Агропрофи » Blog Archive » Назад в будущее
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Назад в будущее

Ольга Жукова

Не за горами крупнейшая в мире выставка сельхозтехники – Agritechnica 2011. Экспертное жюри рассмотрит более 300 новинок и назовет обладателей золотых и серебряных медалей. Эксперты всегда обращают внимание не только на инновационность техники или оборудования, но и на то, будут ли они полезны сельхозпроизводителям. Так, техника, представленная на выставке в этом году, уже в будущем сойдет с конвейеров заводов. Об основных тенденциях в области сельхозмашиностроения, а также новинках выставки рассказывает доктор, профессор университета Хоэнхайм, председатель комиссии по инновациям выставки Agritechnica Карлхайнц Кёллер.

Тракторы

Диапазон передачи power-split с бесступенчатым регулированием продолжает расширяться и комплектуется новыми комплексными модификациями, предлагаемыми большинством лидирующим производителей. Все ключевые компоненты контролируются и регулируются электронно, с возможностью автоматического управления двигателем и передачей. Комфорт и удобство оператора трактора обеспечиваются новыми концепциями кабин, мультифункциональными видами управления и системами сиденья. В рамках презентации новых тракторных серий большинство компаний предлагают инновационные решения именно в этой сфере.

На выставке Agritechnica 2009 компания John Deere представила в кооперации с производителями оборудования коммерческую версию системы «оборудование контролирует трактор» – ISOBUS. Например, погрузчики или пресс-подборщики, оснащенные сенсорными датчиками, измеряющими форму и плотность валков, могут регулировать скорость движения, гидравлику и производить отбор мощности трактора с помощью системы ISOBUS.

На выставке Agritechnica 2011 ожидаются новые предложения, касающиеся автоматизации тракторного оборудования, а именно бортовая система Tractor Implement Automation (TIA). Дополнительно к механической и гидравлической передаче силы ожидается дальнейшее расширение применения электрических выходов высокого напряжения, которые впервые предложил John Deere.

Комментарий разработчиков

Дмитрий Фролов, начальник отдела продвижения и PR  компании «Агротехмаш»

- С каждым годом на рынке появляется все больше новых разработок в области тракторостроения. При этом есть простой и эффективный путь создания новой техники, по которому идут все продвинутые производители, в том числе и мы, – это использование готовых компонентов специализированных фирм. Тогда с момента разработки до выхода нового трактора проходит примерно 1,5-2 года. Если же создавать новый трактор с нуля, этот процесс займет порядка 6-8 лет.

Тенденции тракторного рынка во многом схожи с тенденциями автомобильного: здесь наблюдается увеличение мощности двигателя при снижении расхода топлива. Сегодня существует много разных решений, которые позволяют сделать мотор легче, компактнее, мощнее, экономичнее и экологичнее.

В некоторых случаях мощность современных тракторов достигает 700 л. с. Мы также следуем этому направлению: наши первые машины имели мощность 180 л. с., сегодня же в линейке появился трактор АТМ 7360 мощностью 360 л. с. Он станет логическим завершением модельного ряда. Как правило, свыше 360 л. с. выпускаются гусеничные или трехосные и даже четырехосные тракторы. Увеличение количества мостов – это один из способов повышения тягового усилия трактора. В отличие от трактора на сдвоенных шинах, такая машина имеет меньшие габариты и может передвигаться по дорогам общего пользования, но в то же время площадь контакта с поверхностью у нее больше, соответственно больше тяговое усилие. Такие тракторы актуальны для очень крупных полей, поэтому пока не получили широкого распространения.

Мы же ориентируемся на массового потребителя и считаем, что нашим модельным рядом мы можем удовлетворить запросы сельхозпроизводителей.

Современные тракторы становятся все более экологичными. Уже сейчас законодательство Европы разрешает использовать машины, соответствующие стандарту Евро 3. Мы готовы предложить сельхозпроизводителям такую продукцию, но она будет стоить примерно на 10% дороже. И аграрии не готовы платить за нее, пока в России не издадут соответствующий закон, ведь у нас по-прежнему действуют стандарты Евро 2.

На сегодняшний день также есть тенденция увеличения скорости трактора. Так, на дорогах общего пользования некоторые модели способны развивать скорость до 75 км/ч. У таких тракторов обязательно должны быть хорошие тормоза и подрессоренная подвеска колес.  В Европе (где топливо значительно дороже, чем в России) все чаще стали использовать тракторы, работающие на биотопливе, в целях снижения издержек производства и экономии запасов нефти. Моторы некоторых производителей для этого даже не требуют перенастройки. Могут варьироваться и пропорции смешивания рапсового масла с дизельным топливом. Кроме того, относительно недавно был показан трактор, работающий на водороде, уже применяются электрические элементы трансмиссии и прочие технические новшества. На заправках зарубежом уже можно встретить топливо на основе спиртов. Финские производители  комбайнов, например, уже презентовали комбайны COMIA с двигателями нового поколения, применяющими мочевину для снижения выбросов в атмосферу.

Почвообработка и посев

В области оборудования для подготовки почвы постоянно уделяется внимание улучшению эффективности всей машинно-технологической системы, в основе которой оптимизация передачи тяги в зависимости от характеристики почвы. Для этого в настоящее время производители предлагают интенсификаторы гидравлической тяги в виде полунавесного оборудования или приспособления, тем самым уменьшая пробуксовку колес и сокращая расход топлива.

Тенденции

– улучшение качества обработки материалов рабочих органов (сошники, диски, лапы культиватора);

– увеличение ширины захвата сельхозагрегатов;

– увеличение рабочей скорости;

– увеличение объёма бункера для посевного материала;

– автоматизация систем управления сельхозагрегатами.

На выставке будет представлено много новинок, обеспечивающих оптимизацию заделки растительных остатков, ресурсосберегающие почвообрабатывающие агрегаты. Традиционное сельское хозяйство может привести к существенному ухудшению качества почвы, эрозии, уплотнению, а также увеличению эмиссии СО2. Поэтому применение ресурсосберегающих технологий no-till и mini-till на сегодняшний день самая перспективная альтернатива.

Модернизация посевной техники направлена в первую очередь на рационализацию и автоматизацию рабочих процессов. Эта тенденция сохраняется. При этом электронное оснащение оборудования приобретает все большее значение. Электронный мониторинг посева и контролируемая глубина высева повышают эксплуатационный комфорт сеялок. Кроме того, разные производители стали предлагать высокоскоростные точные сеялки, работающие при скорости 15 км/ч. На «Агритехника 2011» они представят улучшенные машины, обеспечивающие высокое качество посева на всех типах почвы.

Комментарий разработчиков

Уве Тиссон, начальник конструкторского отдела фирмы «Амазоне»; Свен Дутци, начальник отдела продуктменеджмента:

– Сегодня, по крайней мере в Европе, наблюдается четкая тенденция в сторону консервирующих технологий без оборота пласта почвы. Хотя это не означает полный отказ от использования плуга, так как, например, средние по размеру предприятия используют вспашку для борьбы с сорняками, а вот крупные хозяйства все больше применяют мульчирующий посев.

Также в будущем прогнозируется тенденция к разделению процессов, связанных с обработкой почвы и непосредственно самим посевом. Основной причиной для этого является возможность увеличения дневной производительности при использовании сеялок без дополнительных рабочих органов практически в два раза. Для предприятий, которые используют короткие севообороты, это практически единственная возможность вовремя произвести посев. В регионах с большим количеством осадков разделение процессов обработки почвы и посева способствует удалению излишнего количества влаги из почвы и созданию благоприятных условий для проведения посева.

Удвоение дневной производительности посевной техники в ближайшие 5-10 лет – основная цель фирмы «Амазоне». За счет этого вполне возможна дневная производительность одной сеялки 200-250 га на крупных площадях и до 50-100 га – на небольших.

Также фирмой «Амазоне» ведутся работы по дальнейшей оптимизации системы «высевающее колесо – сошник» для улучшения качества продольного распределения посевного материала в рядке. Образцом здесь служат сеялки точного высева. С разработкой нового сошника RoTeC Control фирма «Амазоне» значительно продвинулась в этом направлении. Сошники RoTeC Control обеспечивают плавный ход сошника в рядке, благодаря чему происходит равномерное распределение посевного материала. Важную роль здесь также играют клиновидные прикатывающие катки, которые установлены перед сошниками и которые уплотняют почву точно по линии движения сошников, обеспечивая постоянную, равномерную глубину высева.

Автоматизация процессов управления сельхозагрегатами на примере пневматических сеялок фирмы «Амазоне» позволяет, при использовании карт урожайности, непосредственно в процессе работы нажатием кнопки изменять норму высева, реагируя на особенности поля.

В будущем также станет возможно применение электрического привода в сеялках. Так как при большой ширине захвата необходимо довольно большое количество приводов, например для воздушного насоса и высевающих механизмов, то при существующей тенденции к увеличению рабочей скорости и ширины захвата увеличивается количество потребляемой энергии на приводы, что предъявляет определенные требования к производителям тракторов.

В связи с увеличением ширины захвата возможно дальнейшее увеличение доли пневматических сеялок на рынке. Хотя касательно точности высева у них нет преимуществ по сравнению с механическими сеялками, так как дозирование в обоих случаях происходит механическим путем, но в пневматических сеялках посевной материал дозируется лишь в одном месте и дальше распределяется по сошникам, что при увеличении ширины захвата будет играть все более значимую роль.

Постоянное удорожание минеральных удобрений требует, чтобы их внесение происходило в непосредственной близости с посевным материалом. Поэтому в Западной Европе становится более ярко выраженным процесс интеграции техники для внесения удобрений в посевную технику, чему способствует также законодательное регулирование экономного обращения с минеральными удобрениями. Например, для Восточной Европы это уже стандарт, там используется значительное количество сеялок с одновременным внесением удобрений.

Зерноуборочные комбайны

Как известно, сегодня идет автоматизация всех процессов. В скором времени тракторы и комбайны будут работать без механизатора, но пока сельхозмашиностроители считают, что автоматические системы не смогут обеспечить безопасность всего технологического процесса. Умные машины не за горами. Мы уже не удивляемся тому, что при уборке, например, зерновых современная аппаратура выдает целый комплекс данных о качестве обмолачиваемого зерна.

Современные комбайны все лучше способны адаптироваться к условиям уборки, какими бы сложными они ни были, что приводит к повышению производительности при одновременно высоком качестве уборки. Однако возрастающее количество возможностей регулировки приводит к увеличению требований к навыкам оператора, который должен выбрать подходящее решение, причем вся ответственность находится в этом случае в его руках. Между тем современные комбайны имеют порядка 50 параметров настройки. Многие из них контролируются с помощью электроники, но есть и такие, которые необходимо настраивать вручную. Порой сделать оптимальную настройку машины для разных условий уборки нелегко даже опытным комбайнерам. Поэтому они часто прибегают к тем настройкам, которые раньше давали хорошие результаты. Экспериментировать же они начинают только в том случае, когда, например, существенно увеличиваются потери урожая или же снижается производительность. Менее опытным операторам часто не хватает знаний о правильной настройке, и в основном они пользуются стандартными возможностями, которые предлагают производители техники. Лидирующие производители комбайнов на выставке предложат вспомогательные системы, которые помогут оптимально приспособить машину к условиям уборки. Среди них системы регулировки жатки, управления процессом обмолота, сепарации и очистки соломы.

Комментарий разработчиков

Александр Щербик, специалист компании CNH:

- Разработки ведутся по всем направлениям, так как необходимо улучшать не только качество работы комбайна, но и условия труда оператора (шум в кабине, удобство работы и пр.), экономичность и экологичность двигателя.

Например, в наших комбайнах начиная с этого года возможна установка системы OptiFan, которая автоматически изменяет воздушный поток в системе очистки в зависимости от уклона. Это обеспечивает ее высокое качество при работе комбайна на склонах, без применения более дорогостоящей системы Smart Sieve (создает параллельное состояние решетного стана во время работы на склонах). Также ведется разработка системы, которая будет обеспечивать параллельное движение трактора во время разгрузки комбайна. Кроме того, с увеличением площадей, где применяются нулевые технологии, возникла сложность с равномерным распределением пожнивных остатков по полю. Поэтому сейчас комбайны класса CR, CX укомплектовываются системой OptiSpreader, обеспечивающей равномерное распределение измельченной массы на ширину порядка 12 м.

Уборка кормовых культур

Что касается кормоуборочной техники, то здесь наблюдается тенденция увеличения рабочей ширины захвата. Так, например, рабочая ширина косилок, ворошилок, валкователей достигает все большей ширины захвата – для оптимизации заготовки и оптимальной загрузки высокопроизводительных машин. Кроме того, на рынке все больше появляется самоходных машин.

Впрочем, вряд ли эта тенденция сохранится в будущем. Даже если сельхозпредприятие имеет большие площади, самоходные комбайны используются в короткий промежуток времени. Сейчас же в Европе в связи с увеличением потребности в биогазе спрос на кормоуборочные комбайны остается по-прежнему высоким, но в среднесрочной перспективе их могут заменить прицепы-подборщики. В зависимости от условий уборки и вида культуры эти машины способны с ними успешно конкурировать. Важность прицепов-подборщиков возрастает в связи с тем, что они эксплуатируются более длительное время и хорошо справляются со своими задачами при пиковой нагрузке. Поэтому многие производители расширяют линейку мультифункциональных прицепов-подборщиков и увеличивают свои производственные мощности в этом направлении.

Увеличение потребления соломы для производства энергии влияет на продажи пресс-подборщиков. Потенциальное увеличение утилизации соломы для производства тепла приведет в будущем к повышению спроса на высокопроизводительные крупнопакующие тюковые пресс-подборщики. Причем как размеры тюков, так и их плотность также продолжают увеличиваться.

Комментарий разработчиков

Николай Кудинов, специалист по маркетингу компании Krone:

- Тенденция в области кормоуборочной техники такова, что сельхозпроизводители все чаще стали отдавать предпочтение мощным машинам (500-1000 л. с.), которые позволяют заготавливать корма в сжатые агросроки. Качество уборки кормов во многом зависит как от производительности жатки и технологии заготовки, так и во многом от ширины захвата (до 10,5 м) жатки и ее конструктивного строения. Европейцы используют мощные комбайны, в силу того что высокая производительность и квалификация кадров играют здесь ведущую роль. Надои, например, на юге Германии в 1,5 раза выше, чем в России, не в последнюю очередь за счет качественной и своевременной заготовки кормов.

На ближайшей «Агритехнике» фирма Krone представит в том числе улучшенную версию самого мощного на рынке (1100 л. с.) кормоуборочного комбайна BigX1100. Машина имеет новую кабину и теперь снабжается дизельным двигателем фирмы MAN с системой непосредственного впрыска топлива. За счет этого достигается более высокая мощность при меньшем расходе дизеля. Кроме того, комбайн оснащен новым джойстиком управления, который дает возможность контролировать практически все параметры машины.

Кукурузные приставки EasyCollect с рабочей шириной захвата от 6 м до 10,5 м серийно оснащены автоматическим сенсорным устройством регулировки длины измельчения AutoScan. В зависимости от степени зрелости кукурузы устройство способно автоматически настроить идеальную длину измельчения, что позволяет достичь однородной структуры корма при наименьшем расходе топлива.

Что касается прицепов-подборщиков, которые часто рассматривают в качестве альтернативы кормоуборочным комбайнам, то их применение оправданно, если в хозяйстве заготавливают в основном сенаж, а расстояние от места складирования не превышает 8-10 км. Кроме того, производительность комбайна гораздо выше, а логистика гораздо проще и зачастую дешевле. Да и качество измельчения, необходимое для производства того же биогаза, дает только комбайн, прицепам до таких показателей пока далеко.

Такие машины стали выпускать все лидирующие производители кормоуборочной техники, в том числе и наша компания предлагает линейку в полном объеме.

Сейчас компания Krone делает основной уклон в сторону централизации. Для крупных агропредприятий, которые хотят контролировать процесс заготовки корма, фирма разработала несколько концептов. Один из них – система I-Green, с ее помощью можно осуществлять контроль над всеми логистическими процессами при кормозаготовке непосредственно из офиса: например, на какое поле должен ехать механизатор, где расположены тюки или рулоны, какую они имеют массу и влажность. Любая задача видна механизатору дистанционно, и каждое поле отражено на карте и привязано к GPS-системе. Благодаря I-Green можно оптимизировать все процессы с точки зрения бухгалтерского учета, финансового контроля, складской логистики и практически каждого процесса кормопроизводства. Эта инновационная разработка будет впервые представлена на выставке Agritechnica 2011.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв