Агропрофи » Blog Archive » Зерноуборочный спецназ
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Зерноуборочный спецназ

Ольга Жукова

Зерноуборочные комбайны на гусеничном ходу способны убирать урожай там, где в большинстве случаев колесная техника не пройдет. Кроме того, такие машины, по мнению специалистов, будут актуальны для хозяйств, практикующих технологию No-Till, так как позволяют уменьшить давление на почву. При этом зачастую для комфортной и эффективной работы достаточно полугусеничного хода, благодаря которому у предприятия всегда есть возможность переоборудовать комбайн в колесный и обратно.

Для сложных условий

Зерноуборочные комбайны, оборудованные гусеничным ходом, в отличие от тракторов для большинства регионов нашей страны большая редкость.

Эти машины, по мнению специалистов, целесообразно применять там, где обычные колесные комбайны работать не могут – на полях с переувлажненной почвой, высоким уровнем грунтовых вод, на пойменных землях.

– В России это Приморский край, Амурская область, Еврейская автономная область (регионы, попадающие под влияние тихоокеанских муссонных дождей), Хабаровский край. Кроме того, такая техника активно задействуется в «рисовых» регионах, где практикуются технологии «мокрых» чеков, – Ростовская область, Краснодарский край, Дагестан, Крым. Есть спрос на нее и в Северо-Западном регионе – Калининграде, Брянске, – сообщает директор по техническим инновациям и развитию продуктов компании «Ростсельмаш» Дмитрий Иноземцев.

По его словам, комбайны на гусеничном ходу способны выполнять широкий круг работ и предназначены для уборки риса, зерновых, зернобобовых, крупяных культур и сои. Такие машины в условиях переувлажнения почвы способны начать уборку раньше колесной техники и справиться с ней при любых условиях. При этом гусеничный ход обеспечивает высокую проходимость, стабильный низкий срез растений за счет устойчивого движения комбайна на неровностях поля. Но и цена на подобную технику в среднем в 1,5 раза дороже, чем колесную.

– Гусеничный ход конструктивно сложнее колесного, требует больше внимания с точки зрения обслуживания (и дороже в обслуживании). В управлении гусеничные машины, конечно, специфичные, менее комфортны, особенно при движении по твердым поверхностям, – обращает внимание Иноземцев.

– Большой плюс таких машин – это увеличенное пятно контакта, но есть и существенные минусы, присущие гусеничным движителям из металла. Это в первую очередь низкая скорость передвижения по дорогам общественного назначения, высокий износ гусеницы, а следовательно, и ходовой системы, и, конечно, повреждение дорожного покрытия, – комментирует Александр Щербик, директор по развитию продаж компании Same Deutz-Fahr Russia.

Впрочем, специалист управления рекламы и показа техники холдинга «Гомсельмаш» Анатолий Комков отмечает, что действительно конструкция гусеничного комбайна более сложная за счет конструкции самой гусеничной тележки и более разветвленной гидросистемы. Но управление не отличается от колесной техники, поскольку используются те же рулевое колесо и рычаг управления гидротрансмиссией.

– При этом по скорости движения комбайны с современными гусеничными ходовыми системами не уступают колесным машинам, а по маневренности даже превосходят их, так как могут разворачиваться на месте с движением гусениц в разные стороны, – говорит эксперт. – А резинотросовые ленты гусениц гораздо проще в изготовлении и обслуживании по сравнению с металлическими траками и обеспечивают транспортные переезды по дорогам общего пользования без повреждения дорожного полотна. Срок службы резинотросовой гусеницы при переездах по грунтовым дорогам дольше, чем по асфальтированным, однако здесь приоритетом является сокращение непроизводительных потерь времени во время жатвы.

Узкая ниша

Как сообщает Иноземцев, производство гусеничного движителя впервые было налажено в 1958 году на заводе «Дальсельмаш» (Биробиджан, ЕАО). Эти движители устанавливали на многие модели советских комбайнов.

По наблюдениям эксперта, во многих хозяйствах до сих пор используются «Енисеи» («Енисей 1200Р», «Енисей 1200РМ», «Енисей 858»), свыше 75% которых имеют срок эксплуатации, превышающий нормативный. Большинство таких машин уже давно подлежит списанию и морально устарело. На данный момент «Красноярский завод комбайнов» прекратил выпуск упомянутых моделей.

В России производителей зерноуборочной техники на гусеничном ходу немного, поскольку этот рынок довольно узкий.

– В Амурской области с 2011 года ШМЗ «Кранспецбурмаш» производит гусеничные комбайны «АМУР-ПАЛЕССЕ GS812С» с использованием машинокомплектов холдинга «Гомсельмаш», – рассказывает Анатолий Комков. – Техника оснащается универсальными зерно­соевыми жатками с гибким режущим аппаратом, который обес­печивает низкий качественный срез.

Но безусловным лидером рынка по производству и продаже зерно­уборочных комбайнов, оборудованных гусеничным ходом, на сегодняшний день является компания «Ростсельмаш» с моделью VECTOR 450 Track.

Среди преимуществ гусеничного хода на примере VECTOR 450 Track Дмитрий Иноземцев выделяет стабильный ход без раскачиваний, копирование рельефа, минимальное удельное давление, высокую маневренность и транспортную скорость.

– На комбайне применена не имеющая аналогов упруго-балансирная подвеска, позволяющая копировать неровности поля высотой до 250 мм без раскачивания жатки и обеспечивать минимальное давление на почву с переменным пятном контакта (в зависимости от наполненности зернового бункера), – объясняет эксперт. – Тогда как в комбайнах других производителей применяется шарнирно-рычажная подвеска, которая не копирует, а перекатывается по неровностям. В результате при движении по полю возникает «галопирование» комбайна, жатка «зарывается» режущим аппаратом в почву.

Ходовая часть комбайна VECTOR 450 Track имеет еще одно интересное свойство – изменяемое пятно контакта – за счет низкого расположения и подпружинивания переднего колеса. С пустым бункером колесо находится в верхнем положении, при котором пятно контакта минимально. При движении по дорогам (особенно асфальтовым) это способствует повышению комфорта и снижению износа гусениц.

По мере заполнения бункера колесо опускается, и пятно контакта, согласно данным производителя, увеличивается на 20% до максимального значения.

– Это решение позволило снизить удельное давление на почву до рекордных 0,5 кг/см2, что в 1,3–1,5 раза меньше, чем у комбайнов других производителей, – гордится Дмитрий Иноземцев. – В комбайне VECTOR 450 Track также впервые применена 4-машинная схема (насос и мотор на каждую гусеницу), которая позволяет реализовать комфортное «механотронное» управление с помощью привычного руля и джойстика.

Возможность разворота на одном месте, вокруг своей оси (гусеницы двигаются в разные стороны) – еще одно не имеющее аналогов свойство трансмиссии комбайна VECTOR 450 Track, сообщает Иноземцев. В комбайне VECTOR 450 Track в качестве движителей применены резинотросовые траки. По сравнению с металлическими траками это дало возможность движения по дорогам общего пользования, повысило плавность хода машины, значительно снизило уровень вибраций и шума при движении. Кроме того, скорость движения VECTOR 450 Track выше в 1,5 раза, а долговечность гусеничных лент – в 2,5–4 раза. При этом производитель заявляет, что срок службы соответствует сроку службы комбайна и составляет 12 лет.

Подвеска комбайна VECTOR 450 Track построена по модульному принципу, узлы состоят всего из четырех взаимозаменяемых элементов (катки, балансиры, рычаги и пружины). Каждый элемент подвески легко демонтируется за счет вывешивания на неровности. Втулки скольжения катков выполнены из синтетического материала и не требуют смазки. Ежесменное техобслуживание подвески не требуется, только мойка и чистка от загрязнений.

К слову, за эту разработку (гусеничный ход) компания получила золотую медаль выставки «Агросалон-2014».

Золотая середина

Помимо гусеничного существует и полугусеничный ход. При этом полугусеницами оснащается только мост ведущих колес, рассказывает Анатолий Комков. Преимуществом полугусеничного хода, по словам специалиста из «Гомсельмаш», является возможность переоборудования комбайна в колесный и обратно. Это обеспечивает более эффективные использование и загрузку комбайна при переходе с уборки зерновых на уборку риса. Но при больших объемах уборки сои, учитывая почвенно-климатические условия, будут окупаться и комбайны с гусеничным ходом.

Зерноуборочные комбайны на полугусеничном ходу, в том числе и переоборудованные комбайны «ПАЛЕССЕ», используют также на уборке риса в Краснодарском крае: когда рис созревает и для его уборки сливают воду с рисовых чеков, почва остается переувлажненной. И тогда без техники с высокой проходимостью не обойтись.

– Треугольная полугусеница (встречается чаще всего) имеет приводное колесо сверху, два опорных по бокам и, как правило, 2 или 4 катка, которые могут быть копирующими или жесткими, – поясняет Александр Щербик. – Копирующие катки в конструкции гусеницы обеспечивают большее пятно контакта, но и стоить такая гусеница будет дороже.

Полотно гусениц может быть металлическим или резиново-металлическим, при этом цена последних примерно в три раза выше (около 75–90 тыс. евро). Например, для эксплуатации в условиях рисовых чеков эксперт советует отдать предпочтение гусенице из металла.

– В рисовых чеках зачастую не очень хорошо работают системы мелиорации и дренажа, вода не всегда успевает уходить своевременно, и, натыкаясь при уборке на остатки мусора (лемеха плугов, диски и проч.), металлическая гусеница более устойчива к возможным повреждениям.

В идеале, по мнению эксперта, оборудовать зерноуборочную технику гусеницей из металла, когда до поля доехать 2–3 км и то по грунтовой дороге. В остальных случаях Александр Щербик рекомендует устанавливать резиново-металлическую гусеницу, она не только более бережна к дорожному покрытию, но и позволяет развивать технике скорость до 30 км/ч на дорогах общего пользования.

Одним из самых известных в профессиональных кругах производителей таких гусеничных систем является Poluzzi Track System (Италия). По словам представителей компании, комбайн на гусеницах позволяет сократить потери и убрать урожай в любое удобное время, обработать заболоченное поле без возвращения, работать без заносов и остановок в любую погоду. Гусеничное шасси обеспечивает повышение маневренности и проходимости, дает возможность сэкономить топливо при уборке на влажных почвах, а также благодаря большой площади опоры снизить давление на почву.

– В силу сложившейся в 90-е годы прошлого века  технологической отсталости российского сельского хозяйства, в умах наших аграриев сложилось мнение, что гусеничный ход Poluzzi нужен лишь на рисовых чеках и для езды в распутицу, когда ни пахать, ни убирать урожай из-за погодных условий не имеет смысла, – сетует Максим Романюк, руководитель департамента сельхозтехники компании «Байтек Машинери». – Между тем применение гусеничного хода Poluzzi дает наибольшую экономическую эффективность при работе на полях средней увлажненности.

Как сообщает эксперт, благодаря снижению давления на почву в 2,5–8 раз, а также на 43% меньшей площади уплотненных почв перечень почвообрабатывающих операций на полях, где применялись гусеницы – по сравнению с использованием колесной техники и спарок заметно сокращается, за счет чего достигается экономия топлива до 70%.

– Если добавить к этому экономию на зарплате персонала и на запчастях, сложится общая картина понимания, почему в умеющей считать выгоду Европе фермеры не скупятся на покупку систем гусеничного хода для колесных машин, а  ведущие производители сельхозтехники  ввели гусеничные системы в свои товарные линейки, – заключает Максим Романюк.

По оценке Александра Щербика, по всей России на сегодняшний день наберется не более десятка машин, оборудованных такими гусеничными системами. А вот в Северной Америке и Европе они встречаются гораздо чаще.

– В Северной Америке, где фермеры работают по технологии No-Till, проведение операций по разуплотнению нарушает все принципы нулевого земледелия. Поэтому американские аграрии отдают предпочтение гусеничной технике, будь то трактор или комбайн, – поясняет эксперт.

Бережно относятся к проблеме переуплотнения почвы, по словам Щербика, и европейцы. Имея урожайность зерновых на уровне
10–12 т/га, для уборки они покупают мощные комбайны, которые имеют большой вес. Чтобы нивелировать негативное влияние, оказываемое тяжелой уборочной техникой на почву, европейские фермеры прибегают к установке гусеничного шасси.

Это особенно актуально для стран с повышенной почвенной влажностью – Голландии, Дании. Мощные комбайны в таких условиях нарезают так называемые «гималайские холмы», шутит Александр Щербик. При этом колесная техника рискует увязнуть в поле либо настолько изменить его рельеф, что придется прикладывать усилия и нести дополнительные энергозатраты для решения этой проблемы. А в Италии комбайны с гусеничным ходом традиционно работают на уборке риса.

Установка без проблем

Как отмечает Александр Щербик, такие гусеничные шасси можно поставить практически на любой комбайн зарубежного производства. При этом важно обратить внимание на то, какие на комбайне редукторы, поскольку гусеницы устанавливаются на стандартные редукторы. Кроме того, комбайны должны иметь усиленные передние мосты (так называемые HD-мосты), иначе есть большая вероятность, что выйдут из строя некоторые узлы трансмиссии.

Например, у компании CNH этим требованиям отвечает серия CX8000, у Deutz-Fahr – практически вся 60-я серия, у John Deere – роторная серия, у CLAAS – модельный ряд LEXION.

Согласно данным Poluzzi Track System, управление комбайном, оснащенным гусеницами, ничем не отличается от управления колесной машиной. Динамические характеристики и управляемость остаются в рамках, определенных заводом – изготовителем машины.

Шасси устанавливается непосредственно на ступицы колес без вмешательства в конструкцию машины и без использования дополнительных приспособлений и адаптеров. Установка гусениц минимальна по времени и ненамного превышает время установки колес. Гусеницы спроектированы таким образом, что являются полностью совместимыми с колесными ступицами комбайнов и не влияют ни на распределение веса между осями, ни на управляемость машины.

– Трудностей с эксплуатацией машин, оборудованных полугусеницей, возникнуть не должно, поскольку рулевые колеса у комбайнов задние, передние – приводные, – говорит Александр Щербик. – Единственное, есть ограничения по скорости передвижения на дорогах общего пользования: для металлических гусениц – до 15 км/ч, резиново-металлических – до 30 км/час.

Комментарии практиков

Компания «Рассвет»
(Амурская область)

Сергей Беляев,
генеральный директор:

– У нас есть два гусеничных комбайна Vector 450, но опыт работы на них небольшой, поскольку приобрели их только в прошлом году. Такие машины решили купить после неудачного 2013 года, когда наш регион пострадал от наводнения. Тогда сделали вывод, что без гусениц можно попасть в ситуацию, когда урожай есть, а убрать его невозможно. До этого у нас не было гусеничной техники.

Гусеничный комбайн ничем не уступает колесной технике, но при этом дает возможность работать на переувлажненных землях. Производительность у них одинаковая, если нет длинных переездов между полями. Качество работы то же самое. С какими-либо сложностями по ремонту, обслуживанию, эксплуатации мы не сталкивались. Ходовая часть машины обслуживается вполне легко.

В прошлом году работали с помощью Vector 450 на пшенице, ячмене и сое. Только сои один гусеничный комбайн убрал 750 га в сроки без единого простоя. Урожайность достигала 19 ц/га – для нашего региона это очень хороший показатель. Например, средняя урожайность по области в прошлом году была менее 15 ц/га.
В этом году, возможно, задействуем машины на большем фронте работ. Всего у нас 5 тыс. га.

КФХ «Кульганов»

(Амурская область)

Андрей Кульганов, глава:

– У нас три гусеничных комбайна: один – «Полесье» и два Vector 450. Машины «Ростсельмаша» купили в прошлом году. Ничего плохого сказать про них не могу, отличные машины во всем, пока очень довольны. У нас есть несколько и колесных «Векторов», ими работаем уже по пять лет.

В прошлом году каждый гусеничный Vector убрал по 700 га сои. Также работали ими на уборке зерновых и гречихи. Машина ведет уборку так же, как колесный комбайн, только если сыро, работает, в отличие от колесных, без остановок. Для нашего климата обязательно надо иметь такую технику. Управление гусеничным Vector 450 ничем не отличается от управления  колесной машиной. Плюс в нем используется независимая подвеска опорных катков. Благодаря ей жатка практически остается неподвижной, но хорошо копирует рельеф поля. Это очень удобно при сборе сои, так как бобы, как правило, висят низко к земле.

МТК «Дагагроснаб»
(Республика Дагестан)

Карамутин Нурутдинов, директор:

– В прошлом году приобрели гусеничный Vector 450, очень им довольны. Единственное, что поступил он к нам довольно поздно, в сентябре, когда сбор многих культур уже вовсю шел или закончился. Но успели поработать им на рисе – помогли убрать хозяйствам более 200 га. Работать на такой машине на рисе очень удобно, так как в рисовых чеках земли не высыхают, колесный просто не может туда заехать. Если гусеничный «Енисей» на рисе за смену делает 3,5 га, то Vector 450 в прошлом году убирал по 11–12 га при урожайности 70–90 ц/га.

На других культурах машину пока опробовать не успели, но планируем. Комбайн имеет два барабана, можно регулировать зазоры и подстраивать на любые культуры. В этом году у нас было много заказов от хозяйств на уборку риса, договорились о работе примерно на 500 га. Гусеничный комбайн у нас пока только один, и одной машиной, конечно, не успеваем большие площади брать в уборку.

Проблем с эксплуатацией никаких не было. Единственное, что возникают проблемы с переброской машины с одного места на другое, если поля находятся далеко друг от друга.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв