Агропрофи » Blog Archive » Время “малых”
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Время “малых”

Дария Харитонова

За последние три-четыре «предкризисных» года обозначился четкий тренд увеличения спроса на легкие универсально-пропашные тракторы от 1,4 до 3-го тягового класса. Впервые увеличились объемы продаж импортных тракторов этого сегмента. Продолжилась бы эта тенденция, если бы не ухудшение макроэкономической ситуации? Что стало причиной увеличения спроса на данный пул тракторов и каких опций ждут от этих машин наши сельхозпроизводители, разбирался корреспондент «Агропрофи».


Потесним МТЗ?

По статистике Минсельхоза, трендом последних лет является постоянно растущий спрос на зарубежные машины: объем их поставок стабильно увеличивался с начала 2000-х.  При этом, согласно наблюдениям директора по развитию продаж компании Same Deutz-Fahr Russia Александра Щербика, сегмент маломощных тракторов в структуре импорта начал расти только в последние 3–4 года.

– Если пять лет назад среди завозимых из-за границы сельхозмашин преобладали мощные трактора с диапазоном 200–300 л.с., то за последние три с половиной года наблюдается явное увеличение продаж импортных тракторов в сегменте 80–160 л.с., – комментирует Александр Щербик. – Так, в 2012 году процент роста продаж универсально-пропашных тракторов этого мощностного диапазона составлял около 12%, а в 2014 году, по данным международной ассоциации производителей Systematic, – уже 21%. То есть сегмент импортных тракторов малой и средней мощности начинает стремительно расти. Например, рост продаж в России тракторов Deutz-Fahr за последние три года увеличился почти на 50%.

Эту тенденцию отмечают в большинстве импортных производителей тракторов: например, согласно наблюдениям компании Claas, спрос на универсально-пропашные тракторы в России только в нынешнем году вырос на 55%.

В корпорации АGСО рост спроса среди отечественных сельхозпроизводителей на тракторы малой и средней мощности в 2014 году составил около 30%, а в John Deere – 50%. Продажи концерна CNHI в рассматриваемом сегменте машин прирастали с 2012 года на 30%.

Как сообщает специалист по тракторной технике компании Valtra Олег Кицис, спрос на высокоэнерговооруженные машины в нашей стране на данный момент остается стабильным, но не растет, наблюдается некая стагнация.

– Рынок мощных тракторов приблизился к насыщению, – уверен специалист по автотракторной технике CNH Industrial Алексей Савинов. – Начиная с 2008 года, а особенно в периоды развития нацпроекта, когда покупка техники активно субсидировалась, существующий в России дефицит мощных (200–300 л.с. и выше) тракторов активно закрывался иностранными поставщиками. А к 2012 году постепенно спрос стал стагнировать.

Обновления парка машин этого класса, по прогнозам Алексея Савинова, следует ожидать не ранее, чем через 5–7 лет. И тогда, возможно, пойдет вторая волна увеличения спроса на мощные трактора.

– Нельзя сказать, что рынок приблизился к насыщению, в России очень низок показатель количества тракторов на единицу гектаров пашни, – возражает продукт-менеджер по тракторам компании «КЛААС Восток» Станислав Шерстюк. – На данный момент этот показатель будет снижаться, так как по программе импортозамещения предоставляются субсидии для подъема залежных земель, поэтому у рынка тракторов мощностью от 300 л.с. и выше достаточно потенциала, вот только реализуется ли он в условиях волантильности рубля?

А вот сегмент тракторов малой и средней мощности, по словам Олега Кициса, до недавнего времени, оставался почти не тронутым иностранными компаниями, так как эту нишу почти на 100% закрывал основной конкурент всех импортных и российских производителей – Минский тракторный завод.

Согласно данным компании Claas, доля тракторов МТЗ от 100 до 150 л.с. на российском рынке составляет по состоянию на конец 2014 года около 80%.

– Главное преимущество тракторов МТЗ, конечно же, цена, и конкурировать с ним по этой позиции пока не под силу ни одному импортному поставщику, – признает специалист центра поддержки продаж компании John Deere Ангелина Горшкова.

Так, в среднем стоимость трактора, произведенного за границей, в два, а чаще в три раза превышает цену МТЗ в любом сегменте. И несмотря на подорожание «беларусов», ценовой разрыв сохраняется, ведь импортные машины также взлетели в цене из-за скачка валют, говорит Олег Кицис.

Однако в последние 3–4 года появилось множество предпосылок, позволивших иностранным поставщикам вывести на российский рынок свои тракторы малой и средней мощности и убедиться, что они востребованы.

– Это в первую очередь объясняется тем, что сам трактор является универсальным и подходит для многих нетяжелых работ, и, кроме того, он дешевле, чем другие тракторы общего сельхозназначения, – говорит Станислав Шерстюк. – Небольшие фермерские хозяйства, число которых за последние годы увеличилось, делают выбор в пользу таких универсальных импортных тракторов. Помимо этого на решение сельхозпроизводителей оказывает влияние сегодняшний курс – волатильность рубля. И некоторые предпочитают купить сегодня на перспективу, нежели ждать завтра.

Универсально-пропашной трактор может работать как с культурами сплошного способа посева, так и с пропашными. Однако чаще всего тракторы такого типа используются на круглогодичных хозяйственных разноплановых работах в сфере животноводства, садоводства и т.д.

Животноводам на заметку

Одной из причин увеличения спроса на импортные модели этого сегмента участники рынка считают подъем в сфере животноводства. Так, в связи с внедрением в эту отрасль прогрессивных методов содержания животных, комплексной механизации и автоматизации работ на фермах, современной технологии производства и заготовки кормов просматривается тенденция к увеличению поголовья скота в хозяйствах, а также изменению качества оборудования в них.

По мнению Алексея Савинова, современному животноводческому комплексу для поддержания хозяйственной деятельности необходимы тракторы в среднем мощностном диапазоне 80–160 л.с, способные при этом не только выполнять транспортные работы, но и агрегатироваться с миксерами-кормораздатчиками, комбинированными машинами по заготовке кормов, вывозу навоза, с возможностью использования с фронтальными погрузчиками, косилками и т.д. Для обеспечения бесперебойной работы всех этих орудий необходим трактор, имеющий надежную конструкцию, производительную гидросистему и сильный ВОМ. А именно они, по оценкам экспертов рынка, являются слабыми звеньями белорусских тракторов, таких как МТЗ 80, 82.1, и 1221.

– Модели МТЗ 80 и 82 не могут выдержать требования к гидропотоку (он намного слабее, чем в импортных аналогах) и к тому же имеют недостаточную надежность ВОМ для работы с энергонасыщенными орудиями, – говорит Александр Щербик.

– Поток масла, который выдает гидравлическая система импортных аналогов МТЗ, и ее производительность в разы выше, чем у белорусских тракторов, а многодисковый 2-скоростной ВОМ способен выдерживать перегрузки, что является преимуществом при работе с энергонасыщенными орудиями, – подтверждает Олег Кицис.

Для сравнения: тракторы New Holland TD5.75 (мощность 75 л.с.) имеют производительность насоса гидравлической системы 51,7 л/мин, а у Valtra А83 (88 л.с.) – 55 л/мин, тогда как у их одноклассников МТЗ 80 и МТЗ 82 – всего 45 л.с.

– Более мощная модификация New Holland ТD5.110 оснащена в базовой комплектации двухконтурной гидравлической системой с двумя насосами производительностью 29,6 и 51,7 л/мин. А на тракторы МТЗ 1025 в базе идут одноконтурные гидравлические системы, производительность главного насоса которых составляет 68,8 л/мин, причем около половины этой производительности уходит на рулевое управление трактора, – разъясняет Алексей Савинов.

Гидронасос МТЗ 1221 (136 л.с.) имеет производительность 60 л/мин, против него Case New Holland TS6 140 (118 л.с ) – 83 л/мин, а Claas Arion 640С (номинальная мощность двигателя 155 л.с., определенная по правилу ISO 14396 / ECE R120) – 98 л/мин.

– Но даже если характеристики производительности гидросистемы у импортного трактора равны по значению аналогичному у МТЗ, как, например, у МТЗ 82.1 и Deutz-Fahr Agrolux 4.80 (составляет 45 л/с), ее работа у последнего будет намного эффективнее, – уверен Александр Щербик.

Эксперт объясняет это высокой надежностью самой гидросистемы импортных тракторов. У тракторов МТЗ 81.2, по его словам, часто забивается гидрораспределитель, течет и не выдерживает необходимое давление.

– Грузоподъемность заднего навесного устройства у тракторов МТЗ по сравнению с импортными аналогами также ограничена, – отмечает Алексей Савинов. – Так, трактор 1025 МТЗ оснащен задним навесным устройством категории 2 с максимальной грузоподъемностью 1800 кг, тогда как сопоставимый с ним по мощности и габаритам New Holland ТD5.110 – задней навеской с фиксированными шарнирами, грузоподъемность которой 3423 кг.

Для крупных хозяйств-тысячников, использующих более мощные и производительные миксеры-кормораздатчики, косилки и т.д., альтернативу МТЗ 1221 могут составить тракторы 100–140 л.с, такие как Deutz-Fahr Agrofarm 115 G, New Holland ТD5.110, TS6.125, TS6.140, T6050 или Case IH Farmall 110JX, Maxxum 125, Maxxum 140, такие как Massey Ferguson серий 5400 или 5600 или Valtra N93, N123.

По словам Олега Кициса, в животноводческой отрасли часто необходимо работать с фронтальным погрузчиком, для чего трактору также нужна гидравлическая система повышенной производительности.

– Кроме того, импортные тракторы в базовой комплектации чаще всего оборудованы гидравлическим реверсом, позволяющим осуществлять переключение движения машины на ходу, – знает Алексей Савинов. – Тогда как модели МТЗ имеют только возможность механического реверса, для чего необходимо остановить машину, включить заднюю скорость и т.д.

Как добавляет Олег Кицис, удобство электрогидравлического управления многодисковыми муфтами сцепления для изменения движения вперед/назад особенно ценится при работе с погрузчиками, когда требуется постоянно переключать направление движения (к примеру, загрузка кормов, погрузка навоза). Кроме того, многодисковая муфта сцепления в масляной ванне гораздо надежнее сухого однодискового сцепления.

– Хозяйства с поголовьем 200–400 голов дойного стада, в которых распространены еще помещения ферм старой постройки, приобретают в качестве альтернативы МТЗ трактор Deutz-Fahr Agrolux 4.80 в комплекте с фронтальным погрузчиком общей высотой не более 2,4 м, – приводит пример Александр Щербик. – Мощность, как и габариты, у него аналогичны МТЗ 80, но при этом Agrolux 4.80 оснащен системой кондиционирования, усиленным механическим ВОМ с прямой передачей от двигателя и независимым диском сцепления. Кроме того, Agrolux 4.80 отличается хорошей маневренностью и радиусом разворота, не превышающим 3,7 м.

Олег Кицис также сравнивает с МТЗ 922 и МТЗ 1221 универсально-пропашные тракторы Valtra серий А, N, которые имеют модификации с габаритами, позволяющими въезд в низкие помещения.

– Причем МТЗ 1221 не позволяет установить низкую кабину, – поправляется он. – Valtra обладает более широким диапазоном возможностей, включая увеличенный гидропоток, возможность одновременной работы агрегатов на передней и задней навеске, что весьма затруднительно при использовании тракторов МТЗ 82 и 1221.

Для кормозаготовки

Согласно наблюдениям экспертов, при кормозаготовке все чаще стали использоваться иностранные пресс-подборщики с упаковкой и консервированием сенажа в пленку.

– Особенностью этой технологии является то, что даже при незначительном запаздывании со сроками уборки или неправильной упаковке тюка можно очень сильно потерять в качестве корма или вовсе испортить заготовку, – говорит Александр Щербик. – Поэтому предприятия, работающие по такой технологии, при выборе подходящего трактора во главу угла ставят качество и надежность техники и готовы рассматривать на замену МТЗ импортные модели с надежными ВОМ и гидросистемой.

Как объясняет Щербик, у импортных тракторов, к примеру, Deutz-Fahr Agrolux 4.80, передача энергии идет напрямую от двигателя к ВОМ (задействованы два диска сцепления), тогда как на МТЗ 82.1 из-за конструктивных особенностей (передача энергии с одним диском сцепления через планетарный редуктор и механические ленты) энергия теряется, и сама конструкция часто выходит из строя, что делает его ненадежным.

– При этом стоимость диска сцепления на наших тракторах не превышает 18 тыс. руб., а цена вала отбора мощности в сборе – а именно так Минский тракторный завод предлагает ремонтировать его – составляет около 40 тыс. руб., – сравнивает Александр Щербик.

Корме того, в новых хозяйствах с современной техникой зачастую востребованы тракторы, имеющие три, а то и четыре пары гидравлических выходов (задних гидравлических клапанов) для агрегатирования с прицепным оборудованием. Тогда как у любого МТЗ в базовом варианте их только два. Альтернативой белорусским моделям здесь выступают такие тракторы, как New Holland ТD5.110 и Case IH Farmall 110JX (имеет в базе три пары гидровыходов, последняя пара – с плавающим положением), Deutz-Fahr Agrofarm 115G и др.

Исходя из перечисленного доля импортных тракторов с мощностью от 80–140 л.с. в животноводстве увеличивается с каждым годом.

Садоводам и овощеводам

Не последнюю роль в увеличении спроса на малые трактора, по мнению Александра Щербика, сыграл курс на импортозамещение: многие малые и средние хозяйства занялись овощеводством или садоводством.

– Во многих регионах РФ в настоящий момент действуют программы по увеличению площадей (закладке) новых садов, где также востребованы тракторы мощностью 80–100 л.с. с компактными размерами, – поясняет Александр Щербик. Особенности садоводства требуют специального оборудования от тракторов, тогда как белорусские машины не всегда могут удовлетворить в своей стандартной комплектации такие запросы.

– При проведении механизированной обрезки деревьев вертикальными фрезами зачастую требуется выведение гидропары вбок или вперед, чего на тракторах МТЗ 80 или 81.2 в заводских условиях не делается ни опционально, ни тем более базово, – поясняет Александр Щербик. – Тогда как импортные производители готовы собирать модели, ориентированные на каждую отрасль, со всеми необходимыми потребностями.

По словам Олега Кициса, в странах Евросоюза порядка 70% рынка маломощных тракторов, работающих в садовых и винодельческих хозяйствах, занимают тракторы Valtra серий А и N. Обладая сравнимыми с МТЗ 80 габаритами (для осуществления маневров среди деревьев) и мощностью 88 л.с., Valtra А83 имеет электронное управление трансмиссией, многодисковый привод ВОМ.

А для овощеводов необходимым решением в комплектации трактора, по мнению Станислава Шерстюка, является ходоуменьшитель, который позволяет работать со скоростью до 400 м/ч, обеспечивая большую производительность машины на определенных операциях.

– Это устройство предназначено для получения замедленных технологических скоростей в диапазоне 0,27…0,6 км/ч при движении вперед и 0,6…1,3 км/ч – при заднем ходе, которые необходимы для работы трактора с подборщиками овощей, опрыскивателями, рассадопосадочными и другими машинами, требующими стабильности движения, – комментирует Алексей Савинов.

– Ходоуменьшитель, например, обеспечивает необходимую скорость для посадки рассады или работы с мульчером, – рассказывает Станислав Шерстюк.

Тракторы МТЗ имеют в своих опциональных решениях ходоуменьшители, но процесс переоборудования машин занимает довольно приличное время. Большинство импортных машин поставляются в Россию уже в комплекте с ходоуменьшителем или производитель предоставляет возможность установки его в полевых условиях в кратчайшее время. Например, Deutz-Fahr Agrolux 4.80 мощностью 80 л.с. и Deutz-Fahr Agrofarm 115G в базовом оснащении имеют реверсивную КПП с ходоуменьшителем и усиленный механический ВОМ.

Серия тракторов TS6 компании New Holland, запущенная в серийное производство в 2012 году (мексиканский завод), также имеет богатый уровень базового оснащения, включая 2-скоростной ВОМ и ходоуменьшитель. По наблюдениям Алексея Савинова, трактора этой серии охотнее всего раскупают овощеводы.

Для точного земледелия

Как отмечает Ангелина Горшкова, курс на точное земледелие в последние пять лет стал явно ощущаться во всем мире: максимальная экономия минеральных удобрений, СЗР и семян за счет работы без перекрытий ставится во главу хозяйственной стратегии агропредприятий с целью снижения себестоимости продукции.

– При выращивании овощей системы точного земледелия особенно часто используются на посадочных работах. А с учетом того, что наряду с крупными хозяйствами овощами в последние два года занялись небольшие КФХ, у которых площади под ними не превышают 20–50 га, потребность в тракторах малой мощности с возможностью дооборудования системами точного земледелия существенно возросла, – сообщает Александр Щербик. – Российские аграрии активно осваивают новейшие технологии, поэтому стремятся применять современную почвообрабатывающую и посевную технику. Отсюда и новые требования к тракторам.

– Безусловно, продукцию Минского тракторного завода можно дооснастить системами точного земледелия: установить систему параллельного вождения и т.д., однако установка таких опций потребует больших усилий и не факт, что будет работать бесперебойно, – размышляет Ангелина Горшкова. – Тогда как многие иностранные модели, например, тракторы John Deere серии 6В, максимально подготовлены под установку таких опций, более того, с 2016 года машины John Deere серии 6М (145 л.с.) будут поставляться на российский рынок, имея в базовом оснащении встроенную систему автоматического вождения AutoTrac.

Лежать под трактором надоело

Олег Кицис убежден, что рост спроса на тракторы малой мощности обусловлен не только развитием перечисленных отраслей сельского хозяйства. По его словам, при покупке универсально-пропашных тракторов сельхозпроизводители стали уделять больше внимания надежности машины, качеству сборки, эксплуатационным издержкам.

– К сожалению, надежность машин Минского тракторного завода объективно оставляет желать лучшего: машины греются, часто ломаются, качество запчастей также заслуживает средней оценки, – констатирует Алексей Савинов. – Но низкая цена таких тракторов и доступность в любой точке России запасных частей с успехом компенсирует недостатки надежности машины. Часто большие агрохолдинги берут тракторы МТЗ сверх требуемой нормы для возможности починки в условиях хозяйства. То есть два трактора на работу – один на запчасти. Благо система субсидирования покупки этих машин и низкая цена машины позволяют без проблем использовать подобную тактику.

– Однако, учитывая снижение квалификации среди персонала сельскохозяйственных предприятий, а также нежелание и неумение молодежи заниматься починкой сельхозмашин, есть вероятность, что скоро практика бесконечного исправления недостатков отечественных машин сойдет на нет, – говорит Ангелина Горшкова. – Все меньше остается желающих проводить время, лежа под трактором, в хозяйствах начинают ценить альтернативу, предлагаемую западными компаниями в плане доступности запасных частей, увеличивается требование к качеству и скорости реагирования службы сервиса.

Правда, как замечает Алексей Савинов, используя отечественные машины, можно не беспокоиться, что в критический момент не окажется нужной детали для исправления поломки, а в период сезонных работ каждая минута простоя сказывается на качестве работ. И это, по его словам, бесспорный плюс тракторов МТЗ. Но подавляющее большинство иностранных тракторов более надежны в эксплуатации, имеют большую наработку на отказ и выше качество деталей в сравнении с МТЗ. А производители машин ужесточают требования к дилерским центрам и службам поддержки, повышая надежность дилера (партнера), который будет отвечать за обеспечение запасными частями и вести сервисное обслуживание.

Начинаем экономить?

Стремительно повышающиеся цены на дизтопливо при выборе трактора также вынуждают аграриев просчитывать его «прожорливость».

– Расход топлива на тракторах МТЗ значительно выше импортных аналогов. Это в первую очередь объясняется продуманностью конструкции в тракторах западных производителей, а также использованием инновационных систем, которые позволяют не только сокращать расходы ГСМ, но и отслеживать их потребление, – разъясняет продуктовый менеджер по тракторам компании John Deere Анна Качалина.

Так, анализируя данные от своих заказчиков, Александр Щербик доказывает, что экономия топлива в тракторах модели Deutz-Fahr Agrolux 4.80 мощностью 80 л.с. достигает 25% в отличие от белорусских аналогов. Он объясняет это преимущество тем, что двигатель Deutz-Fahr Agrolux 4.80 имеет индивидуальные ТНВД с очень коротким топливопроводом при рабочем давлении в системе подачи топлива 1200 бар, обеспечивается высокий уровень КПД двигателя и его экономичность. А на моделях Deutz-Fahr Agrofarm 115G реализована возможность программировать обороты двигателя в зависимости от вида работ. К примеру, при работе с ВОМ обороты двигателя могут быть установлены на 1600 против 2100 при стандартном номинальном режиме работы. Экономия по топливу при данной настройке достигает 15–25%.

Кроме таких параметров, как производительность техники, ее экономичность, удобство агрегатирования, мощность двигателя, трансмиссия и гидравлическая система, сельхозпроизводители стали в последние годы уделять внимание условиям и безопасности работы механизатора.

– Российский аграрий в целом начал ценить в машинах комфорт работы, простоту управления, – замечает Олег Кицис.

– Специфика европейских ферм в том, что там распространены семейные небольшие предприятия, и выполнение всех хозяйственных операций производится, как правило, самим фермером или членами его семьи, – рассказывает Ангелина Горшкова. – Поэтому зарубежные тракторы более комфортны. Тогда как в России за рулем трактора в большинстве случаев находится наемный рабочий.

По наблюдениям ее коллеги Анны Качалиной, по этой причине отечественные и белорусские производители тракторов к комфорту оператора относятся по остаточному принципу, оставляя в кабине минимальный функционал.

– Это в числе прочего позволяет белорусским коллегам так беспрецедентно демпинговать в нашем сегменте, – замечает Анна Качалина. – Однако все меньше механизаторов готовы подвергать свое здоровье риску и работать в тяжелых условиях, а возрастающий дефицит кадров на селе вынуждает владельцев предприятий переплачивать за комфорт.

Зарубежные машины, предлагающие в базовом оснащении кондиционеры в кабине, панорамное стекло, подрессоренное водительское сиденье со множеством регулировок, обеспечивающее минимальную вибрацию, и кабины с хорошей шумоизоляцией, выглядят на фоне белорусских тракторов, имеющих неудобные сиденья, не снабженные кондиционером кабины, более привлекательными.

К примеру, Deutz-Fahr Agrolux 4.80 мощностью 80 л.с. против аналогичного функционала у МТЗ 80 имеет в базе систему кондиционирования, как и John Deere 6135В, призванный конкурировать с МТЗ 1221, у которого кондиционер устанавливается только опционально.

Голый функционал?

– С одной стороны, наблюдается тенденция к повышению комфорта управления трактором, что заметно влияет на работоспособность механизатора, – отмечает Станислав Шерстюк. – Но чтобы хоть как-то приблизить конкурентоспособность своих машин в ценовом поле к стоимости белорусских, зарубежные поставщики сельхозтехники вынуждены решать сложную дилемму: с одной стороны, их тракторы ценятся за широту опциональной линейки, например, увеличение грузоподъемности задней навески, подключение различных систем точного земледелия, увеличение количества гидровыходов и т.д. С другой – увеличение «прибамбасов» повышает в итоге стоимость машины.

Решение этой проблемы иностранные производители видят в поставке для наших предприятий разных модификаций тракторов одной модели: от самой простой до топовой версии. Так, например, самый простой трактор компании John Deere представлен моделью 6B в двух комплектациях: премиум и стандарт.

Первая, так называемая «входная», версия 6130В, по словам Ангелины Горшковой, максимально ориентирована на функционал и позволяет российскому покупателю познакомиться со всеми преимуществами трактора John Deere. И когда клиент увидит, что окупаемость трактора – около года, настанет самое время попробовать более функциональный трактор John Deere модели 6М.

А компания Claas производит тракторы в комплектациях для определенных видов работ, например, в случае кормозаготовки к стандартной комплектации прибавляются передний ВОМ, передняя навеска и передние гидровыходы. Также к базовой модели специально для овощеводов могут быть добавлены система навигации, ходоуменьшитель.

– Европейский рынок предъявляет повышенные требования к экологичности тракторов: двигатели должны соответствовать стандарту Tier 4 Final по содержанию вредных примесей в выхлопных газах, – рассказывает Олег Кицис. – Но для России специально делаются машины с двигателями Tier 2, что значительно снижает их стоимость.

Как отмечает Станислав Шерстюк, на российский рынок идут в основном машины максимально упрощенные, отличающиеся в своем модельном ряду от аналогов, идущих на европейский рынок. К примеру, там, где трактор практически не имеет механического привода, многие функции трактора с электрогидравлическим приводом осуществляются управлением от кнопки или многофункционального джойстика.

Станислав Шерстюк уверен, что появление более совершенных тракторов этого сегмента в России – вопрос времени. Постепенно базовая комплектация сельскохозяйственных машин для российского рынка, по его наблюдениям, «подтягивается» к европейским стандартам. Например, в стандартную комплектацию машин для российского рынка помимо кондиционера чаще всего включены двухконтурная пневматическая система тормозов прицепа, обеспечивающая безопасность управления на дороге и холмистой местности, гидравлическая система повышенной производительности, водительское сиденье с несколькими регулировками положения, набор хвостовиков заднего ВОМ на 6,8 и 21 шлицу для удобного сцепления с самыми разными навесными орудиями и т.д.

По мнению большинства участников рынка сельхозмашин, увеличение продаж зарубежных тракторов малой и средней мощности сдерживают тяжелая макроэкономическая ситуация в стране, девальвация рубля и рост кредитных ставок. И если бы не разразившийся кризис, спрос на импортные универсально-пропашные тракторы в 2015 году продолжал бы расти.

Анализируя статистику продаж в Россию малых универсально-пропашных тракторов иностранных производителей, Александр Щербик отмечает, что в сегменте 80 л.с. по продажам лидирует компания Deutz-Fahr с моделью Agrolux 4.80, сегмент 110 л.c. почти на 95% занимает CNHI: New Holland TD5.110 и Case IH Farmall 110JX, а сегмент 130 л.с. почти полностью закрывает John Deere трактором модели 6В.

Самым  востребованным трактором в сегменте от 80 до 160 л.с., по данным Станис­лава Шерстюка, у компании Claas является модельный ряд Arion 600 – модели Arion 640/630 с номинальной мощностью двигателя соответ­ственно 155 и 145 л.с. Особенно популярны эти модели в Центрально-Черноземном регионе.

Концерн AGCO считает флагманской моделью продаж в этом сегменте тракторы Massey Ferguson серий 5400 и 5600, а также Valtra серий A и N.

комментарии практиков

ЗАО «Калининское» (Ставропольский край)

Александр Анпилогов, директор:

– Мы эксплуатируем в своем хозяйстве шесть тракторов New Holland ТD5.110. Технику покупали постепенно: самым старшим тракторам три года, самым младшим – три месяца. New Holland ТD5.110 используются и в животноводстве – обслуживают 350 голов КРС и 3000 овец (раздача кормов, транспортные работы, чистка и т.д.), и в поле – на заготовке сена, прессовании, осуществляют разбрасывание удобрений и др.

Брали эти тракторы на замену МТЗ, которые выигрывают только в цене. Во-первых New Holland предоставляет максимум комфорта оператору: хорошая обзорность, кондиционирование, угольные фильтры, холодильник. Во-вторых, тяга у них больше и лучше. К примеру, у меня косилка FC 302 G/RG от Kuhn, я навесил ее на МТЗ, а он боком встал и ехал неровно, скачками. В то же время New Holland справляется с ней без проблем.

Кроме того, у этих тракторов прекрасная гидравлика в отличие от МТЗ, где гидровыходы расположены неудобно, и их только две пары, то есть гидравлическая система слабая. В ТD5.110 три пары гидровыходов, и можно работать в разных плоскостях без переключения. Например, упомянутая косилка требует подъема, разворота и работы в боковых положениях. С тракторами New Holland мы работаем без проблем, на «Беларусах» этого не сделаешь: несколько раз пробовали – не получается.

С прицепными орудиями (сеялки четырехметровые различных производителей) New Holland также справляется лучше, чем МТЗ 82.1. Хорошо агрегатируется с опрыскивателями – без проблем поддерживает постоянную скорость, а вот МТЗ не хватает мощности, на мягкой почве он уже не тянет, начинаются проблемы.

Сервисом мы довольны, к слову, пока трактор не ломался – только ТО проходили. МТЗ 80, к сожалению, приходится чинить часто.

ИП Кунаев (Удмуртская республика)

Александр Кунаев, глава хозяйства:

– В хозяйстве 50 коров и 300 га земли. Парк техники включает один Т 150, который мы решили поменять на John Deere 6135 B, и три трактора «Беларус», которые мы тоже надеемся поменять на John Deere 6095.

Новый трактор без проблем работает в поле и прессом Z 562 производства Metal-Fach, и с культиватором, и с сеялкой. Показал себя замечательно на всех орудиях. Наработал 200 часов, простоя не было.

При выборе учитывали возможность использования с разными прицепными и навесными орудиями, а также комфорт оператора. Мы работаем на технике сами, поэтому беспокоимся о своем здоровье. И если раньше, проведя в поле день на белорусской технике, я приходил домой злой, то сейчас после смены даже еще хочется поработать.

Компания «Яровое» (Ленинградская область)

Сергей Чудин, заместитель директора, главный инженер:

– Мы занимается животноводством. Три месяца назад взяли трактор Deutz-Fahr Agrolux 4.80. Машина универсальная, работает и на кормлении с миксером, и при транспортировке, с резчиком и загрузчиком рулонов, на раздаче кормов.

Брал эту модель на замену МТЗ 80, у которого низкая надежность: эти тракторы часто ломаются, особенно страдает гидравлика: течет жидкость, перетираются и лопаются шланги, выходит из строя распределитель, не хватает мощности насоса при работе с кормораздатчиками. Кроме того, у МТЗ 80 неудобный доступ к гидравлическим узлам – как к гидровыходам, так и к самой системе, если что-то сломалось. Чтобы поменять шланги или еще что-нибудь, нужно разобрать полтрактора. Безусловно, МТЗ дешевле, и откровенно признаюсь, раньше качество их было лучше.

Новый Deutz-Fahr Agrolux 4.80 в поле не эксплуатировал – он занят полностью на хозяйственных разноплановых работах в сфере животноводства.

В поле работают два Deutz-Fahr Agrofarm 115 G, приобретенные два года назад, одновременно с новыми белорусскими тракторами МТЗ 82.1. В последних за два года я поменял почти все, кроме двигателя. Ломаются раз в три месяца: то стартер, то генератор, то радиатор потечет, то термостат накроется. Вал отбора мощности также слабый – у всех четырех машин уже поменяли.

На Deutz-Fahr все работает как часы. Только ТО проходит, не знаем, что там и как устроено, – ни разу не разбирали сами. Очень удобно расположены гидровыходы, без проблем присоединяются орудия. Работают на всех работах круглогодично и круглосуточно: и с ворошилкой, и с дискатором, и с пресс-подборщиком, а зимой чистят снег. Проходимость и тяговитость у них, конечно, лучше в сравнении с МТЗ, как и уровень комфорта оператора: эргономично расположены рычаги управления, кондиционер, удобное кресло, нет вибраций.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв