Агропрофи » Blog Archive » На гусеничном ходу
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

На гусеничном ходу

Ольга Жукова

Потребность в гусеничных тракторах в России по-прежнему велика. Тем не менее по разным причинам аграрии не спешат приобретать эту технику, и зря, уверены специалисты. Ведь гусеничные тракторы в сравнении с колесными имеют до 20% большее тяговое усилие, позволяют сократить расход топлива и оказывают меньшее давление на почву.


Спрос растет

Рынок импортных тракторов на гусеничном ходу оценивается экспертами в $10–12 млн ежегодно.

Необходимость в такой технике возникает в тех хозяйствах, где внедряют ресурсосберегающие технологии, а также при возделывании риса, отмечает директор по развитию продаж ТД «ПТЗ» Александр Щербик.

По наблюдениям Владислава Алейникова, менеджера по продукту компании «Джон Дир Русь», гусеничные тракторы также востребованы в регионах с высокой влажностью.

– Сегмент рынка гусеничных тракторов в России усиленно развивался до кризиса 2009 года, после которого произошло значительное сокращение продаж. Однако спрос довольно быстро вернулся, и только по итогам первого полугодия текущего года иностранными производителями было реализовано 117 единиц гусеничной техники. При этом основная доля (более 100 тракторов) приходится на модели бренда Challenger, который принадлежит корпорации AGCO, – уточняет Владимир Чернышов, менеджер по продукту компании AGCO.

Увеличение спроса отмечают и в компании John Deere. Так, по данным Владислава Алейникова, за последние 5 лет продажи техники на гусеничном ходу возросли в 10 раз.

В России лидер по производству гусеничных тракторов «Волгоградский тракторный завод» (ВТ-100, ВТ-150, ВТ-175), входящий в концерн «Тракторные заводы». В свое время ВгТЗ выпускал самый массовый в СССР гусеничный трактор ДТ-75. Из стран СНГ гусеничные тракторы поставляет на российский рынок прежде всего «Харьковский тракторный завод» (ХТЗ-150, ХТЗ-175).

Тем не менее по сравнению с колесной техникой продажи гусеничных моделей

в десятки и даже сотни раз ниже. Хотя потребность в них по-прежнему остается довольно высокой. Что же отпугивает сельхозпроизводителей от покупки гусеничных тракторов?

Только в плюсе

В первую очередь это цена, на зарубежные модели она в среднем на 10–25% выше по сравнению с колесной техникой аналогичной мощности, отмечают специалисты. Другой не менее значимый фактор – их меньшая мобильность. Кроме того, производители гусеничных тракторов считают, что их технику зачастую попросту недооценивают.

– В сельском хозяйстве гусеничные тракторы в основном используют на полевых работах для обработки почвы и на посеве – за счет меньшего давления на почву, – говорит Владимир Чернышов. – Это же преимущество позволяет вывести технику на гусеничном ходу в поле раньше, чем колесную, что особенно ценно для начала весенних полевых работ.

К тому же никто и никогда не сделает колесный трактор с таким давлением на почву, как у гусеничного, сходятся во мнении эксперты. К примеру, за счет применения гусеницы обеспечивается давление на почву 0,4 атм, в то время как у колеса этот показатель находится в пределах 0,6–0,8 атм с учетом дополнительной подгрузки.

– Исторически так сложилось, что изначально все сельскохозяйственные тракторы были гусеничные, – рассказывает заведующий кафедрой физики и мелиорации почв факультета почвоведения МГУ Евгений Шеин. – Но американским фермерам была нужна универсальная техника, которая без проблем смогла бы передвигаться по дорогам общего пользования. Собственно, по этой причине и стали популярны колесные тракторы, частое применение которых и привело к возникновению проблемы переуплотнения почвы. Однако основное преимущество гусеничного трактора перед аналоговым колесным агрегатом, по мнению Чернышева, заключается в большем тяговом усилии: у гусеничного трактора коэффициент сцепления, а следовательно, и тяговое усилие выше до 20%. А расход топлива у гусеничных машин ниже, чем у колесных за счет меньшей пробуксовки.

Так, например, коэффициент пробуксовки на гусеничных тракторах при  нормальных условиях эксплуатации не превышает 2–5%. На колесных моделях, снабженных системой сдваивания, этот показатель колеблется в пределах от 8 до 12%, а на тяжелых работах без спарки, по наблюдениям Александра Щербика, и вовсе иногда достигает 20%. При средней скорости трактора в поле 8 км/ч несложно подсчитать, насколько снизится производительность и увеличится расход топлива у колесной техники. В итоге получается, что использование гусеничных тракторов выгодно и с экономической точки зрения.

Помимо высоких тяговых характеристик и низкого давления на грунт Владислав Алейников среди преимуществ отмечает и высокую маневренность гусеничных тракторов. Радиус разворота, по его словам, у них в любом случае будет меньше чем, у классического колесного трактора, и уж тем более меньше, чем

у машин с шарнирно-сочлененной рамой.

– У колесных тракторов радиус разворота составляет 5–6 м, в то время как гусеничный фактически может вращаться вокруг собственной оси, – комментирует эксперт. – В частности благодаря этой особенности к нему проще подсоединить орудия.

Владимир Чернышов считает, что недостатков у гусеничных тракторов в принципе нет, есть только некоторые сложности и особенности их применения. В первую очередь эксперт обращает внимание на внушительные габариты этих машин, которые требуют специального разрешения для движения по дорогам общего пользования. Но в любом случае  шарнирно-сочлененный трактор такой же мощности, как и гусеничный, будет иметь большие габариты за счет установленных сдвоенных колес.

Североамериканские же фермеры отмечают некоторые сложности при посеве мелкосеменных культур.

– При посеве мелкосеменных культур сначала поле засевают по контуру и лишь затем отбивают загонки, – поясняет Александр Щербик. – Обычно одна ось гусеничного трактора начинает притормаживать, другая же едет чуть быстрее, и разворот происходит фактически по уже засеянному участку. Но благодаря тому, что есть возможность выйти в поле в ранние сроки и завершить посев с влагой, фермеры только в плюсе.

В принципе, по словам Александра Щербика, на гусеничной технике можно сделать плавный поворот, правда, при наличии высококвалифицированного оператора.

У них и у нас

Как сообщает Владимир Чернышов, гусеничную технику можно классифицировать по типу ходовой системы: на тракторы с металлическими гусеницами и с резино-армированными. Как и колесные тракторы, они классифицируются по тяговому классу: в настоящее время в России существует 8 тяговых классов сельскохозяйственных и лесозаготовительных тракторов.

Гусеничные тракторы мощностью до 200 л.с., как правило, используются в рисовых чеках, а модели свыше 300 л.с., по мнению Алексея Мошненко, директора по маркетингу компании «Ростсельмаш», в первую очередь подходят для хозяйств, которые выращивают зерновые культуры и имеют длину гона более 1000 м.

– Отечественные машиностроители, а также их коллеги из ближнего зарубежья предлагают тракторы мощностью до 200 л.с. с металлическими гусеницами, – делится наблюдениями Александр Щербик. – Иностранцы же в основном поставляют на российский рынок модели свыше 300 л.с., оснащенные резино-армированными гусеницами.

По словам Владимира Чернышова, переход к этому типу гусениц произошел в 1987 году, когда была запатентована новая для рынка ходовая система MobilTrac, использующаяся только на тракторах Challenger. По своим техническим параметрам она значительно превосходит металлические гусеницы, обеспечивая более бережное воздействие на почву, повышенные тяговые характеристики и производительность.

– У резино-армированной гусеницы действительно ход мягче, к тому же при транспортировке она позволяет развивать более высокую скорость, – подтверждает Александр Щербик. – Однако стоит такая гусеничная система довольно дорого, притом что серьезное повреждение хотя бы части приводит к полной замене ходовой системы. Если же разрывается металлическая гусеница, то меняют только один поврежденный элемент, зачастую это «палец».

Однако при правильной эксплуатации резино-армированные гусеницы, по словам производителей, прослужат довольно долго: до 12 тыс. моточасов. Для этого по возможности стоит избегать частых и длительных перегонов такой техники. Специалисты рекомендуют не превышать норматив 40–50 км ежедневно.

Еще один важный момент, на который Александр Щербик советует обратить внимание при покупке гусеничных «иностранцев» – наличие регулировки «сход гусениц». К сожалению, не все специалисты, по его словам, способны ее квалифицированно выполнить. В итоге неправильная регулировка приводит к преждевременному износу гусеницы.

Интересный факт

Тем не менее расходы на сервисное обслуживание гусеничных тракторов сравнимы, а порой даже ниже затрат аналогичных колесных агрегатов, утверждают производители гусеничной техники.

– Например, средний ресурс гусеницы составляет 8–12 тысяч моточасов, колес – лишь 3–4 тыс. Таким образом, пока гусеницы вырабатывают свой ресурс, колеса придется сменить минимум дважды, – подсчитывает Владимир Чернышов. – А стоимость двух комплектов сдвоенных колес (16 единиц) примерно в 2 раза выше комплекта гусениц.

Производитель же может добиться увеличения ресурса гусениц путем применения более износостойких материалов. Но Владимир Чернышов отмечает, что в этом отношении нужно придерживаться золотой середины: в какой-то момент применение все новых и новых разработок и сверхпрочных материалов может привести к колоссальному увеличению стоимости техники,

и она перестанет быть рентабельной – как для производителя, так и для покупателя.

– Нашей компании удается сохранять разумный баланс затрат на совершенствование технологии  MobilTrac и стоимости техники для конечного покупателя, – рассказывает Владимир Чернышов. Например, в сложную многослойную структуру гусениц тракторов Challenger мы добавили в этом году два дополнительных резиновых слоя, а также увеличили в диаметре трос 0° корда. Это нововведение позволит еще больше продлить срок службы гусениц. Также для увеличения долговечности гусеничной тележки на некоторые модели тракторов устанавливаются опорные катки с высокомолекулярным полиуретановым покрытием. Они отличаются повышенной термостойкостью и не боятся мелких механических повреждений, позволяя работать даже при высоких температурах или на каменистом грунте.

Не хуже Porsche

– Самый первый гусеничный трактор был сконструирован без малого 200 лет назад, – рассказывает Владимир Чернышов. – На протяжении полутора веков техника на гусеничном ходу непрерывно совершенствовалась: изобретались более мощные двигатели, улучшались трансмиссия и ходовая часть.

Например, как отмечает Александр Щербик, относительно недавно появился абсолютно новый концепт гусеничного трактора с ломающейся шарнирно-сочлененной рамой. Машина имеет треугольную гусеничную систему, которая призвана еще больше увеличить площадь контакта с поверхностью. Подобная конструкция обеспечивает практически 100-процентный контакт всех четырех гусениц с почвой даже при неровном рельефе, кроме того, за счет особенностей рамы не происходит «нагребания» земли при развороте, а при транспортировке значительно меньше изнашиваются гусеницы. Благодаря этим особенностям можно стабильно держать более высокие скорости во время полевых работ.

Такую конструкцию имеет, например, трактор Quadrac производства Case IH, поставки которого на российский рынок начались в 2012 году.

Совершенствовался и принцип управления машиной. Так, раньше для поворота приходилось вручную управлять фрикционными механизмами, теперь это делают электроника и гидравлика, приводит пример Владимир Чернышов. Гидравлика стала высокопроизводительной и обеспечила точный поток рабочей жидкости, необходимый оборудованию. Например, если раньше производительность гидравлического насоса составляла до 50 л/мин., то сейчас – свыше 200 л/мин.

Конечно, улучшались и условия работы механизатора: его рабочее место становилось все комфортнее, функциональнее и безопаснее. На сегодняшний день современный трактор не уступает по комфортности дорогим автомобилям.

– Сегодня на некоторых наших гусеничных моделях доступны такие опции, которых нет и на некоторых современных автомобилях, – отмечает Владислав Алейников. – Так, например, тракторы можно укомплектовать кожаным салоном, а также автомагнитолой версии делюкс с автоматической регулировкой звука в зависимости от скорости движения и уровня шума в кабине.

Совхоз «Гигант»

(Ставропольский край)

Николай Песков, инженер:

– Наши площади позволяют работать с широкозахватными орудиями. У нас есть 18-метровые сеялки производства «Джон Дир» и Horsch, а также широкозахватные культиваторы. Соответственно, для агрегатирования с этими орудиями нам нужны были мощные тракторы. До покупки тракторов Challenger основной парк машин для обработки почвы у нас состоял из гусеничных моделей. Поэтому при выборе тракторов мы отдавали предпочтение именно моделям на гусеничном ходу. Ведь вся мощность трактора может эффективно использоваться только благодаря гусеницам.

Сначала приобрели три трактора Challenger. Работать с этими машинами нам понравилось, и мы купили еще несколько. Тракторы очень комфортные, внутри практически не слышно шума. Как-то нам приезжали представители одного из хозяйств Калмыкии, чтобы посмотреть, как работают сеялки-культиваторы фирмы Horsch. Так вот один из членов делегации, сев за руль этого трактора и проехав несколько кругов, сказал, что из него не хочется выходить! К тому же, по сравнению с «Кировцами», которые раньше использовались на тяжелых работах, они отличаются очень низким расходом топлива. Например, при культивации расходуется 3–3,5 л/га, а при обработке почвы агрегатами Smaragd – 10–11 л/га, хотя раньше мы тратили не меньше 16 л горючего на 1 га. Конечно, увеличилась и производительность. Тот же «Кировец» при вспашке вырабатывал порядка 20–25 га в день, а Challenger делает 160–200 за сутки. Максимальная выработка у тракторов марки Challenger при агрегатировании с 18-метровым культиватором от Horsch составила 500 га.

Сейчас 90% всех механизированных работ выполняется именно этими машинами. Конечно, в ходе эксплуатации возникали поломки, но они были мелкие, к тому же сервисная служба устраняла их в кратчайшие сроки.

«Фермерское хозяйство

Устинова» (Алтайский край)

Владимир Устинов, директор:

– Хозяйство существует с 1990 года. Сейчас у нас порядка 3,5 тыс. га, на которых выращиваются различные культуры, такие как пшеница, горох, горчица, соя и рапс. С 2002 года мы начали техническое перевооружение: старую сельскохозяйственную технику, работающую еще с советских времен, поэтапно заменили современными единицами. Для работы на поле нам был необходим универсальный трактор. В 2010 году наш парк пополнился гусеничным трактором Challenger МТ865С. Сегодня мы используем Challenger МТ865С там, где не проходит колесный трактор, и теперь у нас есть возможность начинать весенние работы раньше благодаря более низкому давлению трактора на почву. Кроме того, у гусеничного трактора более мягкий и плавный ход, что создает для механизатора больший комфорт. Этот трактор задействован у нас для обработки паров, а также для осенней обработки почвы и чизелевания. Поначалу меня удивил на первый взгляд высокий расход топлива при заявленной производителем экономичности. Однако вскоре я понял, что правильно считать расход топлива не в час, а на гектар обработанных угодий. Радует и высокая производительность этой машины, которая примерно на 20% выше, чем у аналогов.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв