Агропрофи » Blog Archive » Прицеп особого назначения
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Прицеп особого назначения

Ольга Жукова

Себестоимость производства одной тонны сенажа можно снизить до 40%, если включить
в технологию заготовки вместо кормоуборочных комбайнов прицепы-подборщики.
Однако у этой технологии есть свои ограничения.
Себестоимость производства одной тонны сенажа можно снизить до 40%, если включить в технологию заготовки вместо кормоуборочных комбайнов прицепы-подборщики. Однако у этой технологии есть свои ограничения.
Потери неизбежны

Для обеспечения высокой продуктивности животных в их рационе должны присутствовать все виды кормов: сено, сенаж, силос, зеленый корм в определенном соотношении. Однако в последнее время сельхозпроизводители отдают предпочтение заготовке сенажа.
По мнению специалистов, этот вид корма становится все более популярным, ведь себестоимость заготовки 1 т сенажа значительно ниже, чем сена или силоса, а потери питательных веществ меньше. При этом сенаж отличается довольно высоким содержанием сухого вещества – 30-40%.
Правда, Василий Дуборезов, доктор с./х. наук, заведующий лабораторией технологии приготовления кормов Всероссийского
института животноводства (ВИЖ), подчеркивает, что потери питательных веществ при заготовке объемистых кормов зависят от многих факторов: ботанического состава растительной массы, фазы вегетации, ряда технологических факторов при заготовке, условий хранения и т. д. Так, исследования, проведенные сотрудниками ВИЖ в Э/Х  «Кленово-Чегодаево» по изучению потерь питательных веществ при заготовке сенажа из клеверо-злаковой травосмеси (в фазе бутонизации клевера), показали, что общая сумма потерь может достигать 49% от биологической урожайности. В том числе из-за повышенного среза – до 11%; при провяливании (расход питательных веществ на дыхание и механические потери при оборачивании и формировании валков) – до 14%; при погрузке и транспортировке – до 6%; биохимические потери при хранении – до 18%.
Излишество или необходимость?

Заготовка сенажа включает в себя такие технологические операции, как скашивание с плющением, провяливание до влажности 50-60%, одно- или двукратное ворошение, сгребание в валки, их подбор с одновременным измельчением, погрузка, хранение и дальнейшая герметизация.
Чтобы производить качественный сенаж, в линейку техники для кормозаготовки необходимо включить косилку-плющилку, грабли, прицеп-подборщик либо кормоуборочный комбайн.
– Кормоуборочный комбайн – довольно дорогая машина, и не всегда есть необходимость в его использовании, – считает специалист компании «Кроне» Николай Кудинов. – При небольших объемах заготовки машина, как правило, себя не окупает. В таких случаях как раз логично использовать прицепы-подборщики, или, как их еще называют, прицепы-накопители. Они подбирают сенажную массу из валков, измельчают ее и впоследствии транспортируют к местам хранения.
По словам эксперта, если в хозяйстве заготавливают небольшие объемы сенажа и не работают с силосом, то целесообразно
использовать именно прицепы-подборщики.
– Использовать прицепы-подборщики на заготовке сенажа получается дешевле, чем кормоуборочные комбайны. При условии, что место закладки находится недалеко и в хозяйстве не более 1000 голов скота, – отмечает руководитель Орловского
обособленного подразделения компании «АгроМир» (Смоленск) Дмитрий Хриптулов.
– Так, два прицепа-подборщика могут обслуживать площадь примерно 3000-3500 га и вполне способны заменить один кормоуборочный комбайн.
Впрочем, Александр Зернов, специалист компании «Пёттингер», считает: технология заготовки сенажа с помощью прицепа-подборщика подходит не только для небольших хозяйств, но и для крупных.
В России использование таких машин пока не очень распространено.
– В Европе заготовка сенажа с помощью прицепов-подборщиков применяется гораздо чаще, – говорит Николай Кудинов. – Как правило, машина дополнительно оснащается раздатчиком для кормового стола. Прицеп выходит в поле, подбирает сенажную массу, транспортирует ее на ферму и сразу раздает на кормовой стол. У нас же в основном используют миксеры-кормораздатчики. К тому же коровники в большинстве случаев имеют небольшой проем, поэтому прицепы не могут подъехать
к кормовому столу.
Перспективная экономия
– Технология с применением прицепа-подборщика в России пока малоизвестна, – признает Александр Зернов. – Однако она очень перспективна. Себестоимость одной тонны сенажа можно снизить до 40% по сравнению с использованием кормоуборочного комбайна. Прицеп-подборщик при подборе имеет производительность выше, чем кормоуборочный комбайн, но из-за потери времени на транспортировку массы с поля до силосной ямы сроки уборки несколько увеличатся.
Впрочем, эксперт подчеркивает, что технология заготовки сенажа при этом не нарушится. Так, например, для заготовки
10 тыс. т сенажа кормоуборочному комбайну потребуется 15-20 дней, а прицепу-подборщику – порядка 25-30 дней.
По словам Александра Зернова, при сравнимой производительности обеих машин стоимость кормоуборочного комбайна примерно в два раза выше. Так, самоходный кормоуборочный комбайн обойдется хозяйству в 10-11 млн руб., в то время  как прицеп-подборщик стоит 4-4,5 млн руб. К тому же амортизационные расходы при реализации технологии с кормоуборочным
комбайном будут выше, так как помимо комбайна необходимо еще 5-6 транспортных средств, а это, в свою очередь, дополнительный расход ГСМ и затраты людских ресурсов. Кроме того, обслуживание самоходного комбайна при заготовке сенажа обходится дороже, чем при заготовке кукурузы. На поле часто попадают камни, запчасти почвообрабатывающих машин и т. д., поэтому ножи комбайна часто ломаются, а их замена стоит довольно дорого. Конструкция прицепа намного проще, соответственно, и замена частей обходится дешевле.
А вот Василий Дуборезов считает, что противопоставлять прицеп-подборщик кормоуборочному комбайну не следует.
У каждой машины есть свои преимущества и недостатки. Учитывая различную их функциональность, лучше, если в хозяй-
стве будет и то, и другое.
К тому же эффективность применения прицепов-подборщиков будет сильно зависеть от дальности транспортировки кормов,
предупреждает продукт-менеджер «Клаас Восток» Сергей Енин.
– Дело в том, что основные рабочие органы, подборщик и измельчающий аппарат, используются не полный рабочий день,
поясняет он. – Во время транспортировки измельченной массы подборщик и измельчающий аппарат не работают. Они эффективны, если время подбора и измельчения валков больше времени транспортировки.
По мнению экспертов, эту технологию целесообразно использовать, если расстояние от поля до места хранения не превышает 10 км, иначе прицеп теряет свою функциональную значимость и становится просто транспортным средством. В идеале расстояние до места хранения не должно быть больше 8 км, говорит Николай Кудинов.
Золотая середина

Как правило, прицепы-подборщики обеспечивают длину резки от 35 мм до 45 мм, что, по мнению специалистов, вполне соответствует требованиям к заготовке качественного сенажа. Если кормоуборочный комбайн установлен на эту длину резки, результаты обеих технологий сопоставимы. Правда, Александр Зернов отмечает, что процент корма, попадающего в диапазон от 35 до 45 мм, все-таки у комбайна будет выше (до 90%), чем у прицепа-подборщика (до 80%). Но, по словам эксперта, процентное содержание корма, имеющего длину свыше 60 мм, очень низкое и не влияет на итоговое качество сенажа.
– Конечно, кормоуборочный комбайн может измельчать массу вплоть до 10 мм, – признает Александр Зернов. – Однако использовать эту возможность вовсе не обязательно, так как это дополнительные затраты энергии. При том, что оптимальной длиной резки сенажа для КРС считается 30-60 мм, прицеп-подборщик измельчает массу в этом диапазоне. Впрочем, некоторые специалисты убеждены, что оптимальная длина резки для сенажа должна составлять 20-30 мм.
– Для большей сохранности питательных веществ в хранилище растительная масса должна измельчаться мелко – до 10-20 мм,
так как чем мельче масса, тем выше степень уплотнения и меньше содержание воздуха в массе, а следовательно, и менее интенсивное протекание биохимических процессов, – поясняет Василий Дуборезов из ВИЖ. – При этом для пищеварительной системы жвачных наиболее физиологичным считается длина корма 40-60 мм, так как для хорошей работы рубца у животных должна быть жвачка. Мелкая масса не пережевывается и быстро проходит через рубец, в результате чего снижается переваримость корма и его продуктивное действие. Поэтому нужно искать золотую середину.
Кроме того, выбирая степень измельчения массы, Василий Дуборезов советует учитывать ее влажность и использование консервантов. При влажности массы 50-60% длина резки должна составлять 35-45 мм, при влажности 40-50% – 25-35 мм. Применение консервантов позволяет увеличить длину резки.
Качество измельчения

Прицепы-подборщики на российский рынок поставляют компании «Пёттингер», Krone, Claas, Bergmann, Kvereneland, Sip. При
этом Антон Горшков, аналитик «Росагромаш», отмечает, что они занимают очень небольшой сегмент рынка кормозаготовительной техники, как в количественном, так и в денежном выражении. В России производство прицепов-подборщиков вообще не развито.
Так, например, Claas производит прицепы-подборщики модели Quantum с емкостью кузова от 25,6 м3 ³ до 40 м3. Прицепы оборудованы измельчающим аппаратом Roto Cut с 33 и 40 ножами, обеспечивающими длину резки 45 и 38 мм. Машины имеют двухступенчатый ножевой блок на гидравлической раме. По словам Сергея Енина, очень важно, что смена ножей осуществляется без использования инструментов.
– Если соблюдать технологию, ножи точить нужно каждый день, – поясняет Николай Кудинов. – Когда они снимаются вручную, это гораздо быстрее и удобнее.
Основные отличия прицепов-подборщиков заключаются в механизме подборщика.
При их выборе стоит обращать внимание на диаметр ротора и расположение ножей (расстояние между ними и их количество).
Эти показатели напрямую влияют на качество измельчения. К примеру, чем больше ротор, тем выше точность резки и меньше
нагрузка на трактор.
Как отмечает Александр Зернов, на точность резки влияет также величина валка: чем он больше и плотнее, тем большей точности резки можно добиться.
При выборе прицепа-подборщика, по мнению Сергея Енина, особое внимание нужно уделить соотношению емкости кузо-
ва и дальности транспортировки. Также следует обращать внимание на устройство разгрузки. На рынке представлены модификации с двумя роторами, установленными сзади для разгрузки, а также без них. Кроме того, существуют модификации с поперечным транспортером, позволяющим выгружать корм в левую или правую сторону.
Рынок

Фирма Krone выпускает три серии прицепов-подборщиков: AX, MX и ZX. Причем машины из серии ZX имеют самую большую вместимость кузова – 53 м3. Хозяйству такая машина в базовой комплектации обойдется примерно в 130 тыс. евро, оце-
нивает Николай Кудинов. Но эти прицепы-подборщики можно использовать не только на подборе сенажной массы, но и в связке
с кормоуборочным комбайном в качестве транспортного средства, так как они имеют возможность верхней загрузки.
– Такую схему уборки часто применяют как в Европе, так и в США, – говорит эксперт.
Правда, у американцев немного по-другому устроены прицепы: во избежание потерь корма кузов полузакрыт.
По данным Кудинова, в линейке фирмы «Кроне» сейчас наиболее популярна серия AX. Это связано с тем, что для агрегатирования необходимая мощность трактора составляет 82 л. с., то есть можно использовать популярный трактор МТЗ 82. Стоимость такой машины составляет порядка 50 тыс. евро.
Очень важно, что для всех серий прицепов-подборщиков «Кроне» устанавливается центральная система смазки, это, в свою очередь, значительно облегчает эксплуатацию. Простота обслуживания достигается также за счет автоматического натяжения цепи скребкового транспортера. На многих аналогичных машинах других производителей это делается вручную.
В числе важных опций, предлагаемых фирмой «Кроне», Николай Кудинов называет наличие тандем-оси, что позволяет снижать давление на почву, а также улучшать транспортные характеристики.
– Прицепы на таких осях могут двигаться со скоростью до 80 км/ч, – рассказывает эксперт. – В стандартной комплектации
на прицепах устанавливаются подрессоренные мосты, опционально машины оснащаются мостом бугги, который имеет параболические рессоры, работающие как компенсационный рычаг.
Среди всех производителей прицепов-подборщиков компания «Пёттингер» имеет самую большую линейку прицепов-подборщиков и, по данным Антона Горшкова, занимает около половины всего мирового рынка. Всего у «Пёттингер» 7 модельных рядов: Faro, Europrofi, Torro, Jumbo и пр., в каждом из них несколько модификаций с различным объемом кузова, как с дозирующими вальцами, так и без них.
– Сегодня в линейке есть модели с объемом прицепа от 18 до 100 м3. При этом крупные машины, такие как, например, Jumbo 10000L, требуют для агрегатирования современный трактор, – замечает Александр Зернов.
Компания постоянно делает модернизацию определенных компонентов машин. Изменения касаются прежде всего конструкции
подборщика и режущего аппарата, а также осей. Так, например, у прицепа-подборщика среднего класса Torro ввели управляемые граблины, которые максимально доводят массу до ротора, а также поменяли расположение самого ротора, что позволило увеличить его производительность на 25 %. Раньше машина при той же скорости могла загружать гораздо меньше массы.
У словенской компании Sip наиболее известны прицепы-подборщики моделей Diplomat и Senator. Прицепы Diplomat предназначены для угодий средней величины. Регулируемая гидравлическая сцепка подходит к любому типу трактора. Для облегчения транспортировки гидроцилиндр обеспечивает дополнительный подъем всей носовой части прицепа. Подбирающий механизм имеет ширину захвата 1,85 м. Ротационный прессующий аппарат с 4 рядами прессующих пальцев, центральной системой смазки и 16 или 33 отдельно защищенными ножами обеспечивает длину резки до 40 мм и равномерное напрессовывание массы в грузовой отсек.
Немецкая фирма «Бергманн» предлагает три серии машин – Raptor, Royal, Shuttle.
– К примеру, прицепы-подборщики серии Shuttle имеют теоретическую длину резки 34 мм. 53 ножа режущего агрегата монтируются и демонтируются в течение нескольких минут без инструментов, – рассказывает Дмитрий Хриптулов. – Каждый нож имеет индивидуальный механизм защиты от иннородных тел.
– Серийно машина оснащена двухступенчатым, с ускоренной передачей, приводом скребкового транспортера. Дозировочные вальцы приводятся в движение через угловой редуктор. Shuttle можно приобрести с двумя или тремя дозировочными вальцами, а также и без них.
Кроме того, Дмитрий Хриптулов сообщает, что Shuttle многофункциональный прицеп, с боковыми надставками, гидравлически складывающимся щитком на передней стенке и защитным щитком ротора.
Его можно использовать в том числе для транспортировки силоса. При этом несущий корпус цельнометаллической
надстройки и полимерно покрытые и оцинкованные трапециевидные борта кузова гарантируют, по словам Хриптулова, длительный срок эксплуатации. Для оптимальной разгрузки кормовой массы на передней стенке установлен индикатор положения заднего борта.
«Таежное» (Новосибирская обл.) Николай Губинский, директор:

– В прошлом году мы купили прицеп-подборщик Jumbo-7200L фирмы Poettinger емкостью кузова 72 м3. У нас он работает в связке с трактором John Deere 8-й серии, подбирает зеленую массу с заранее подготовленного валка, измельчает ее и одновременно вносит консервант. Потом этим же трактором мы доставляем корм до силосной траншеи на расстояние 3-5 км от поля. Дневная выработка у нас составляла максимум 400 т в сутки, мы работали круглосуточно в две смены, поскольку освещение трактора позволяет работать ночью. Такой режим работы дает возможность получать высококачественные
корма, т. к. они непрерывно поступают в силосную траншею. Всего прицеп-подборщик в течение месяца заготовил 10 тыс. т зеленой массы для 500 голов дойного стада и 300 мясных коров со шлейфом молодняка. В этом году эта же техника будет работать еще и на кормозаготовке для стада из 300 коз. Мы заготавливаем сочные корма, пятикомпонентный зерносенаж (овес, горох, пшеница, ячмень и вика), а также многолетние травы, в основном клевер.
Раньше такое же количество кормов за такой же срок мы заготавливали двумя кормоуборочными комбайнами Дон-680, зеленую массу отвозили пять машин и два трактора Т-150 с прицепами, т. е. фактически в заготовке у нас участвовало девять единиц техники. Сейчас у нас задействовано всего два агрегата – самоходная косилка-плющилка MacDon, которая скашивает и делает валки, и трактор с прицепом-подборщиком. Экономия с новой технологией составила 60%, в смену работает всего два механизатора вместо девяти по старой технологии.
Мы очень довольны прицепом-подборщиком, в перспективе, если увеличим стадо, будем покупать еще один прицеп. Изначально мы рассматривали и другие варианты, но фирма Poettinger является лидером по кормозаготовительной технике, лучше их прицепов я не встречал, поэтому в итоге остановился именно на этой марке. Кроме того, я приобрел всю линейку техники этой фирмы для заготовки не только сочных кормов, но и сена: надежная техника, хороший сервис, поставка запчастей, если случается поломка, осуществляется очень быстро.
У нас были поломки по нашей вине – мы возили прицеп по очень плохим неровным дорогам, поэтому всегда страдал прицепной
механизм, но в этом году мы его поменяли, и думаю, что поломок не будет. В остальном ничего не ломалось.
КФХ Дубинина Е.И. (Брянская обл.) Владимир Дубинин, фермер:

– Сенажа в нашем хозяйстве заготавливается немалое количество. К примеру, в прошлом году мы заготовили 32 тыс. т, в этом году планируем порядка 50 тыс. т. Коровы у нас содержатся безвыпасным методом, на монокорме. Поэтому корма приходится заготавливать фактически на год. Мы это делаем с запасом 25-30 %, что очень помогло нам в прошлом году, когда была небывалая засуха.
Для заготовки сенажа раньше в хозяйстве использовалось два кормоуборочных комбайна – Дон-680 и Jaguar 830. Если при
подборе валка Jaguar 830 показал себя хорошо, то с Дон-680 возникали проблемы. Из-за плохой работы металлодетектора
приходилось постоянно ремонтировать машину. Правда, со скашиванием трав и силосных культур он справляется довольно
неплохо. В результате у нас получалось, что нагрузка на Jaguar 830 была очень большой. Чтобы разгрузить Jaguar, рассматривали два варианта: брать еще один кормоуборочный комбайн, который стоит недешево, или же приобрести для заготовки сенажа два прицепа-подборщика. В итоге в 2008 году решили сделать выбор в пользу прицепов-подборщиков «Кроне». Так как в хозяйстве уже был шлейф кормозаготовительной техники этой фирмы, мы хотели избежать «разношерстности», чтобы не было проблем с запчастями.
Прицепы-подборщики работают у нас не только на заготовке сенажа, используем их также осенью в качестве транспортного средства, когда возникают проблемы с перевозкой кукурузы на силос. Один прицеп-подборщик заменяет нам три КамАЗа, а в хозяйстве их два с объемом кузова 45 м3. Кроме того, они оказывают меньшее в сравнении с КамАЗами давление на почву.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв