Агропрофи » Blog Archive » Рабочая лошадка
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Рабочая лошадка

Анна Гришанова

Объемы продаж мощных тракторов общего назначения в России с каждым годом растут. Такие машины можно эксплуатировать в течение всего года, используя на всевозможных работах. Какие требования предъявляют сельхозпроизводители к современной технике и как реагирует рынок?

На перспективу

Если еще 5–7 лет назад колесный трактор 300 л.с. являлся верхом совершенства и все говорили, что этой мощности достаточно, то теперь такие машины составляют очень маленькую долю в общем объеме продаж, рассказывает Владимир Чернышов, менеджер по продукту компании AGCO в России. В последнее время увеличился спрос на тракторы общего назначения в классической компоновке мощностью до 370 л.с., хотя просматривается тенденция к увеличению мощности до 400 л.с.

С каждым годом увеличивается спрос на гусеничные и тракторы с шарнирно-сочлененной рамой мощностью 430–460 л.с., 500–600 л.с., продолжает специалист. Это связано в первую очередь с выполнением работ на больших площадях в короткие сроки, с вводом в оборот заброшенных земель, которые не обрабатывались от 5 до 20 лет, а также с нехваткой механизаторов.

Судить об увеличении спроса на тракторы общего назначения можно по значительно возросшей в последние годы популярности «Кировцев» (классический пример трактора общего назначения) в хозяйствах центральной России, где такие трактора ранее на агропредприятиях практически не использовались, говорит Семен Костин, бизнес-менеджер по сельскохозяйственной технике компании JCB Russia.

– Причиной тому служит желание сэкономить на топливе, используя более производительные тракторы и широкозахватные орудия, а также нехватка рабочих рук на селе, – считает он. – При выборе любой единицы техники аграрии, как и всегда, уделяют внимание ее надежности и стоимости, качеству обслуживания, а для тракторов общего назначения на первый план выходят еще и следующие требования, обусловленные типом и размерами агрегатируемых с трактором орудий: топливная экономичность, производительность гидросистемы, грузоподъемность навесного устройства, а также наличие системы GPS-управления.

Однако, как отмечает Дмитрий Мельников, бренд-менеджер управления маркетинга ЗАО «Петербургский тракторный завод» (дочернее общество ОАО «Кировский завод»), спрос на тракторы общего назначения, как и на всю сельскохозяйственную технику, довольно нестабилен, зависим от конъюнктуры рынка сельхозпродукции, ситуации в финансовом секторе и многих других факторов.

– Тем не менее мы видим перспективы роста в этом сегменте, – говорит эксперт. – Во-первых, требуется ускоренное обновление существующего тракторного парка: за последние несколько лет ряд шагов в этом направлении предпринят, но нужно сделать больше. Во-вторых, есть насущная необходимость возврата в оборот огромного количества сельхозземель, а эта задача без мощных тракторов общего назначения просто невыполнима.

Быть в тренде

Российские земледельцы активно осваивают новейшие технологии, поэтому стремятся применять современную почвообрабатывающую и посевную технику. Отсюда и новые требования к тракторам, сообщает Мельников.

– Сейчас особое внимание уделяется параметрам гидросистемы рабочего оборудования, нужно чтобы она надежно и эффективно работала с оборудованием посевных комплексов и других сельскохозяйственных агрегатов, – рассказывает он. – Второе относительно новое направление – внедрение технологий точного земледелия, построенных на основе спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС. Тракторы, особенно мощные, работающие с широкозахватными сельхозмашинами, все чаще оснащают системами параллельного вождения.

Кроме того, потребителей волнуют и такие традиционные параметры, как производительность техники, ее экономичность, удобство агрегатирования, а также безопасность и условия работы механизатора, добавляет специалист.

Ангелина Горшкова, специалист центра поддержки продаж компании «Джон Дир», считает, что при покупке тракторов общего назначения сельхозпроизводители стали уделять больше внимания надежности машины, качеству сборки, бренду, эксплуатационным издержкам. Важна надежность дилера (партнера), который должен отвечать также за обеспечение запасными частями и вести сервисное обслуживание. Все большее значение имеет также возможность применения интеллектуальных решений и систем точного земледелия (картирование, автоматическое рулевое управление, ITEC ProTM), перечисляет она.

Согласно наблюдениям Дмитрия Иноземцева, управляющего товарной группой «Ростсельмаш», в первую очередь сельхозпроизводителей интересуют мощность двигателя, трансмиссия и гидравлическая система, комплектация сдвоенными колесами. Многие при выборе трактора также обращают внимание на такие параметры, как комфортность кабины и простота управления.

– «Ростсельмаш» ведет непрерывную работу по усовершенствованию всей линейки выпускаемых сельхозмашин, в т.ч. и тракторов, прежде всего направленную на улучшение кабины (для еще большего удобства механизатора), – говорит он. – В связи с тем, что современные условия эксплуатации требуют от техники еще большей производительности и экономичности, были улучшены и показатели потребления топлива, увеличена производительность гидравлической системы до 210 л/мин для агрегатирования с современными посевными комплексами, изменены параметры настроек трансмиссии.

Не последнюю роль, по мнению Владимира Чернышова, для аграриев играет цена. Поскольку машины применяются для выполнения работ по обработке почвы, посеву, уходу за парами, одним из основных показателей здесь также является мощность тракторов.

– Но тут должно быть соотношение с обрабатываемыми площадями, например, неэффективно будет использовать трактор 500 л.с. на поле 60–100 га, – обращает внимание специалист. – Учитывается и наличие качественного сервиса, запасных частей, систем навигации как в момент покупки трактора, так и установки последней через определенное время.

Технические характеристики трактора, экономические показатели и показатели его производительности всегда были и остаются важными для сельхозпроизводителя. Но ввиду развития сельхозмашиностроения, естественно, машины становятся не только лучше и производительнее, но и сложнее, рассказывает Ральф Хенке, руководитель отдела по техническому развитию продукта «КЛААС Восток».

– Поэтому все большее значение приобретают другие критерии при выборе трактора, такие, например, как комфорт и одновременно простота управления сложной машиной, – подытоживает эксперт. – Для механизатора очень важно, чтобы работать было приятно и просто. Это стало возможным благодаря новым разработкам, системам и программному обеспечению. Немаловажную роль играет также сервисное обслуживание, его качество и стоимость.

В топ-листе

Тракторы общего назначения используются в течение всего года и специализируются на широком спектре сельхозработ. Предложений на рынке в этом сегменте огромное количество, и выбор сделать весьма непросто. Чтобы как-то сузить круг поиска, можно сосредоточить внимание на топовых моделях ведущих производителей.

– Так, например, базовая комплектация трактора Versatile серии High Horsepower Tractor (HHT) модели 535 включает автоматическую трансмиссию Powershift, спаренные колеса, стандартный тяговый брус, механическое управление гидравлической системой, рассказывает Дмитрий Иноземцев. – Двигатель Cummins QSX 15 – шестицилиндровый, четырехтактный, рядный, дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха оснащен электронным модулем управления, который контролирует синхронизацию и количество топлива, впрыскиваемого в двигатель с помощью электронного топливного инжектора. А внедрение на тракторе круиз-контроля позволяет поддерживать необходимую скорость трактора или частоту вращения двигателя для максимальной мощности или стабильного числа оборотов на валу отбора мощности (соотношение числа оборотов и скорости трактора является важнейшим показателем для обеспечения эффективности посевной техники).

К слову сказать, в 2010 году трактор Versatile HHT 535 с дисковой бороной шириной захвата 14 м установил рекорд по дискованию 417 га/сутки, который был занесен в книгу рекордов Гиннесса.

В сегменте тракторов общего назначения John Deere предлагает трактора серии 8R начиная с 295 до 370 л.с. В 2013 году, по словам Ангелины Горшковой, самой продаваемой моделью был трактор серии 8335R (335 л.с.).

– Эти машины оптимально подходят для работ по почвообработке и посеву в комбинации с посевными комплексами John Deere, а также культиваторами, плугами, дискаторами и дисковыми глубокорыхлителями, – говорит она.

Основной продукт «Петербургского тракторного завода» в сегменте тракторов общего назначения – «Кировец» серии К-744Р. Линейка включает четыре модели, каждая из которых предлагается в двух основных комплектациях – «Стандарт» с российскими двигателями и «Премиум», оснащаемые импортными моторами. Как отмечает Дмитрий Мельников, наибольшим спросом пользуются модели «Кировец» К-744Р1 (300 л.с.) и К-744Р2 (350 л.с.). Более мощные тракторы «Кировец» К-744Р3 и Р4 (четыре модификации от 390 до 428 л.с.) продаются в несколько меньшем количестве, но при этом лидируют в сегменте шарнирно-сочлененных тракторов свыше 380 л.с.

– Наши тракторы эффективны для обработки почвы, работают с плугами, дисковыми боронами, комбинированными почвообрабатывающими орудиями, культиваторами. Также успешно работают «Кировцы» с современными посевными комплексами, – рассказывает специалист. – «Кировец» может работать на транспортных работах, в т.ч. с бункерами-перегрузчиками зерна. В последнее время появился интерес к использованию мощной техники с мульчерами для рекультивации заброшенных угодий.

К самым продаваемым моделям общего назначения у AGCO относятся колесные тракторы классической компоновки Challenger MT685D, Massey Ferguson 8690, а в диапазоне самых мощных машин из года в год занимает гусеничный трактор Challenger MT865C.

– Эти тракторы используются на обработке почвы, посеве, колесные тракторы – на транспортных работах и с фрезами для очистки вновь вводимых в оборот заброшенных полей от деревьев и кустарников, – рассказывает Владимир Чернышов. – Машины отлично подходят для выполнения таких работ благодаря бесступенчатой трансмиссии, которая позволяет трактору двигаться со скоростью от 20 км/ч.

Говоря о скорости, нельзя не упомянуть тракторы JCB.

– Благодаря наличию подвески обоих мостов тракторы Fastrac 8000-й серии компании JCB особенно популярны на операциях, где необходима высокая полевая скорость, – указывает Семен Костин. – В частности, при работе с опрыскивателями, косилками, а также на транспортных работах, например, при внесении органических удобрений и перевозке скошенной зеленой массы с поля. Бесступенчатая коробка V-Tronic с автоматическими режимами управления делает этот трактор популярным при использовании с пресс-подборщиками на кормозаготовке.

Полная компьютеризация

Неудивительно, что довольно большое количество новинок именно в сегменте тракторов общего назначения было представлено на важнейшей для отрасли выставке  Agritechnica 2013. Как отмечают эксперты, главный тренд AgriTechnica 2013 – большинство ведущих производителей предлагают автоматические коробки передач уже практически на всей линейке, а не только на топ-моделях.

– Кроме того, по-прежнему в центре внимания тракторостроителей повышение комфорта и так называемая повсеместная компьютеризация, результатом которой является упрощение контроля как за самой машиной, так и за предприятием в целом, – добавляет Ральф Хенке.

Среди новых разработок в сегменте тракторов общего назначения у John Deere – 2-рычажная подвеска, которая будет предлагаться на 8295R, 8320R в 2015 году. А также трансмиссия e23 с функцией Efficiency Manager: при заданной скорости она автоматически позволяет подбирать передачу и обеспечивает оптимальный расход топлива при заданной нагрузке, рассказывает Ангелина Горшкова.

Также, по ее словам, при усовершенствовании тракторов общего назначения компания прежде всего работает над повышением производительности и комфорта, снижением эксплуатационных затрат.

JCB совсем недавно обновила 8000-ю серию тракторов Fastrac двумя новыми моделями 8280 и 8310, которые получили более экономичные двигатели, измененную раму для улучшения обзора спереди и уменьшения радиуса разворота, увеличенную до 10 000 кг грузоподъемность задней навески, перечисляет Семен Костин. Максимальная производительность насоса гидросистемы теперь составляет 210 л/мин, а рулевая система подготовлена для установки GPS-оборудования. Новинкой также является система Activ Traction, которая минимизирует пробуксовку колес и обеспечивает оптимальное тяговое усилие.

Спутниковая телематическая система JCB LiveLink, устанавливаемая в стандарте, позволяет дистанционно контролировать эксплуатацию машины и ее техническое состояние, – добавляет специалист. – Как и раньше, JCB делает упор на производительность трактора и комфорт оператора за счет не имеющей аналогов подвески переднего и заднего мостов, обеспечивающей высокую полевую и транспортную скорости (до 65 км/ч).

«Петербургский тракторный завод» в 2014 году провел глобальную модернизацию тракторов серии К-744Р. Все тракторы получили обновленный дизайн, модернизированную гидравлику, новое навесное устройство. Были усовершенствованы системы охлаждения двигателей и фильтрации воздуха на впуске. Улучшены условия работы механизатора – за счет применения новых материалов в кабине понизился уровень шума.

– В своей работе мы стараемся охватить все аспекты, важные для наших клиентов, – обращает внимание Мельников. – Завершившийся в первой половине 2014 года этап модернизации решил задачу вывода тракторов «Кировец» на уровень ведущих аналогов по тем параметрам, где мы в той или иной степени уступали.

В дальнейших планах компании – расширение модельного ряда, внедрение новых комплектаций и опций, применение передовых технических решений. Особое внимание будет уделяться сохранению традиционных ценностей «Кировца» – выносливости, низкой стоимости, надежности, ремонтопригодности и простоте обслуживания, добавляет эксперт.

Интересные новинки сельхозпроизводителям предлагает компания Claas. Среди них трактор Axion 900, который появился на российском рынке в 2013 году.

– Трактор Axion 900-й серии, который является самой популярной моделью у наших клиентов, сочетает в себе огромную тяговую мощность, высокий уровень удобства управления и множество высокотехнологичных решений, – говорит Ральф Хенке. – Этот трактор отличается длинной базой (в данном случае 3,15 м) и одновременно компактным исполнением. В сочетании со сбалансированным распределением нагрузки все это позволяет достичь максимальных значений тягового усилия и производительности.

Помимо инновационных технических характеристик компания также предлагает интеллектуальные продукты под брендом Easy, которые упрощают работу во всех сферах – от настройки машины и систем рулевого управления до программного обеспечения.

В частности это касается бортовых систем (on board), предназначенных для управления и оптимизации рабочих процессов, а значит, увеличения показателей эффективности работы прямо из кабины, возможности управления работой машины в самом поле (on field) при помощи GPS-навигации, контроля технического состояния машины и удаленной диагностики (on track), а также программ, обеспечивающих работу самого предприятия (on farm).

На новых моделях Axion реализуется концепция Claas Power Systems (CPS). Она обеспечивает максимальную мощность по потребности, взаимодействие ее компонентов отлично согласовано, она оснащена технологиями для экономии топлива, что ускоряет окупаемость. Другим элементом концепции CPS является бесступенчатая коробка передач Eccom 3.0 фирмы ZF (Cmatic). Четыре механические ступени обеспечивают высокий коэффициент полезного действия при передаче усилия при небольшом расходе дизельного топлива.

Кроме того, по словам господина Хенке, изменения коснулись кабины. В частности, теперь она имеет не только оптимальную обзорность в направлении вперед, но и отличную обзорность навесного оборудования в задней части трактора.

Комментарии практиков

Агрохолдинг «Красногвардейский» (Ставропольский край)

Валерий Роговцев, замдиректора по механизации:

– С 2013 года работаем на тракторе Versatile HHT 535. Пока используем его на двух операциях – проводим дисковое лущение (агрегатируем с лущильником c шириной захвата 12 м) и предпосевную культивацию (культиватор c шириной захвата 15 м). Также его можно использовать с посевным комплексом c шириной захвата до 18 м. Кроме того, у нас есть Case IH Steiger 500 л.с., на котором работаем с 2005 года. В принципе это взаимозаменяемые сельхозмашины. Но второй у нас уже имеет более 10 тыс. моточасов наработки, поэтому он уже не может обеспечивать экономичный расход топлива. Зато в сравнении с Versatile у него более герметичная кабина, не попадает пыль, что обеспечивает механизатору более комфортные условия работы. В целом Versatile нас устраивает. Еще у нас имеются в наличии трактора общего назначения John Deere 8-й и 9-й серий. Надо отметить, что по экономичности, удобству, звукоизоляции эти машины выглядят лучше своих конкурентов. Но они отличаются большой ценой. Так, например, осенью 2012 года мы купили John Deere, а весной 2013-го планировали взять еще один такой трактор. Но разница в цене между ним и Versatile была в 2 млн руб.! Поэтому купили второй, он, конечно, нам доступнее. Еще один пусть и не самый важный момент, но тем не менее – нам немного не нравится сам дизайн трактора Versatile. Хотя в работе это, конечно, никакой роли не играет.

«Залесское молоко» (Калининградская обл.)

Роман Уютов, гендиректор:

– Мы пробовали разные трактора, но остановились на John Deere. Восьмая серия у этого производителя – тяжелые трактора от 280 до 360 л.с. На двух отделениях (растениеводство и кормопроизводство) мы используем 12 единиц этой техники. Применяем их на всех полевых работах начиная от лущения стерни и заканчивая вспашкой и глубокой культивацией. Агрегатируем с почвообрабатывающими орудиями шириной захвата 6–8 м и сеялками 6-9 м. Кроме того, используем эти тракторы и на транспортных работах – с прицепами-перегрузчиками, которые работают с комбайнами и перегружают от 20 до 30 т зерна, а также самостоятельно в прицепах перевозят зерно с поля. Но последнюю операцию этими тракторами делать невыгодно, потому что они расходуют больше топлива, чем машины 7-й серии, которые более приспособлены к транспортным работам.

Что касается 8R, то наше хозяйство одно из первых в Калининградской области, кто их приобрел, еще в 2012 году. Первые трактора нам не очень нравились. Мы часто завозим трактора из Европы, а у них R-серия «заточена» под топливо Евро-5

с точки зрения экологии выхлопов и имеет сложную систему газоотведения с дополнительными фильтрами. На нашем топливе, солярке, эти системы часто страдают. Двигатель моделей, произведенных для российского рынка, адаптирован под Евро-3, лишен этих экологических опций и на нашей солярке работает более надежно. Но сейчас, к счастью, российское дизельное топливо больше отвечает европейским требованиям, и проблема теперь стоит не так остро, как в прошлые годы.

У производителей общая тенденция – в сторону усложнения техники особенно по части электроники. Здесь тоже бывают проблемы в эксплуатации. Случалось, что происходит незначительный сбой (например, предохранитель вышел из строя), и трактор просто останавливается и не едет. Это непривычно и неудобно. К тому же чем старше подобная техника, тем труднее с сервисом и ремонтом. По мере выхода из строя проводки, каких-то электрических контактов начинаются проблемы.

В то же время у тракторов John Deere комфортная кабина, хорошая площадь ее остекления, все управление на джойстике, автоматическая коробка передач. Но обратная сторона этого – опять же сложность конструкции в ремонте и эксплуатации. Как правило, все трактора подготовлены для установки GPS. У нас хозяйство полностью занимается картированием полей, урожайности, поэтому все наши машины оснащены такой системой. Все данные записываются в бортовой компьютер. У тракторов хорошее освещение: ночью можно работать, как днем.

Минус трактора, пожалуй, в цене. Хотя Калининградская область – зона свободной экономической торговли, трактора приходят без НДС, и потому цена ниже, чем в среднем по России, но в целом все равно это дорогостоящая техника, не каждое хозяйство может выложить 150–200 тыс. евро за подобный трактор. Обратная сторона этой цены – высокие нагрузки на единицу трактора. Гарантированный срок эксплуатации для такой машины, заявленный заводом, – 10 тыс. моточасов. В Европе в год в среднем хозяйство наматывает 500, редко до 1 тыс. моточасов, и у них тракторы имеют срок службы не менее 10 лет. А в нашем хозяйстве нагрузка – 1,5 тыс. моточасов в год. Уже за 7 лет мы полностью вырабатываем отпущенный заводом ресурс эксплуатации. Конечно, работаем на них и дальше, но сразу возрастают затраты на запчасти, а они тоже немаленькие. В среднем эксплутационные затраты на 8-ю серию составляют порядка 200–250 руб./моточас по запчастям, а расход дизеля на этих тракторах около 700 руб./моточас.

КФХ «Дубровин» (Воронежская обл.)

Петр Дубровин, глава:

– «Кировец» К-744Р1 330 л.с. мы приобрели в лизинг в прошлом году. Работаем на нем второй сезон, пока никаких нареканий. Кто-то хвалит иностранные машины, но мы решили поддержать отечественного производителя, который, к слову, обеспечивает нам доступный сервис. Используем трактор в основном для пахоты и культивации. В смену машина пашет до 15 га – нас это вполне устраивает. Особо отмечу комфортность кабины: просторная двухместная, герметизированная со встроенным каркасом безопасности и высоким уровнем теплошумоизоляции, с регулируемым сиденьем и кондиционером, есть регулируемая рулевая колонка. За пять лет выплатим за этот трактор около 6 млн руб., хорошо, что есть возможность приобрести его в рассрочку. Несмотря на то что в своей серии «Кировцы» одни из самых дешевых на рынке, единовременно выплатить эту сумму нам было бы очень трудно.

Племенной завод «Заря» (Вологодская обл.)

Александр Масленников, гендиректор:

– В нашем хозяйстве 11 тыс. га, при этом у нас работает около 60 единиц тракторов общего назначения. Несколько из них – Fastrac 8250 мощностью 280 л.с. компании JCB. Еще есть отечественные машины, а также Valtra и Claas, но для нас оптимально подходит именно трактор JCB, его я рекомендовал бы другим сельхозпроизводителям. Он хорош как на полевых работах (посеве, культивации и др.), так и на транспортных за счет того, что может набирать скорость до 70 км/ч. Однажды мы использовали трактор даже на валке леса.

Машины JCB эксплуатируем с 2009 года, трактор надежный, экономичный, удовлетворяет потребности нашего предприятия по мощности и производительности. Например, за смену получается обрабатывать плугом 12/13 га. В зависимости от вида работ и качества поля Fastrac разгоняется в поле до 15 км/ч и в целом мягче идет благодаря полностью независимой системе подвески. Хорошие условия созданы и для водителя: трактор оснащен кондиционером с функцией климат-контроля, имеет большую просторную кабину управления, продуманные сиденья. Единственный недостаток этой машины – цена.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв