще одно важное преимущество по сравнению с диагональными: большее количество взаимозаменяемых размеров. К примеру, один размер диагональной шины можно заменить 2-3 типоразмерами радиальных шин
без замены колесного диска. Так, диагональная шина 16,9-30, по словам Антона Шекала, может быть заменена радиальными шинами 420/85R30, 480/70R30, 540/65R30.
Шины радиальной конструкции на сегодняшний день, как правило, выпускают зарубежные производители. Некоторые
из них, например «Мишлен», для сельскохозяйственной техники полностью перешли на производство бескамерных шин радиальной конструкции.
В числе ведущих зарубежных производителей сельхозшин Антон Шекал называет такие компании, как Trelleborg, Michelin, Goodyear, Firestone. Передовые технологии производства и современное оборудование, по его словам, позволяют этим компаниям делать надежные, проч- ные, износостойкие, безопасные шины.
Шины производства этих компаний относятся к премиальному ценовому сегменту. Средний ценовой сегмент представлен на российском рынке продукцией Mitas, Alliance, BKT.
Среди отечественных производителей сельхозшин наиболее известны такие фирмы, как «Нижнекамскшина», которая выпускает 11 размеров сельхозшин для отечественной техники, при этом из них только четыре имеют радиальную конструкцию, а также «Сибур – русские шины». Сегодня это единственная российская компания, которая освоила выпуск бескамерных сельхозшин. За последние три года она пополнила свой ассортимент 19 типоразмерами шин под брендом Tyrex Agro. Всего в линейке компании более 60 типоразмеров шин сельхозназначения.
Отечественными производителями также востребованы шины из ближнего зарубежья. Их поставляют «Днепрошина» и «Белшина».
В моде экологичность

Как отмечает Сергей Потемин, у отечественных и зарубежных фирм, выпускающих шины сельхозназначения, подход к их производству заметно отличается. Так, если отечественные компании стараются изготавливать диагональные и радиальные шины с прочной боковиной, устойчивые к механическим повреждениям, то западные производители во главу угла ставят экологичность и бережное отношение к почве. Поэтому они выпускают мягкие шины, оказывающие минимальное давление на почву. В свою очередь, мягкость достигается за счет радиальной конструкции шины, определенного состава смеси, а
также количества слоев корда. К примеру, новый концепт шины TM Blue представила компания Trelleborg. Антон Шекал сообщает, что концепция TM Blue была разработана для максимально бережного отношения к почве и органической ее составляющей за счет снижения негативного механического воздействия из-за уплотнения верхнего слоя до абсолютного минимума. Это достигается за счет применения шин с широкой площадью поверхности и мягким, но прочным каркасом с высоким уровнем поглощения вибраций, а также путем общего распределения давления шин на поверхность поля. Шина позволяет верхнему слою почвы вернуться в первоначальное состояние, не уплотняя ее и минимизируя разрушение  естественных пустот и каналов.
Вся линейка шин TM Blue выпускается с характерным рисунком протектора.
– Это прежде всего уже известные фермерам ярко выраженные площадки между грунтозацепами, которые, преломляясь, отлично очищают шину в движении, повышают тяговое усилие, а также меньше способствуют загрязнению дорог общего пользования, что немаловажно при использовании в смешанных условиях эксплуатации техники «поле-дорога», – замечает Антон Шекал. – Форма грунтозацепа и способность каркаса поглощать вибрацию существенно снижают усталость оператора, обеспечивая комфортное управление техникой как в поле, так и на дороге.
Кроме того, все шины линейки TM Blue, следуя концепции минимального воздействия на окружающую среду, снижают потребление топлива, тем самым сокращая выбросы CO2 в атмосферу.
Бережное отношение

Анатолий Гуро советует сельхозпроизводителям уделять больше внимания контролю давления в шинах. Впрочем, по словам
специалиста, с появлением новой технологии Michelin Ultraflex стало возможным оптимизировать давление в шинах на любой скорости.
– Шины, выпускаемые по классической технологии, работают в соответствии с правилом, по которому рекомендуемое давление устанавливается в зависимости от нагрузки и скорости, – поясняет Анатолий Гуро. – Так, с увеличением нагрузки и
скорости необходимо увеличивать давление в шине. Технология Michelin Ultraflex позволяет производителям сельскохозяйственной техники отменить это правило, поскольку теперь можно не повышать давление в шине с учетом увеличения скорости. Независимо от того, увеличиваете ли вы нагрузку или скорость, при одинаковых размерах давление в шинах Michelin всегда ниже давления, используемого в шинах, выпущенных по классической технологии. Таким образом, почву можно обезопасить от негативного воздействия благодаря ее минимальному уплотнению и сохранить ее агрономический потенциал.
Специфика шин, созданных по технологии Michelin Ultraflex, заключается в возможности их эксплуатации с давлением от 0,4 бар. Даже при таком низком давлении шины обеспечивают хорошую управляемость на дороге и высокую устойчивость. Рулевое управление более четко реагирует на действия водителя, значительно снижается вибрация и шумы, повышается комфортность вождения.
По словам Анатолия Гуро, шины, созданные по технологии Michelin Ultraflex, стоят в среднем на 10% дороже классических.
Однако и плюсов от их использования гораздо больше. Так, например, благодаря увеличенному пятну контакта новых шин на 25-50% снижается уплотнение почвы, на 10-30% улучшаются тяговые характеристики и до 10% уменьшается расход топлива за счет того, что отсутствует пробуксовка. Кроме того, в среднем на 2-4% сокращается срок выполнения работ. Еще один аргумент в пользу новых шин, созданных по технологии Michelin Ultraflex, – повышение урожайности.
– В результате многолетних тестов, которые проводились в научно-исследовательском центре компании «Мишлен», расположенном во Франции, выяснилось, что при эксплуатации техники, которая оборудована шинами, сделанными по технологии Michelin Ultraflex, урожайность сельскохозяйственных культур увеличивается на 1,5-2%. Когда в хозяйстве порядка 15 тыс. га пахотных земель, это еще и существенное увеличение прибыли. Рост урожайности происходит за счет меньшего уплотнения почвы и, как следствие, повышения ее агроэкономического потенциала.
Двойная польза

Для предотвращения уплотнения почвы колесные тракторы можно оборудовать системами сдваивания колес. Сдвоенные колеса не только уменьшают уплотнение почвы, но и позволяют раньше выйти в поле, полностью заменяют гусеничную технику, повышают тягу. Установка сдвоенных колес уменьшает процент буксования на 30%, а расход топлива – на 15%.
Почти вся зарубежная техника предусматривает возможность сдваивания колес. При этом специалисты компании «Спецторгшина» напоминают, что давление в дополнительных шинах для тракторов должно быть на 0,02 МПа меньше, чем в основных. А вот на тракторах отечественного производства системы сдваивания не применяются в связи с недостаточной мощностью.
– Стоимость систем сдваивания иногда достигает 25% от стоимости нового трактора, – сообщает Геннадий Клысак, директор Завода колесных систем «Консима». – Если же система приобретается не в базовой комплектации, а как запчасть, ее доля в общей стоимости может увеличиться до 35%. Зарубежные системы сдваивания, по оценке эксперта, стоят порядка $30 тыс., нашего производства – в среднем в два раза дешевле. Однако, по наблюдениям Клысака, применение систем сдваивания окупается за год при активной эксплуатации трактора.
Помимо систем сдваивания существует еще один способ, позволяющий уменьшить уплотнение почвы. Речь идет о применении супершироких, или, как их еще называют, экологичных шин, чья ширина, как правило, превышает 1 м. По словам Геннадия  Клысака, Кировец К-744 Р2, оборудованный шинами шириной  1,2 м, – один из лучших посевных тракторов. Такие шины также хорошо зарекомендовали себя при работе на болотистых почвах в Белоруссии (Витебская обл.).
Суперширокие шины изготавливает, к примеру «Днепрошина». Но они очень сложны не только в производстве, но и в эксплуатации, отмечает Сергей Потемин. На практике гораздо проще использовать системы сдваивания. При необходимости вторые колеса всегда можно отсоединить, если они не нужны. А вот в случае применения супершироких шин это сделать невозможно, придется менять колесо полностью.
Добавку, пожалуйста!

Достаточно давно американские фермеры сделали открытие, что добавочный вес способен существенно улучшить ходовые характеристики трактора, повысив его сцепление с грунтом. Ведущие колеса трактора, тянущего тяжелый плуг, зачастую буксуют. В шины для тракторов стали заливать воду. Благодаря дополнительному балласту увеличивалась инертность трактора, сглаживались рывки. Задние шины для тракторов способны тянуть большую массу, не теряя сцепления, если их наполнить водой. Заполнение ведущих  шин для тракторов позволяет ребрам лучше цепляться за твердый грунт.
– Иногда допустимо использование в шине жидкости вместо воздуха, хотя мы как производители шин рекомендуем использовать специальные грузы на диски для балластировки, – комментирует Анатолий Гуро. – Обычно на 75% шины заполняют водой или антифризом, последний вариант предпочтительней для России. Трактор у нас используется практически круглый год, в том числе и в зимнее время. Заполнение шины антифризом поможет предотвратить повреждения герметичного слоя в бескамерных шинах.
По данным компании «Спецторгшина», специальная незамерзающая жидкость способствует улучшению теплопереноса и равномерному распределению избыточного тепла, которое образуется в шинах тракторов при интенсивной работе. На старых
моделях тракторов эксперты советуют заправлять только наружные сельхозшины сдвоенных колес. На современных моделях
рекомендуется распределять массу жидкости равномерно на оба колеса. Радиальные шины не нужно заполнять более чем на 40%. Жидкость, залитая для балласта в сельхозшины, остается в колесах в течение всего срока службы. Эта технология применяется только для тракторов.
Ошибки эксплуатации

Меняя сельхозшины, необходимо учитывать их назначение, грузоподъемность, радиус качения и согласованность с техническими характеристиками, считают в компании «Спецторгшина». Если работы будут вестись на междурядьях, особенно если ширина между рядами около 450 мм, необходимо устанавливать более узкие сельскохозяйственные шины. Внешний диаметр новой шины должен быть сопоставим с внешним диаметром заменяемых. Если ширина профиля уже, то грузоподъемность будет меньше.
Одна из самых серьезных ошибок при подборе шин, по мнению Анатолия Гуро, заключается в несоответствии техники и типа шин.
– Для каждой шины существует такое понятие, как индекс нагрузки. Мы классифицируем свои шины по четырем сегментам: SM1, SM2, SM3, SM4, – говорит эксперт. – Шины SM1 предназначены для сверхмощных тракторов (от 200 л. с. и выше) и комбайнов, SM2 – для тракторов средней мощности (80-220 л. с.), работающих на широких низкопрофильных шинах, SM3 – для тракторов средней мощности, работающих на стандартных полнопрофильных шинах, а SM4 – узкие шины для опрыскивателей и тракторов, работающих на грядных культурах. Очень часто, пытаясь сэкономить, аграрии используют шины SM3 вместо SM1. В результате из-за большой нагрузки на каркас повреждается внутренний герметичный слой и шина выходит из строя.
Еще одна типичная ошибка при эксплуатации шин – несоответствие давления условиям эксплуатации.
Каждый производитель рекомендует определенное давление воздуха в шинах. Если давление выставлено неправильно, это
приводит к неравномерному износу шин и, как следствие, их преждевременному выходу из строя. Так, например, когда давление в шинах ниже рекомендованного, повреждается гермослой, а если же оно выше, происходит ускоренное стирание центральной части протектора, что впоследствии приводит к пробуксовкам и потере топлива.
Ремонт

По словам Сергея Потемина, затраты на шины в сельском хозяйстве составляют от 10 до 15% расходов на эксплуатацию машинно-тракторного парка. Долговечность и эксплуатационная надежность шин зависят не только от качества их изготовления, но и от правильной эксплуатации, хранения и своевременного ремонта.
Срок эксплуатации шины зависит от вида выполняемых работ, выращиваемых культур, применяемых агротехнологий и многих
других факторов. Согласно усредненным данным, шина для тракторов эксплуатируется два-три, а для комбайна – три-четыре года. Появлению механических повреждений шин способствуют оставленные на полях металлические части сельхозмашин.
Однако самое страшное для шины – это стерня, особенно таких культур, как кукуруза, подсолнечник и соя, считает Анатолий Гуро. Если высота среза при уборке составляет порядка 5-7 см, остается жесткая стерня, что для шин чревато проколами.
Когда уборка происходит на большей высоте, при проходе техники стерня подминается, меньше травмируя шину.
Теоретически на тракторах и комбайнах можно использовать шину с одинаковым рисунком протектора. Но специалисты компании «Сибур – русские шины» столкнулись с такой ситуацией, когда известный производитель комбайнов – фирма «Клаас», с которой они плотно сотрудничают, попросила изменить наклоны грунтозацепов для модели шины DR 103. Как оказалось, угол наклона грунтозацепов сильно влияет на повреждаемость шины при работе по стерне.
Как отмечает Геннадий Клысак, почти все выпускаемые сейчас шины имеют протектор в форме косой елочки, и уже мало
кто помнит, что есть специальный рисунок для комбайна, а есть – для трактора.
Неправильно подобранное давление также увеличивает вероятность повреждения шины. Между тем, согласно данным  Анатолия Гуро, ремонт шины в зависимости от повреждения может достигать 30% ее стоимости. При этом эксперт отмечает,
что на сегодняшний день сервис по ремонту аграрных шин недостаточно развит в России.
Раньше не было нужды ремонтировать сельхозшины, так как их стоимость была не очень высока, комментирует Сергей
Потемин. Однако с приходом на российский рынок импортной техники такой сервис мог бы стать очень востребованным,
так как, к примеру, стоимость одной шины 710/70/42 может достигать 200 тыс. руб. Но пока, в связи с тем что спрос на дорогие шины довольно низкий, эту услугу редко предлагают.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв