Агропрофи » Blog Archive » Тотальный контроль
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Тотальный контроль

Ольга Жукова

Системы спутникового мониторинга позволяют следить за местоположением и сохранностью сельхозтехники даже за несколько сотен километров, не отходя от компьютера. Они же помогают оптимизировать логистику на предприятии, а также облегчить сервисное обслуживание.

Безграничные возможности

На современную технику сельхозпредприятия тратят огромные средства и, разумеется, хотят знать, насколько эффективно она используется. Ведь часто бывает так, что дорогой импортный трактор простаивает в рабочее время или того хуже – механизатор отъехал на нем по собственным делам. Причем нередко расход топлива за смену оказывается несоизмеримо велик. Чтобы предотвратить воровство на предприятии, а также контролировать выполнение агротехнологических операций и перемещение техники, используются системы спутникового мониторинга.

– Основная задача системы мониторинга – контроль местоположения передвижных объектов по данным со спутников GPS или ГЛОНАСС, – рассказывает Энри Кишка, директор департамента высоких технологий ГК АСБ. – Благодаря внедрению такой системы предприятие получает ежедневные отчеты по всем процессам, происходящим в поле. При этом оператор может следить, не выходя из кабинета, за работой огромного количества тракторов, комбайнов, грузовой техники. Впрочем, этим возможности систем спутникового мониторинга не ограничиваются. Все зависит от поставленной задачи или технического задания для компании – интегратора системы.

– Использование систем мониторинга позволяет отслеживать, где находятся машины, сколько они отработали, сколько им еще предстоит работать, какой оператор находится в машине, с какой скоростью движется техника, – перечисляет Анна Каширцева, специалист по системам точного земледелия компании John Deere. – Кроме того, в этот перечень может входить контроль расхода топлива, параметров работы машин, за счет чего, к примеру, легко обнаруживаются все коды неисправностей в режиме онлайн. На основе полученных от машины данных впоследствии можно провести анализ и оценить, насколько сильно она была загружена и достаточно ли этой нагрузки. У комбайна – отслеживать потери, процесс заполнения бункера и многое другое.

Все это, по мнению Анны Каширцевой, дает возможность добиваться максимальной производительности независимо от уровня подготовки трактористов или комбайнеров, оптимизировать логистические процессы, а также легко планировать сервисные работы.

Как отмечает Энри Кишка, у систем мониторинга еще есть функция «свой-чужой», позволяющая в автоматическом режиме разрешать или запрещать заправку трактора топливозаправщиком, тем самым предотвращая попытки воровства. Система «свой-чужой» формирует подробный отчет для оператора, следящего за техникой. В него входит информация о том, кто заправил (ФИО водителя топливозаправщика), кому заправили (ФИО механизатора), какую машину заправили (гос. номер или инв. номер трактора), когда и где, а также были ли несанкционированные попытки заправки. Так как система работает на технологии беспроводной передачи данных, исключается возможность воспламенения топлива при неисправности электропроводки.

Преимущества использования систем спутникового мониторинга

Для инженерной службы

  • Предотвращение неэффективной эксплуатации техники (некачественная обработка площадей с целью «экономии» топлива)
  • Определение сливов через «обратку»
  • Диагностика неисправностей двигателя на основе значений мгновенного расхода топлива
  • Определение нормативов расхода по различным операциям и агрегатам
  • Учёт моточасов и гектаров
  • Контроль над соблюдением скоростного режима и проведением ТО
  • Определение эффективности использования ТС

Для службы безопасности

  • Контроль местоположения техники в режиме реального времени, его направления и скорости движения
  • Контроль в реальном времени расходования ресурсов ГСМ, удобрения, жидкости для опрыскивания
  • Автоматическое формирование тревожных отчетов (работа не на своих полях, разгрузка комбайна в чужую машину, слив топлива)

Для логистической службы

  • Планирование и контроль графика работы техники на поле, минимизация простоев техники по вине работников.
  • Контроль в режиме реального времени «переброса» техники с южных регионов в центральную и восточную часть России и обратно
  • Своевременная подача машин при вывозе зерна со складов сельхозпредприятия и доставка его к покупателю

Для агрономической службы

  • Контроль выполнения операций в соответствии с тех. картой
  • Контроль сроков выполнения работ в зависимости от вида культуры
  • Контроль точного времени начала и окончания работ (внесение удобрений, уборка урожая и пр.)

Для бухгалтерии

  • Автоматический учет рабочего времени водителей и механизаторов
  • Расчет заработной платы на основе объёмов выполненных работ
  • Автоматическая выписка и учет путевых листов
  • Упрощение работы с помощью формирования специальных отчётов в 1С, индивидуально разработанных

Источник: Инженерный центр «Геомир».

Как все начиналось

– Первые прототипы систем спутникового мониторинга появились еще в 90-х годах, когда стали предлагать системы охраны посредством GPS-технологий, но в тот момент микроконтроллеры и прочие электронные компоненты были далеки от совершенства, что сказывалось на работоспособности системы в целом, – вспоминает Энри Кишка. На сегодняшний день ситуация в корне поменялась, и в России сформировалась «большая тройка», состоящая из компаний «ЕНДС-Россия», «М2М-Телематика», «Автотрекер РНТ». В общей сложности существует еще порядка 20 компаний, которые предлагают подобные системы. Есть среди них и производители техники, такие как Claas (Claas Telematics), John Deere (JD Link), AGCO (Agcocommand).

По наблюдениям Ильдара Мансурова, технического директора Инженерного центра «Геомир», системами спутникового мониторинга уже оснастились многие крупные агрохолдинги – «Продимекс», «Агрогард», «Агроинвест», «Разгуляй» и др. Их также приобретают сельхозпредприятия со сложной структурой управления, например, когда управляющая компания находится в Москве, а ряд филиалов – в регионах. В большинстве случаев цель покупки – экономия топлива и «отсечка» левых маршрутов.

– Сельхозпроизводители всегда хотят быть в курсе, где находятся машины, как они работают и почему был простой. Это позволяет увеличить производительность и избежать мошенничества, повысить культуру производства, – дополняет Леонид Яковлев, специалист по Telematics полевого обучающего мероприятия Claas Academy Focus Camp 2011.

Однако Энри Кишка уверен, что системы нужно приобретать и малым агропредприятиям. – Хотя приобретение недешевое, оно стоит затраченных средств, – считает эксперт.

Подробнее о шине CANbus

– Технология (архитектура) CANBus (Controller Area Network, или Сеть Бортовых Контроллеров) появилась в 1982 году и была разработана компанией Bosch, – рассказывает Энри Кишка. – В начале 90-х годов технология стала применяться в тракторах и комбайнах. Принципиальное преимущество архитектуры заключается в том, что по двум проводам (витой паре) передается абсолютно вся информация о состоянии машины, а это порядка 2000 параметров, то есть все блоки управления иностранного трактора или комбайна – управления двигателем, навеской, климат-контролем и пр. – соединены друг с другом всего двумя проводами.

Распространена технология на технике John Deere, Claas, Ropa, Holmer и т. д. и даже на прицепном инвентаре, сеялках Kverneland Monopill SE, Vaderstadt Rapid, разбрасывателях Amazone ZAM-3000 и т. д.

Чтобы получить нужную информацию, нет необходимости устанавливать дополнительные датчики, так как вся информация уже имеется в сети CANBus.

Как отмечает Анна Каширцева, основное преимущество компании John Deere в том, что вся производимая техника может быть полностью интегрирована друг с другом, а также с техникой конкурентов с помощью CAN-шины.

– Информацию в сети CANBus нужно только получить и прочитать, – поясняет Энри Кишка. – Для этого я, например, внедрил CAN-gate (КЭН-шлюз), который не только вынимает информацию, но и позволяет оператору системы мониторинга диагностировать трактор, не выходя из офиса.

Не выходя из кабинета

– Как правило, не считая проводов, системы мониторинга состоят из модуля с встроенной sim-картой, который служит для считывания информации с бортовой электроники машины, а также антенн с приемником спутникового сигнала и сигнала мобильной связи, – перечисляет Леонид Яковлев.

Центральный модуль, по словам Энри Кишки, имеет размер чуть больше сигаретной пачки, к нему впоследствии подключаются различные датчики и управляемые реле. Схема работы системы мониторинга довольно проста: GPS/ГЛОНАСС-модуль принимает радиочастотный сигнал от спутников системы позиционирования и определяет свое местоположение. Затем модуль передает вычисленные координаты центральному процессору, который подготавливает пакет информации, куда входят параметры датчиков, подключенных к входам процессора. Пакет информации, в свою очередь, передается на модем GSM, по функциональности не отличающийся от сотового телефона, впоследствии эта информация отправляется на сервер, установленный в офисе предприятия. Там программа сервера читает полученную информацию и записывает в базу данных, где она может храниться бесконечно долго. На все эти действия уходит примерно секунда. Миг – и вся полученная информация доступна для просмотра, в том числе и на карте, всем пользователям этой системы.

– В случае если на поле отсутствует покрытие GSM, данные записываются в «черный ящик», и когда техника входит в зону покрытия, все накопленные ранее данные сбрасываются на сервер, – говорит Ильдар Мансуров.

– Система может также дополняться емкостными датчиками уровня топлива в баке, которые намного точнее штатных средств измерения уровня топлива, датчиками уровня зерна в бункере комбайна и т. д., – сообщает Энри Кишка. – Однако в большем объеме информацию позволяет получить шина CANBus. Правда, такие шлюзы могут быть установлены только на иностранную технику.

Проблемы совместимости

По словам Ильдара Мансурова, программное обеспечение (ПО) системы мониторинга состоит, как правило, из двух частей – серверной части, которая принимает данные с бортовых контроллеров и сохраняет их в базу данных, и непосредственно ПО, с которым работает конечный пользователь, как, например, ПО «АвтоГРАФ», автотрекер «АТ-Визор», ЕНДС «Навигатор-С».

Серверное ПО устанавливается в дата-центрах с хорошим каналом Интернета, бесперебойным питанием, резервированием данных, и владеет им обычно поставщик оборудования. За использование сервера конечный потребитель вносит ежемесячную арендную плату, в которую входит оплата интернет-трафика, проходящего через бортовой контроллер, и частичную оплату выездов сервисных инженеров поставщика.

– Когда хозяйство небольшое, конечно, лучше воспользоваться сервером компании-интегратора, – говорит Энри Кишка. – Абонентская плата с одного объекта составляет примерно 600 руб. Если же это, к примеру, крупный агрохолдинг и техники много, как у нас – порядка 700 единиц, целесообразнее приобрести сразу весь комплекс, включающий в себя серверное ПО, и нанять своего инженера, который будет все это обслуживать.

На компьютер конечного пользователя устанавливается клиентское ПО, с помощью которого он ведет наблюдение за своей техникой. Обязательное условие – возможность хотя бы периодического выхода в Интернет для скачивания данных с сервера, накопленных за предыдущий период выхода в сеть. Кроме того, возможна установка дополнительных модулей, осуществляющих связь программой типа «1С: Бухгалтерия», сообщает Ильдар Мансуров.

Некоторые компании предлагают программное обеспечение бесплатно, другие – платно. Из-за конкуренции и защищенности своих протоколов ПО компания А не сможет работать с устройствами компании В, уточняет Энри Кишка. Поэтому при выборе поставщика системы спутникового мониторинга, по мнению эксперта, обязательно стоит обратить внимание на ПО, ведь именно с ПО предстоит работать каждый день, и от того, как оно устроено, будет зависеть показатель эффективности системы в целом. Также стоит обратить внимание на формы отчетов и картографию, только в правильно построенном отчете можно без труда разобраться и не производить дополнительных вычислений, а на красочной и функциональной картографии можно нанести поля и с высокой точностью видеть местоположение техники. ПО в обязательном порядке должно включать в себя систему аналитики полученных данных и систему оповещения оператора на предмет несанкционированных действий механизатора (слив топлива, отключение системы от бортового питания, переезд на другое поле и т. п.).

В процессе сбора и обработки данных в конце рабочего дня на электронной карте диспетчера отражаются маршруты движения техники, а результаты работы каждого агрегата отображаются в виде диаграмм и графиков. Затем эти данные можно передать в системах учета и планирования. На их основе можно разработать, например, оптимальные маршруты, что приводит к сокращению времени на выполнение технологических операций и уменьшению расхода топлива.

Через сайт

Несколько иначе функционируют системы мониторинга компаний – производителей техники. Так, например, для системы мониторинга за машинами Claas специализированное программное обеспечение не требуется, так как доступ к информации осуществляется через интернет-сайт. Соответственно, компьютер должен быть подключен к Интернету и иметь интернет-браузер, например, Internet Explorer.

Примерно по такому же принципу работает система JD Link от John Deere.

– JD Link состоит из контроллера JD Link и программной части – сайта JD Link, – поясняет Анна Каширцева. – Контроллер собирает все данные GPS с Can-шины машины, двигателя и т. д. Дальше он переправляет эту информацию с помощью GPRS-соединения на удаленный сервер. Клиент получает доступ ко всем машинам и всей информации непосредственно через сайт JD Link, никакого дополнительно программного обеспечения не нужно. История также находится на удаленном сервере сайта.

От оператора, по словам Леонида Яковлева, требуется лишь умение работать на компьютере и знание условий и технологии работы каждой машины, оснащенной системой. При этом один человек способен качественно отслеживать около 7 единиц техники. Эта цифра может отклоняться как в большую, так и меньшую сторону. Все зависит от параметров, которые необходимо контролировать. В целом, если речь идет о хозяйстве, единовременно с помощью системы спутникового мониторинга есть возможность отслеживать до 1000 машин.

Обмануть нельзя!

Любое вмешательство в работу системы тем или иным образом будет зафиксировано в памяти устройства, и вот в этот момент руководство и ответственные лица должны среагировать на саботаж со стороны подотчетного лица (механизатора, водителя). Только оперативные действия предотвратят искажение информации и позволят получить 100%-ную эффективность, считает Энри Кишка.

Как отмечают эксперты, попытки «обмануть» систему нередки. Но, как правило, они быстро обнаруживаются и пресекаются. Так что механизаторам не остается ничего иного, как смириться.

Среди наиболее часто встречающихся уловок Ильдар Мансуров называет грубые попытки обрезания проводов, подачу 220 В в низковольтную линию питания терминала, оборачивание GPS-таблетки фольгой, чтобы ухудшить прием спутников. Если же речь идет о датчиках уровня топлива, то самым распространенным способом обмана, по его наблюдениям, является «медленный» слив топлива. В этом случае топливо сливается не сразу, так как этот акт будет сразу же зафиксирован программой, а постепенно – в процессе работы техники.

Однако эксперт говорит, что эта проблема легко решается за счет установки высокоточных датчиков с процессорными модулями, которые ведут опрос датчиков раз в секунду. Впрочем, при выдаче этих систем под материальную ответственность все уловки обычно быстро прекращаются.

Цена вопроса

– Для монтажа и настройки системы спутникового мониторинга необходимо обладать знаниями системного администрирования Windows/UNIX и, кроме того, понимать устройство механизмов и систем трактора, в частности топливных систем, пожаробезопасности, – говорит Энри Кишка. – Также необходим дорогостоящий специальный инструмент, специальные расходные материалы, именно поэтому установку системы, настройку и ее обслуживание лучше доверить профессионалам – компании, которая эту систему предлагает, в противном случае работа системы будет нестабильна и полученные данные могут вызвать сомнения, а это чревато наказанием невиновных работников.

При этом эксперты рекомендуют четко прописывать техническое задание для компании-интегратора, иначе неизбежно будут «дыры» в системе – в отдельные периоды по отдельным единицам данные могут пропадать.

Стоимость систем спутникового мониторинга индивидуальна и во многом зависит не только от производителя оборудования, но и от объема проекта.

– Стоимость системы для оснащения МТЗ-80 в среднем обойдется в 25 тыс. руб., – приводит пример Энри Кишка. – Сюда входят затраты на приобретение терминала (центрального модуля), а также датчика уровня топлива.

Леонид Яковлев также замечает, что стоимость комплекта может отличаться для различных машин. Обычно при покупке комплекта лицензия на первый год уже включена в стоимость, продление лицензии на каждый последующий год, если речь идет о технике Claas, обходится примерно в 700 евро. При условии эффективной работы с системой можно добиться окупаемости уже в первый год. Полностью потенциал системы раскрывается при одновременном использовании её на нескольких машинах.

– Например, если за смену слив топлива составляет 10 л ДТ по цене 24 руб., – говорит Энри Кишка. – Тогда окупаемости можно ожидать спустя примерно 130 дней. Это не считая косвенных «бонусов» в виде контроля местоположения и эффективности работы. Цифры, конечно, условны, но при правильном подходе эффект не заставит себя ждать.

Комментарии практиков

ГК «АСБ» (Тамбовская обл.)

Энри Кишка, директор департамента высоких технологий:

– Нашей компании принадлежит порядка 130 тыс. га пахотных земель. В севообороте сахарная свекла, зерновые, подсолнечник, горох. С 2009 года около 700 единиц техники было оснащено системами спутникового мониторинга: тракторы, комбайны, грузовики. Причем ими мы снабжали не только собственные машины, но и наемный транспорт.

После внедрения системы мониторинга еще раз сделали обмер полей и составили новые электронные карты полей. Разница в размере поля иногда достигала 9 га в большую сторону по сравнению с ранее полученными результатами.

Чтобы оптимизировать затраты, мы приобрели сразу весь комплект, включая серверное ПО и сим-карту. Для работы с данными используется система «Навигатор-С». Она работает у нас в связке с программой «1С Управление производственным предприятием».

Систему спутникового мониторинга нужно рассматривать в первую очередь как эффективный инструмент. Либо руководитель предприятия ей полностью доверяет, либо ее не стоит внедрять вообще, так как это будет пустая трата денег.

Первая трудность, с которой мы столкнулись в процессе установки систем спутникового мониторинга, – это саботаж со стороны операторов сельхозтехники и водителей. Систему установили, она работала определенное время, а потом ее попросту выводили из строя: отрезали антенны у GPS-модулей, отключали питание, пытались снять аккумулятор, чтобы отъехать по своим делам. Но такое поведение не оставалось безнаказанным: на сотрудников налагали штрафы, лишали премий, и со временем попытки саботажа прекратились.

Вторая сложность – техника постоянно эксплуатировалась, и снимать ее с работ не всегда получалось. Системы мониторинга приходилось устанавливать в том числе и зимой, в сложных условиях. В среднем оснащение одной единицы техники занимало у нас 3-4 часа.

Благодаря введению таких систем в холдинге заметно увеличился валовый сбор зерна. Уже невозможно было продавать зерно направо и налево. Кроме того, снизился расход топлива, повысилась эффективность выполнения работ. Мы проанализировали, какова на самом деле потребность агрохолдинга в сельхозтехнике и механизаторах. По итогам провели кадровые перестановки.

В общей сложности на внедрение системы спутникового мониторинга мы потратили свыше $1 млн. Но об этом нисколько не жалеем, приобретение окупилось уже в первый сезон.

«Русский гектар Урожай» (Саратовская обл.)

Виталий Королев, управляющий обособленным подразделением:

– В апреле 2011 года мы запустили систему спутникового мониторинга, чтобы вести учет по движению техники, расходу топлива, контролю агротехнологических операций (насколько точно они выполняются, с какой скоростью). Система позволяет контролировать в поле все пропуски, огрехи, следить за внесением удобрений и СЗР.

Компанию, которая установила нам ПО, мы выбирали по принципам полного обеспечения и дальнейшего обслуживания системы, географической удаленности и оперативности работы. В итоге остановились на ТД «Кварц» (Саратов). Мы используем компьютерную программу «АгроПанорама», все замыкается на ней.

Перед установкой мы анализировали нашу работу – сколько мы несем производственных потерь в физическом плане, прорабатывали рынок по возможностям поставщиков систем.

В любом случае, когда устанавливаются какие-либо системы слежения, возникают трудности с персоналом. Любой механизатор ко всему новому и непонятному относится настороженно. Наши работники даже считали, что ущемляются их права, так как система следит за стоянками, скоростью, местами отдыха механизаторов и на экране монитора видны все передвижения техники. Решения по управлению принимаются on-line, поэтому не всегда было доверие персонала к этой системе. Но серьезных проблем не было, потому что мы уделили особое внимание подготовке наших специалистов – провели обучение, все настройки делались при них.

Что касается стоимости, то за обслуживание каждой единицы техники мы платим 600 руб. Оснащение машины в зависимости от комплектации стоит от 14 до 28 тыс. руб. Окупить затраты планируем за два сезона. Сначала мы хотели подключить к системе мониторинга наиболее задействованные в производстве машины. Однако в итоге решили оснастить оборудованием всю сельхозтехнику – 12 единиц. Результат работы системы ощутили сразу: теперь мы можем в онлайн-режиме следить за качеством выполнения работ, а не изучать ситуацию постфактум.

Аграриям, которые тоже хотят установить систему спутникового мониторинга, я рекомендую прежде всего понять, что именно необходимо контролировать, чтобы не выкидывать деньги зря, и какой результат нужно получить в итоге. От этого будет зависеть набор датчиков. Особое внимание стоит уделить обучению персонала.

Племенной завод «Мелиоратор» (Саратовская обл.)

Галина Верхушина, главный экономист:

– В сельском хозяйстве сейчас много проблем из-за того, что себестоимость продукции превышает стоимость реализации, поэтому нужно экономить – сокращать расходы по разным статьям. ГСМ – одна из основных статей затрат в растениеводстве и сопутствующих отраслях. Для сокращения издержек мы приобрели систему спутникового мониторинга «Автограф» (учет выполненных работ, датчики по использованию дизельного топлива). Установили ее в мае 2010-го и до конца года сэкономили 30 т топлива (на 1 га – 0,9 л). С ее помощью легко отслеживается перерасход ГСМ, помимо этого, мы можем наблюдать за эксплуатацией техники: с какой скоростью работают машины, сколько обработано гектаров, если это комбайн – есть ли потери, какова урожайность и т. д.

Изначально все механизаторы были против внедрения системы, поэтому приходилось проводить разъяснительные беседы.

Мы установили программу «Агропанорама» для агрономов. Если раньше история полей фиксировалась в рукописном варианте, то теперь вновь провели замеры полей и создали электронные карты, которые введены в программы «Автограф», «Агропанорама». Благодаря ПО мы видим движение всей техники, ее простои, за счет этого можем повышать норму выработки. В «Агропанораме» ведется точный расход СЗР, удобрений по каждому полю, автоматически высчитывается себестоимость и правильный севооборот. В нашем хозяйстве все компьютеризировано. Помощники бригадиров по учету работают со спецпрограммами, ими оснащен и экономический отдел, в автопарке установлены навигационные системы, они отслеживают всю работу, агроном же все данные заносит в компьютер.

Полностью оборудование на один трактор стоит около 35 тыс. руб., «Агропанорама» обошлась в 45 тыс. руб. Мы ожидаем, что вложения окупятся в течение 3-4 лет.

В систему включены наши российские и белорусские тракторы, КАМАЗы (41 трактор, 8 машин). На импортную технику можно поставить «Автограф», но нельзя установить датчики контроля расхода топлива, так как она находится на гарантийном обслуживании.

На наш взгляд, эти системы стоит устанавливать. Мы ощутили реальную экономию затрат и теперь можем вывести точные данные по движению средств производства. Еще одно заметное преимущество: у нас значительно повысилось качество обработки почвы.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв