Агропрофи » Blog Archive » Кормозаготовка в тренде
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Кормозаготовка в тренде

Дария Харитонова

Несмотря на общий спад спроса на сельхозтехнику, обусловленный снижением платежеспособности российских аграриев, эксперты в ближайшее время ожидают увеличения объемов продаж кормозаготовительной техники и в частности кормоуборочных комбайнов. Каковы мировые тенденции развития этого сегмента и приживутся ли новшества, предлагаемые сельхозмашиностроителями, на отечественном рынке?

Спрос будет?

По словам руководителя отдела продукт-менеджмента и продукт-менеджера по уборочной технике компании Claas Ральфа Хенке, введенные Россией санкции на импорт пищевой продукции из европейских и ряда других стран, стимулируют рост спроса на аналогичные товары российского производства.

– Сейчас агрофирмы стремятся увеличить производство молока и мяса, в результате чего ожидается рост закупок кормоуборочной техники и, в частности, кормоуборочных комбайнов, – не сомневается Ральф Хенке. – И предпосылки к этому мы уже видим – спрос на рынке кормоуборочных комбайнов оживился. Вопрос лишь в том, какую технику сейчас выберет российский аграрий: импортного производства или отечественного?

Очевидно, что гигантский скачок валюты, осложненный перебоями с кредитованием и субсидированием российских сельхозпроизводителей, сыграл не на руку зарубежным поставщикам.

Так, по оценкам специалиста по технике для заготовки кормов компании John Deere Романа Аносенко, среднее сокращение спроса на технику западных производителей в отрасли составляет 40–50%.

– Ситуация с импортной кормоуборочной техникой, а именно с комбайнами – сложная: никто из иностранных машиностроителей не локализовался в этом направлении, а значит, не может рассчитывать на повышение продаж за счет программ поддержки, – отмечает специалист по маркетингу продукта (кормоуборочные комбайны под брендом New Holland) компании CNH Радик Гараев.

По мнению Ральфа Хенке, локализировать производство кормоуборочных комбайнов в России пока еще не имеет смысла: недостаточные объемы продаж не позволят выйти на окупаемость такого проекта. По сравнению с общим рынком продаж зерноуборочных комбайнов в нашей стране (6–7 тыс. единиц в год), самоходной кормоуборочной техники ежегодно реализуется примерно 600–700 единиц, т.е. в десять раз меньше.

Но несмотря на ослабление иностранных конкурентов валютным скачком, резкого увеличения спроса на отечественные кормоуборочные комбайны также не произошло: как признают в компании «Ростсельмаш», доля рынка кормоуборочных комбайнов плавно прирастает примерно на 3% в год.

– Сложно говорить о каком-то особом влиянии санкций на рынок кормоуборочной техники: именно на этот вид комбайнов импортные квоты не распространяются, – говорит управляющий товарной группой компании «Ростсельмаш» Сергей Савенков. – В любом случае введение санкций не могло спровоцировать резкий рост спроса на кормоуборочную технику, так как невозможно очень быстро увеличить поголовье скота. В белорусской компании «Гомсельмаш» также не увидели резких изменений в реализации кормоуборочных самоходных комбайнов: по словам специалистов коммерческого отдела, спрос на них из России остался примерно на том же уровне, что и в 2014 году.

Гонка за мощностью

– Масса клиентов сейчас находится перед выбором: покупать отечественную технику или дождаться укрепления рубля? – говорит Ральф Хенке. – Многие, особенно те, кто уже имеет в своем парке кормоуборочные комбайны импортного производства, надеются на возобновление закупок новой техники. Два-три месяца на размышление (перед началом сезона) у них еще есть.

По наблюдениям Радика Гараева, большинство потенциальных покупателей сейчас «затаились», пытаясь угадать, что станет с валютой, надеются на укрепление рубля и подъем цен на нефть. Фермеры пока просто боятся вкладывать средства в импортную технику, хотя потребность в ней по-прежнему остается высокой. И основная масса таких «выжидателей» – те, кто в «тучные годы» уже переоснастил свой парк импортными кормозаготовительными машинами, наладил сервис, технологический процесс и настроился на расширение производства. Именно такие хозяйства станут продолжать закупки импортных кормоуборочных комбайнов. Те же, кто задумал переоснащать свой кормозаготовительный парк или создавать новое производство, по мнению эксперта из CNH, скорее всего, будут делать это за счет отечественных машин.

– Сейчас общая тенденция нашего рынка – это скорее не рост спроса на отечественные кормоуборочные машины, а его перемещение из сегмента маломощных кормоуборочных комбайнов до 300 л.с. в сегмент более энергонасыщенных – 400–500 л.с., – отмечает Сергей Савенков. – Однако нельзя сказать, что кормоуборочные комбайны мощностью до 300 л.с. скоро уйдут с российского рынка. Среди хозяйств среднего размера (300–500 голов КРС) такие модели пока еще популярны.

Так, по статистике «Гомсельмаша», 2/3 экспортируемых в Россию комбайнов приходится на мощностной диапазон около 300 л.с. (модели КГ6 и КСК 600), и треть рынка занимают кормоуборочные комбайны КВК 800 мощностью 450 л.с., но доля продаж последних плавно нарастает.

Мировая тенденция также идет в сторону увеличения мощности: спрос все больше отклоняется в сторону кормозаготовительных комбайнов мощностью свыше 500 л.с.

Радик Гараев объясняет это ростом поголовья КРС в США и повышением роли биотоплива в странах Европы. Собственно, популярность биогаза, в основе которого лежит кукурузный силос, за последние пять лет увеличила мировой рынок кормоуборочных комбайнов практически в два раза.

Создатели сельхозтехники отреагировали на это повышением производительности машин. К примеру, новые модели кормоуборочных комбайнов компании John Deere 8000-й серии в среднем обеспечивают увеличение производительности на 6% из расчета на каждую л.с. по сравнению с предыдущей – серией 7080.

Белорусский «Гомсельмаш» в 2014 году выпустил на рынок кормоуборочные комбайны «Палессе FS8060», укомплектованные двигателями ОМ 502 LA (Mercedes-Benz) мощностью 600 л.с.

Отечественный «Ростсельмаш» представил RSM 1401, также оснащенный мерседесовским двигателем MTU OM-460 LA мощностью до 500 л.с. для российского рынка и RSM 1403 мощностью 500 л.с. – на экспорт. Примечательно, что до 2014 года эти машины комплектовались двигателем ЯМЗ 7511, но из-за потребности в большей мощности, экономичности и надежности завод перешел на сотрудничество с

«Мерседесом».

На европейском рынке компания Claas предлагает Jaguar 970 (775 л.с.) и Jaguar 980 (884 л.с.), в кормоуборочных комбайнах New Holland серии Forage Cruiser (FR) максимальная мощность составляет уже 850 л.с., а компания Krone, специализирующаяся на мощных машинах, представила самый высокопроизводительный на сегодняшний день в мире кормоуборочный комбайн Krone BiGX 1100 мощностью 1110 л.с.

А нам зачем так много?

Однако такие мощные машины, по убеждению Гараева, актуальны только для европейских и американских фермеров. Низкая урожайность и относительно невысокая пока еще культура возделывания полей делает высокомощные машины невостребованными на российских полях.

– В современных реалиях при имеющихся логистике, технологии кормления, организации и т.д., животноводам будет вполне хватать мощности до 500 л.с. – уверен специалист New Holland. – Машины свыше 450 л.с. есть смысл покупать крупным предприятиям, поголовье которых превышает 600 голов, а объем заготовленных кормов составляет не менее 30–40 тыс. т ежегодно.

По мнению Гараева, среднему российскому фермеру мощности кормоуборочных комбайнов в диапазоне 300–400 л.с. хватит «за глаза». Более того, в компании CNH уже задумались о создании самоходных кормоуборочных комбайнов для этого сегмента в мощностном диапазоне 300–400 л.с. (сейчас линейка бренда New Holland начинается от 450 л.с.).

Ральф Хенке и Радик Гараев, указывают на то, что зачастую характерной ошибкой при выборе кормоуборочного комбайна является переоценка своих сил – и как результат выбор слишком мощной машины, работа которой не сможет быть правильно скоординирована с имеющимся автопарком.

– Не стоит забывать, что эффективность процесса заготовки кормов зависит не только от комбайна, – напоминает Савенков. – Здесь большую роль играет логистика доставки измельченных кормов. Зачастую хозяйства не обеспечивают процесс уборки достаточным парком для перемещения заготовок с полей. Из-за этого случаются простои, машина просто не успевает показать весь свой потенциал и в итоге – низкая выработка.

По словам Сергея Савенкова, комбайн может наполнить подъехавший транспорт за 3–5 минут и остальное время ждать, а учитывая стоимость машины, вместо экономии хозяйство получает увеличение себестоимости кормов. Таким образом, кормоуборочный комбайн будет использоваться эффективно только в том случае, если обеспечить транспортную цепочку от уборочного поля до места закладки.

– Таким образом, либо автопарк хозяйства должен быть больше, либо объем самих прицепов, – добавляет Ральф Хенке. – Кроме того, необходимо чтобы процесс своевременного уплотнения массы в силосной яме был четко отлажен, то есть тракторы должны справляться с этой задачей в условиях быстрого заполнения ямы.

Еще качественнее

– Помимо ярко выраженной тенденции к нарастанию мощностного потенциала в комплектации кормоуборочных комбайнов в последние годы прослеживается тренд к улучшению качества конечного продукта с минимальными трудозатратами, – отмечает главный конструктор по кормоуборочной технике НТЦК ОАО «Гомсельмаш» Иван Волков. – И конкурирующие между собой производители сельхозтехники в той или иной степени перенимают друг у друга решения по реализации этого тренда. Так, например, все большую популярность сегодня приобретают технологии с использованием доизмельчителя зерен кукурузы (корн-крекера).

Как поясняет Сергей Савенков, в том случае, если сельхозпроизводители работают со спелым зерном, оно увеличивает питательность силоса. Если зерно вызревает только до молочно-восковой спелости, когда его оболочка только формируется, ее также необходимо разрушать, так как пищеварительный тракт животного не способен ее переварить.

– Зерно кукурузы, проходя через такой доизмельчитель (плющильный аппарат), делится на 6–7 частей, что существенно улучшает бактериальную ферментацию при силосовании и переваривании в рубце коровы, – добавляет Радик Гараев. – А это в свою очередь увеличивает поедаемость корма и, как следствие, повышает выход молока.

У многих производителей, например, Krone, John Deere и в белорусских «Гомсельмаш» «Палессе FS8060» подобное оборудование уже установлено в базовое оснащение.

В основной своей массе на кормоуборочные комбайны устанавливают доизмельчители вальцового типа (два вальца вращаются с разной угловой скоростью и дробят зерно). Однако с недавнего времени распространение получают и так называемые дисковые доизмельчители зерна, представляющие собой сборку из конусообразных дисков разного диаметра, которые, по словам Романа Аносенко, обеспечивают более интенсивные переработку и измельчение. Так, при использовании дисковых зернопроцессоров (доизмельчителей) пропускная способность данного узла увеличивается до 270%.

– Дисковые доизмельчители мы устанавливали на кормоуборочные комбайны «Палессе 3000» еще в девяностых годах прошлого века, – рассказывает Иван Волков. – Затем технология была незаслуженно забыта и популяризована вальцовая. Вплоть до 2012 года наши машины, в том числе «Палессе 800», выходили с вальцовыми плющителями зерна. Однако сейчас мы снова возвращаемся к прежним разработкам и новые «Палессе 8060» серийно оснащаем дисковыми корн-крекерами.

В кормоуборочных комбайнах RSM доизмельчитель (зерноплющитель) устанавливается опционально.

– В России довольно много регионов, где в силу климатических особенностей кукуруза не вызревает даже до фазы молочно-восковой спелости, а потому оборудование для доизмельчения зерна (например, в Северо-Западном регионе страны, где традиционно занимаются животноводством) в таких областях не будет использоваться, – объясняет Сергей Савенков. – Тем не менее это мировой тренд. Наука не стоит на месте, и холодоустойчивые гибриды кукурузы получают все большее распространение, поэтому в ближайшие годы мы намерены интегрировать доизмельчители в базовое оборудование машины.

Кормоуборочные комбайны New Holland серии Forage Cruiser, ориентируясь на разнообразие растениеводческих зон нашей страны, сейчас выходят на российский рынок в двух вариантах: где зерноплющитель (доизмельчитель) входит в базовую комплектацию и без него.

– Кстати, система VariFlow на комбайнах New Holland без каких-либо специальных инструментов позволяет за пять минут перейти от уборки трав к кукурузе с зерном, благодаря чему экономится целый час рабочего времени, – замечает Радик Гаравев. – При отключении системы CornCracker (доизмельчения зерен) система Variflow позволяет уменьшить расстояние между измельчающим барабаном и ускорительным барабаном на 60%, что увеличивает производительность и эффективность измельчения, при этом существенно снижается энергоемкость процесса.

Американские технологии

С интересной технологией, которая снискала заслуженную славу среди европейских животноводов, вышла на рынок компания Claas (на выставке Agritechnica 2015 она была представлена впервые).

– Речь идет о процессе заготовки кукурузного силоса с использованием технологии доизмельчения Shredlage, которая широко используется в США. Ее суть заключается в том, что после грубого измельчения кукурузы на длину от 26 до 30 мм материал дополнительно обрабатывается в доизмельчителе Shredlage, – объясняет Ральф Хенке. – Рабочие органы этого доизмельчителя с противоходной спиральной канавкой полностью измельчают стержни початков и растирают зерно. При этом стебли также эффективно расщепляются на волокнистую массу, и оболочка зерна удаляется благодаря специальной структуре вальцов, на производство которых компания Claas получила лицензию и эксклюзивно предлагает во всем мире.

По словам Ральфа Хенке, длинноизмельченный кукурузный силос Shredlage позволяет существенно улучшить доступность содержащегося во всех растительных частях крахмала. Благодаря этому силос легче усваивается, увеличивается поедаемость массы и, как следствие, выход молока. Кроме того, оптимальное расщепление крахмала снижает количество заготавливаемого корма при одновременном увеличении надоев.

Радик Гараев обращает внимание, что для реализации данной технологии (сперва измельчить массу, а затем пропустить ее через плющильные вальцы) мощность комбайна должна быть не менее 700 л.с.

С 2016 года доизмельчители по технологии Shredlage будут опционально устанавливаться на моделях Jaguar 870-й и 900-й серий. Кстати, российским сельхозпроизводителям Claas уже предлагает Jaguar 900-й серии: Jaguar 950 мощностью 530 л.с. и Jaguar 960 мощностью 653 л.с.

Экономичность и сохранность

Еще одним хорошо прослеживаемым трендом последних трех лет, по наблюдениям участников рынка, стало внесение консерванта при закладке силоса или сенажа, что гарантирует сохранность заготавливаемого корма.

– В большинстве хозяйств уже понимают, что, потратив 50–100 тыс. руб. на консерванты во время заготовки, они экономят миллионы рублей, сохраняя высокое качество корма в силосной траншее на весь год, – объясняет Радик Гараев. – И, соответственно, почти все производители кормоуборочных комбайнов, в том числе New Holland, предлагают в серийном оснащении внесение консервантов (как правило, это муравьиная или пропионовая кислота) непосредственно в поле.

Так, следуя этому тренду, новые машины John Deere 8000-й серии уже дополнили интегрированной двухконтурной системой внесения консервантов, тогда как на предыдущих моделях функция добавления консервантов отсутствовала.

В RSM 1401 в базовом оснащении также стоит универсальная система внесения консервантов, которая позволяет использовать как концентрированные, так и разбавленные водой консерванты.

А по словам Ральфа Хенке, Claas уже более 10 лет предлагает такие системы в стандартной комплектации Jaguar.

– Механизатор, не выходя из кабины, может регулировать дозу, следить за уровнем жидкости в бачке и т.д. Более того, в наших машинах есть возможность вносить консерванты в зависимости от нескольких факторов, таких как производительность, пропускная способность машины, влажность массы, – рассказывает Ральф Хенке. – Это повышает качество корма и помогает экономить на приобретении дорогостоящей химии, что тоже является мировым трендом.

Эксперты в числе актуальных трендов также называют стремление к экономичности: большинство автоматических систем, которыми оснащаются современные кормоуборочные комбайны, направлено именно на максимальное сокращение затрат на ГСМ или потенциала расходных ресурсов (ножей и т.д.).

Например, система PowerCruise на силосоуборочном комбайне FR Forage Cruiser увеличивает производительность, постоянно контролируя фактическую рабочую мощность, и адаптирует скорость движения машины к изменяющимся условиям работы в поле, что обеспечивает экономию топлива до 20% за счет выбора оптимальной загрузки двигателя и трансмиссии. Расход топлива в новых New Holland FR850 составил 0,5 л на тонну готовой продукции.

Эту же цель вкупе с повышением качества преследуют системы, позволяющие гибко изменять длину резки в зависимости от влажности заготавливаемой массы. Таким образом, облегчается равномерность консистенции и трамбовки заготавливаемой массы.

Большинство современных машин, в том числе New Holland (система Smartloc), новые комбайны «Гомсельмаш», поступившие в разработку в 2014 году – КВК 6025 и отечественные RSM 1401, имеют в базовой комплектации трансмиссию, позволяющую изменять длину резки, не выходя из кабины.

Компания John Deere первой на своих машинах реализовала возможность изменять длину резки в зависимости от аналитических данных влажности, поступающих в режиме реального времени.

– Для этого в систему объединены трансмиссия IVLOC и датчик HarvestLab: первая – бесступенчато изменяет длину резки с шагом 1 мм в диапазоне 6–26 мм (диапазон зависит от конфигурации измельчающего барабана и используемого комплекта ножей), а датчик определяет содержание сухого вещества 17 раз в секунду с точностью до 2%, – объясняет Роман Аносенко. – В соответствии с показателями влажности комбайн сам выбирает длину измельчения культуры, автоматически оптимизируя заготовку. Это позволяет в первую очередь управлять качеством корма, а также экономить около 10% на топливе, увеличивая срок службы расходников (ножи, противорежущий брус и т.д.) и повышая производительность машины в целом.

Кстати, датчик Harvest Lab может применяться стационарно для измерения не только влажности, но и содержания белка, крахмала, сахара, клетчатки и др. веществ в заготовленном корме. Этот прибор, по словам Романа Аносенко, в дальнейшем можно будет использовать для определения химических элементов (фосфор, калий, азот) на машинах для внесения жидких и органических удобрений.

У комбайнов Big X фирмы Krone уже в серийном исполнении установлена система AutoScan – фотооптический датчик, встроенный в приставку для уборки кукурузы, который по цветовому балансу автоматически распознает степень зрелости измельчаемого материала. Исходя из этого электронное устройство регулирования определяет оптимальную длину измельчения.

В машинах компании Claas также используются находящиеся в силосопроводе датчики системы Cebis для измерения влажности измельченного материала, а бесступенчатый привод подающих вальцов Comfort Cut позволяет водителю из кабины регулировать длину резки (от 4 до 37 мм).

– Благодаря другой системе, Claas Nirsensor, данные о состоянии массы (где указываются еще семь параметров, в том числе кислотность, зольность и т.д.) можно распечатать или в электронном виде по почте или через флешку сразу передать агроному, зоотехнику или директору, – говорит Ральф Хенке. – Это поможет иметь банк данных по каждой ячейке хранения силосной массы, что значительно сэкономит время проверки сведений. В России эту систему мы пока еще не предлагаем, но в Европе она пользуется популярностью.

Тренд на легкость и комфорт

В качестве еще одного тренда в последние два года в сельхозмашиностроении эксперты отмечают установку ведущими производителями автоматической системы подкачки шин на передних и задних колесах. И если раньше эта практика распространялась в основном на тракторы, то теперь такой же функцией оборудуются и многие европейские кормоуборочные комбайны (например, новые Jaguar 900-й серии).

– Задача – снизить давление на почву при работе в поле, чтобы избежать ее уплотнения, – рассказывает Иван Волков. – Когда машина передвигается по дорогам, то давление в шинах более высокое, а при съезде на поле они автоматически подспускаются, увеличивая пятно контакта и снижая нагрузку, тем самым повышая проходимость комбайна. Эта технология широко применяется на военных автомобилях, и мы в свою очередь перенесли ее на наши новые кормоуборочные комбайны «Палессе 6025» и 8060 в базовой комплектации.

Говоря о мировых тенденциях, специалисты также выделяют стремление разработчиков к максимальной автоматизации процессов и облегчению труда механизатора в кормоуборочных комбайнах, что обеспечивается применением различных систем оповещения и управления. Это и система автоподруливания, автоматического поддержания высоты среза, и системы, позволяющие максимально загружать комбайн за счет регулирования подачи зеленой массы и путевой скорости комбайна, и работа с картами полей, навигационными системами, автоматика управления силосопроводом и др.

Например, чтобы упростить процесс загрузки транспортных средств, Claas разработал для своих кормоуборочных комбайнов систему автоматического управления силосопроводом при выгрузке измельченной массы Auto Fill, основанную на принципе цифровой обработки 3D-изображений. Она полностью контролирует работу по загрузке транспортных средств. С ее помощью измельченная масса автоматически укладывается по прямой линии в транспортное средство.

– Путем анализа изображений с камеры транспортного средства, движущегося рядом, она может определять как внешние края, так и степень заполнения машины в любой ее точке, – рассказывает Ральф Хенке.

Похожие решения, работающие по технологии трехмерной видеосъемки, реализуются и на новых BiGX 480, 580 от Krone (система выгрузки Forage Cam).

Как объясняет специалист по кормоуборочным комбайнам компании Krone Владимир Марков, установка подобных систем существенно уменьшает потери, увеличивает производительность комбайна, облегчает работу механизатора и открывает большие возможности для уборки в темное время суток.

И, конечно, большинство компаний-производителей уделяют повышенное внимание автоматическим системам, отвечающим за предотвращение поломок кормоуборочных комбайнов, оснащая их в базовой комплектации камне- и металлодетекторами.

Все большую популярность на Западе набирают телематическое системы контроля, с помощью которых управляющий персонал может дистанционно наблюдать за перемещением машины, ее местоположением, временем работы, просматривать коды неисправностей машин, дистанционно диагностировать ее состояние, наблюдать уровень топлива в баках, выводить данные о режимах работы, составлять рекомендации для операторов и т.д.

К примеру, свои кормоуборочные комбайны оснащают такими системами компании John Deere и Claas. Так, с осени 2014 года на кормоуборочных комбайнах Jaguar появилась программа Telematics в базовой комплектации с возможностью установить расширенную версию опционально.

– Российские пользователи пока предпочитают экономить на подобных системах, однако потребность в таких решениях постепенно нарастает, – считает Сергей Савенков. – Некоторые хозяйства уже делают первые шаги в этом направлении: ставят GPS-трекеры на свои машины, датчики топлива в бак для контроля расхода ГСМ.

Савенков уверен, что через 3–5 лет российский аграрий будет также считать подобные системы необходимым инструментом контроля и анализа агробизнеса.

– Использование телематических систем, как и систем точного земледелия (с картами полей), скоро станет такой же неотъемлемой частью работы аграриев, как вошедшие в нашу жизнь сотовые телефоны, – убежден Сергей Савенков. – Поэтому специалисты «Ростсельмаша» плотно работают над этим вопросом.

Против течения

Как отмечают участники рынка, сегодня на российском рынке наиболее востребованы кормоуборочные комбайны мощностью 400–500 л.с. Так, самой ходовой моделью у «Ростсельмаша» за последние два года стал RSM 1401, у John Deere – 7380 (480 л.с.), у Claas – Jaguar 850 и 860 мощностью 428 и 476 л.с. соответственно. У «Гомсельмаша» лидер продаж в этом мощностном диапазоне на данный момент – КВК 800 (450 л.с.).

Немецкий производитель Krone сыграл против тренда (на понижение) и выпустил недавно серию среднемощных машин, в том числе и свою самую «маломощную» модель BiGX 480 (480 л.с.). Последняя в 2016 году снискала популярность в нашей стране. По словам Владимира Маркова, в Россию уже продано несколько машин этой серии. Хотя основные продажи сейчас приходятся на BiGX 600 и 700.

В нашей стране в этом мощностном диапазоне лидирующее положение по продажам занимают отечественные кормоуборочные комбайны производства «Ростсельмаш», которые планомерно вытесняют другие мировые бренды. RSM 1401 продолжает набирать популярность у российских аграриев, и его доля рынка в целом среди кормоуборочных комбайнов составляет сегодня порядка 50%, а в сегменте 400–500 л.с. приближается к 70%.

Закономерность этой тенденции не вызывает сомнений: с учетом курса валют даже в самой дешевой комплектации, к примеру, New Holland серии FR (около 30 млн руб.), будет в 2–2,5 раза дороже нового RSM 1401 от «Ростсельмаша».

Среди импортных машин лидером российского рынка силосоуборочных комбайнов остается компания Claas со своим Jaguar 850–860, немного отстает от него John Deere с кормоуборочными комбайнами 7000 серии (7380, 7480). Ну а твердое третье место удерживает New Holland.

По прогнозам экспертов сельхозмашиностроительного рынка, существенного изменения по расстановке сил в ближайшее время не предвидится. И несмотря на то что мировой спрос на кормоуборочные комбайны на 70% сместился в сторону высокопроизводительных машин (свыше 500 л.с.), в России он еще долго останется в рамках 400–500 л.с. При этом популярность отечественных RSM 1401, несомненно, будет расти.

Табл. 1 Технические характеристики кормоуборочных комбайнов

Модель/производитель BiG X 480/Krone Jaguar 860/Claas New Holland Agriculture/ FR 450 RSM 1401/ «Ростсельмаш» КВК-800/

«Гомсельмаш»

John Deere 7380/ John Deere
Мощность двигателя, л.с 490 476 Максимальная мощность (2000 об/мин) 424

Номинальная мощность (2100 об/мин) 395

Максимальная мощность (1800 об/мин), 456/510

Номинальная мощность (2000 об/мин), 437/495)

450

Максимальная мощность при 1900 об/мин. 490 номинальная 2100 об/мин. 454

Ширина измельчающего барабана, мм 630 750 884 700 780

683

Диаметр измельчающего барабана, мм 660 630 710 630 630

610

Ширина жатки для уборки трав, м 6,2 5,2 6 5 5

4,8 или 6,2

Ширина жатки для грубостебельных культур, м От 4,5 до 9,0 6,0/7,5 4,5; 6 и 7,5 4,5 (6 рядков) 4,5

Kemper 300 – 4,5 или 6 , Kemper 445 – 4,5;

Ширина подборщика, м 3,0 3,0/3,8 3 и 3.8 3 3,8/3,0

Kemper: 3, 4, 4,5

Производительность при уборке трав, т/ч 192 73 160 н/д 75

99,8*

н/д

Производительность при подборе валков, т/ч 115 78 н/д н/д 70

162,1*

н/д

Производительность при уборке кукурузы, т/ч 200 150 н/д н/д 155

203,5*

н/д

* Показатель достигнут при испытаниях на МИС

Холдинг «Агросила» (Республика Татарстан)

Светлана Барсукова, председатель совета директоров холдинга:

– Всего в нашем холдинге работает девять единиц кормоуборочных комбайнов: компании Claas (Jaguar 850 – 5 шт. и один Jaguar 810), а также три новые машины John Deere 7380. Комбайны Claas работают у нас уже порядка 8–9 лет, в свое время эта техника отвечала всем тем характеристикам, которые требовались для закладки качественных кормов.

А машины John Deere отработали только первый сезон – их приобретали в 2015 году. Выбор обусловлен хорошими отзывами о машинах, надежной автоматикой.

По нашим наблюдениям, качество заготовки кормов ничем не уступает комбайнам Jaguar, а по некоторым позициям даже превосходит (могут убирать корма с большей массой, не заставляя работать двигатель на пределах, на кукурузной жатке установлен початкоуловитель).

Среди отличительных черт этих машин – возможность большой загрузки, быстрый оборот и просто поразительная суточная производительность.

Комбайны мы используем для скашивания трав высокостебельных культур, а также подбора валков подвяленных и естественных трав с последующим измельчением на силосную массу (люцерна, кукуруза и т.д.).

Основной культурой для заготовки силоса у нас является кукуруза, которую убираем (так обеспечивается наилучшее качество силоса) в фазе восковой спелости зерна (длительность фазы 8–14 дней). Длина частиц измельченной массы составляет 0,5–1,0 см, влажности стеблей – 60–70%.

Опционально на все модели мы ставили корн-крекеры, используем их со дня приобретения. Благодаря им задача измельчения зерна успешно решается, обеспечивается полная поедаемость силоса.

Опция внесения консерванта также есть на всех наших кормоуборочных комбайнах, так как наибольшей равномерности распределения можно добиться внесением жидких консервантов непосредственно в силосопроводе комбайна во время подбора и измельчения зеленой массы.

Что касается надежности и наработки на отказ, дневной и сезонной наработки, комфортности условий работы механизатора, качества получаемых кормов, трудозатрат на единицу корма, расхода горючего – комбайны компаний Claas и John Deere отвечают всем нашим требованиям. Сервисным обслуживанием (основным сервисным центром нашего холдинга является компания ООО «ФинАгроТрейд») мы также довольны.

СПК «Колхоз им. Ворошилова» (Ставропольский край)

Станислав Теряев, главный инженер:

– Мы стали самыми первыми обладателями комбайна RSM 1401 в России. Это и неудивительно, ведь наше хозяйство – испытательная площадка «Ростсельмаш», и фактически этот комбайн был доведен до совершенства на наших полях, да и опыт работы с этой машиной у нас имелся.

Сравнить есть с чем: прежде мы работали с одним из лучших, на мой взгляд, в мире кормоуборочных комбайнов – Jaguar от Claas (675 в суперлюкскомплектации). И несколько лет подряд на своих полях использовали только его. Когда назрела необходимость в покупке новой машины, у нас был выбор, благо финансовое положение позволяло, покупать снова Jaguar или RSM 1401. Решили взять все же отечественный и не пожалели: по надежности и производительности не уступает Jaguar.

Так как мы работаем с кукурузой, RSM взяли с опцией доизмельчителя (корн-крекер). Эта опция себя оправдывает – поедаемость составляет 100%, отхода практически не стало.

Что касается внесения консерванта во время уборки, то нам также необходима эта технологическая операция. Однако то, что стояло в базовом оснащении, нас не устроило, поскольку в серийном варианте предлагается оснащение для внесения химического консерванта с маленьким расходом средства и соответствующим баком. Мы же используем биоконсервант (экологически безопаснее и качество брожения лучше), при этом нормы расхода в разы выше – в нашем случае не менее 2 л на тонну зеленой массы.

Исходя из этого мы сами переделали машину, установив тысячелитровую емкость для консерванта (сверху за кабиной) и чуть переделали механизм внесения. С такой доработкой комбайн эксплуатируется по той схеме внесения, которая нас вполне устраивает.

Средняя производительность машины составляет около 600–700 т в смену. Но она зависит во многом и от урожайности, и от влажности и от того, работает ли корн-крекер (при включении доизмельчителя производительность логично снижается в два раза). Длина резки меняется ступенчато в зависимости влажности и пожеланий агронома.

Логистика выстроена четко, чтобы работать без простоев: в автопарке колхоза 32 КамАЗа, и в зависимости от плеча подвоза мы корректируем количество транспортных единиц.

ЗАО «Суворовское» (Владимирская область)

Сергей Трутнев, директор:

– Самоходный кормоуборочный комбайн Krone BiG X 580 мы приобрели в декабре 2015 года. Им еще не работали, но надеемся с помощью этой высокопроизводительной машины сократить сроки уборки с двух месяцев до 2,5 недели. У нас большие площади: 800 га кукурузы и 1300 га кормовых трав, с которых для 1500 дойного стада заготавливаем 30–40 тыс. т силоса (травяной и кукурузный примерно в равных соотношениях).

Если заявленная производительность комбайна – 1000 т в смену – оправдается, то рассчитываем заготовку кормов производить одним комбайном.

Ранее на полях работали одним Jaguar 850 от Claas. Он тоже, кстати, очень неплохо справляется (для сравнения: на такие объемы соседние хозяйства имеют три комбайна). Однако приобретен он в 2006 году, и необходимо подстраховаться еще одной машиной, больше ориентированной на сбор и заготовку кукурузного силоса, да и сократить сроки заготовки не мешает. Теперь хотим его оставить в резерве, а работать в основном Krone BiG X.

Хотели поначалу взять еще один Jaguar, однако в области что-то стало не ладиться с сервисом. А так как я имею весь остальной парк машин от компании Кrone (грабли, пресс-подборщик и др.) и сервис меня вполне устраивает, то выбор пал на BiGX, так как они характеризуется высокими показателями уплотнения, повышенной пропускной способностью, имеют детектор камней.

Брали годовалую машину с доводкой на заводе и новой 12-метровой жаткой коллекторного типа, с новым же подборщиком.

Очень привлекает функция доизмельчения (была в базе) и внесения консерванта (пользуемся химическим).

К покупке высокопроизводительного комбайна готовились долго: пополняли парк автотехники, чтобы не было простоев (в крайнем случае еще будем нанимать со стороны), укомплектовали тракторами силосные ямы, потому что главное – не транспортировка, а быстрая трамбовка.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв