Агропрофи » Blog Archive » Успеть все
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Успеть все

Дария Харитонова

Производительность опрыскивателей на 60% зависит от объема бака и ширины захвата штанги, а также от скорости передвижения машины по полю. Еще 30% успеха – это логистическая составляющая и только 10% приходится на оптимизацию всех процессов и рутинных операций с помощью автоматики. Какие современные решения для увеличения производительности предлагают компании–разработчики опрыскивателей и чего от них ожидать?

Больше бак – меньше остановок

Специфика опрыскивателей заключается в том, что работа этой машины должна быть «втиснута» в очень сжатые агротехнические сроки не только в течение года, но и в течение суток.

– Избежать развития болезней, а тем более реагировать на увеличение численности вредных насекомых, требуется в кратчайший период, чтобы не повредить или даже потерять будущий урожай, – объясняет региональный представитель по ЮФО компании Horsch Вячеслав Векленко. – Более того, наиболее благоприятные условия обработки: температура воздуха (+12–25 °C), влажность воздуха (60–85%), скорость ветра (до 5 м/с) – как правило, наступают в вечерне-утренний период.

Исходя из столь узкого «окна» возможностей, а также нередко сталкиваясь с авральным применением опрыскивателем (внезапная атака насекомых, болезнь и т.д.), аграрии в приоритет выбора ставят производительность машины, то есть возможность обрабатывать больше площади в единицу времени.

В первую очередь над увеличением производительности работают и компании – производители сельхозтехники. Так, например, по словам Вячеслава Векленко, разработчики опрыскивателей премиум-класса закладывают в машины стандарты качества, исходя из требований потенциальной суточной производительности 1000–1200 га. Реально же на сегодняшний день самоходные опрыскиватели «делают» в среднем 450–500 га, а прицепные 250–350 га в сутки.

Производительность – многогранное понятие, зависящее от массы слагаемых. Говоря о ней, чаще всего имеют в виду скорость обработки полей, которая, в свою очередь, зависит от четырех тесно взаимосвязанных между собой составляющих: непосредственно скорости движения машины по полю, конструктивных особенностей опрыскивателя, автоматизации рутинных операций работы и логистики.

Управляющий товарной группой линейки опрыскивателей компании «Ростсельмаш» Андрей Дубинин считает, что производительность опрыскивателей на 60% зависит от таких конструкционных параметров, как объем бака рабочей жидкости и размер ширины захвата штанги, а также скорости передвижения машины по полю. Еще 30% успеха составляют оперативность перемещений и время заправки и только 10% – оптимизация всех процессов и рутинных операций с помощью автоматики, а также комфорт оператора.

Одним из главных конструкционных моментов, напрямую влияющих на производительность машины, региональный представитель по Центральной России компании Amazone Илья Царьков называет объем емкости для рабочего раствора.

– Чем больше бак, тем дольше машина остается в рабочем процессе и работает без дозаправки, – констатирует он.

На самоходных машинах в среднем объем бака не превышает 6 тыс. л. Однако встречается и больше: например, самоходный опрыскиватель Horsch Leeb PT 280 имеет объем бака для рабочего раствора 8000 л.

На прицепных машинах возможности для наращивания объемов значительно шире, и рекордсменом здесь, бесспорно, является компания Amazone с прицепным опрыскивателем UХ 11200, имеющим 12-кубовый бак для рабочей жидкости.

6R_6125R_M700_Series_M740_3

Широкозахватный и не прожорливый

Не менее важны с точки зрения производительности, по мнению Андрея Дубинина, параметры энергопотребления машины. И если в случае прицепных и навесных опрыскивателей эти требования необходимо предъявлять к трактору, то на самоходных, которые сами являются энергосредством, размер топливного бака и расход ГСМ также становятся важными критериями выбора машины.

– При малом топливном баке и серьезном расходе горючего актуальность большого объема емкости для рабочего раствора теряется, так как, кроме остановок на заправку рабочим раствором, оператору приходится чаще останавливать машину и для заправки топливом, – поясняет Андрей Дубинин.

С учетом российских площадей топливный бак должен рассчитываться также исходя из суточной нагрузки. К примеру, отечественный концерн «Ростсельмаш» предлагает модели самоходных опрыскивателей Versatile SP 275 с топливным баком на 500 л, расход горючего которых составляет около 0,4–0,6 л/га.

– Похожими параметрами обладает опрыскиватель Challenger RoGator 1300 с двигателем AGCO Power. Размер топливного бака у него 560 л, а расход топлива при этом составляет около 0,6–0,8 л/га, – рассказывает менеджер по продукту Challenger (корпорация AGCO) в России Дмитрий Трофимов. – Такие машины позволяют сельхозпроизводителю заправляться один раз в смену (как правило, утром) и работать на одном баке 12–14 часов. А значит, делать меньше остановок, что увеличивает производительность.

Не менее важным конструкционным параметром, от размеров которого зависит производительность опрыскивателя, безусловно, является ширина захвата штанги: чем она шире, тем большую площадь покрывает машина за один проход по полям.

В среднем ширина захвата штанги современных опрыскивателей составляет 24 или 36 м (она должна быть равной или кратной рабочей ширине захвата сеялки, разбрасывателя минеральных удобрений и проч.).

При этом максимально возможные по ширине захвата сегодня составляют до 42 м, к примеру, на UХ 11200 (Amazone), Raptor (Berthoud) и др.

– На данный момент такие размеры подвесной штанги – это конструкционный предел, – признается Илья Царьков. – Нашей штанге удается сохранять прочность при такой длине благодаря специальной профильной запатентованной конструкции (лист металла выгнут в нескольких плоскостях и полый внутри), что делает ее сверхпрочной и в то же время сверхлегкой.

В большинстве случаев штанги делаются из стали или сплавов алюминия. Многие производители пробуют сейчас и новые материалы для изготовления штанг опрыскивателей, так, например, компания John Deere представила свою новую разработку – карбоновые штанги. На данный момент максимальная длина такой штанги 36 м, по прогнозам специалистов компании John Deere, такие штанги будут доступны российским клиентам уже к 2018 году.

По словам Александра Ладыгина, менеджера по маркетингу компании Lemken, этому вопросу также уделяет внимание и фирма Lemken, где активно ведется разработка новой штанги из композитных материалов.

Pantera_4502-H_005_d1_141218

Самоходы в тренде

И третьей центральной составляющей производительности участники рынка сельхозмашин называют скорость обработки полей.

– Упрощенно понятие производительности сводится к скорости передвижения по полю, и чем быстрее двигается машина, тем быстрее «закрываются» гектары, – разъясняет Вячеслав Векленко.

Наибольшую скорость в полях на сегодняшний день развивают самоходные опрыскиватели. Некоторые из них обладают довольно высокой скоростью на гоне, к примеру, отечественный полноприводный Туман 1 (производство Самарской «Пегас-Агро») может разогнаться до 50 км/ч.

Такая скорость работы объясняется прежде всего повышенной проходимостью самоходных машин, эргономичностью и улучшенной, по сравнению с прицепными, маневренностью. В среднем у разных брендов их производительность колеблется от 500 до 1200 га в сутки.

По прогнозам Андрея Дубинина, в будущем доля профессиональных скоростных самоходных машин будет неизменно возрастать. К тому же высокий клиренс таких опрыскивателей дает возможность работать с самыми разными культурами вне зависимости от фазы развития.

Так, например, линейку продукции в последние 2–3 года дополнили самоходными машинами такие производители сельхозтехники, как Kverneland (самоходная модель iXdrive, презентованная на выставке Agritechnica в 2015 году), Horsch, представивший серию опрыскивателей Leeb PT на выставке Agritechnica 2013, где эта разработка получила серебряную медаль за технические инновации.

Эффективность скоростного опрыскивания также будет максимальной, если соблюдаются такое «внешнее» условие, как выровненность полей, так как ошибки в обработке почвы или наличие глубоких борозд ограничивает возможность быстрой езды. Это же требование относится к наличию различных препятствий, например, столбов, курганов и т.д.

– Для того чтобы передвигаться на большой скорости, путь должен быть свободным, тем более что работа ведется в основном в темное время суток, – констатирует Векленко. – А значит, наиболее простой способ – работать по технологическим колеям, которые заранее подготовлены, расчищены и годами проверены (можно разгоняться в темноте). Без них работа на большой скорости и в ограниченных условиях видимости может изобиловать сюрпризами.

Требования к современным опрыскивателям с учетом работы на больших скоростях также возрастают.

– Нагрузки на штангу при работе с высокой скоростью должны оставаться минимальными, а значит, машина должна обладать хорошим механизмом гашения колебаний, – объясняет коммерческий представитель компании Berthoud в России Михаил Медведев. – Так, например, применяемая в наших прицепных опрыскивателях Tracker подвеска Actiflex – единственная система на рынке, использующая пружину с нелинейной характеристикой жесткости, которая изменяется в зависимости от нагрузки на подвеску и загрузки опрыскивателя. Система постоянно подстраивается к нагрузке для обеспечения максимально плавного хода.

Производители самоходных машин используют для гашения колебаний ряд решений, одно из основных – пневматические или гидро­пневматические подвески шасси.

Так, автоматическая регулировка жесткости гидропневматической (пневматической) подвески в зависимости от нагрузки машины и скорости движения машины входит в стандартную комплектацию самоходных опрыскивателей таких производителей, как Amazone, John Deere, AGCO, «Ростсельмаш», Horsch, Kuhn и др.

Например, на самоходных опрыскивателях Challenger пневматическая подвеска работает автоматически и в зависимости от нагрузки машины поддерживает в ней необходимое давление, чтобы иметь плавный ход и постоянный клиренс при разном уровне рабочей жидкости в основной емкости.

Кроме того, необходимо обеспечивать независимость колебаний самой штанги. В некоторых опрыскивателях производители воплотили стабилизацию и гашение колебаний с помощью центрально-маятниковой подвески.

К примеру, подвеска штанги Эквилибра (Equilibra) от компании Кuhn или Axiale от компании Berthoud. Конструкция представляет собой в целом два параллелограмма, один из которых – рама опрыскивателя, другой – центральная секция, соединенные в точке центра масс, а уход от резких ударов гасится азотными энергоаккумуляторами (гидравлическими амортизаторами) или пружинными элементами в параллелограмме штанги.

1

Скорость решает многое, но НЕ все

– Несмотря на то что самоходные опрыскиватели «заточены» на скорость, их задача не ставить скоростные рекорды, а расторопно и, главное, качественно в сжатые сроки добиться максимального эффекта с точки зрения защиты растений, – убежден Вячеслав Векленко. – Поэтому повышение скорости движения опрыскивателя ни в коем случае не должно негативно отразиться на качестве обработки.

Как объясняет Илья Царьков, максимальная рекомендованная скорость ветра при обработке полей не должна превышать 7 м/с (иначе увеличивается снос препарата и страдает равномерность внесения), при скорости движения свыше 25 км/ч уже создается встречный поток воздуха, близкий к этим значениям, а если прибавить к этому наличие ветра, то снос гарантирован.

Рекомендации большинства производителей сельхозмашин сводятся к тому, что рабочая скорость полевого опрыскивателя не должна превышать 20 км/ч. При идеальных погодных условиях –
25 км/ч.

При этом необходимо помнить о том, каким препаратом идет работа: глифосаты, почвенные гербициды и фунгициды системного действия (относительно крупнокапельные) при поражении верхней части растений вполне подходят для распределения на большой скорости. А если препарат предназначен для проникновения вглубь растений при внесении гербицидов, воздействующих через листья, пестицидов (препаратов, рекомендованных для внесения мелкодисперсными каплями менее 150 мкм), работать на высокой скорости нельзя.

Ухудшение качества опрыскивания на больших скоростях связано прежде всего с опасностью сноса. Решать эту проблему призваны специальные инжекторные (воздухововлекающие) распылители, где смешивание рабочего раствора и воздуха происходит в самом распылителе. Они рекомендуются для работы с системными препаратами. В этом случае капли укрупняются и меньше сносятся ветром.

К примеру, это форсунки Albuz AVI-Twin от Аgrotron или IDK Twin от фирмы Lecher, Turbo Drop Hispeed от Аgrotron, имеющие два канала (зона опрыскивания увеличивается в два раза), причем второй канал открывается при давлении в 3 бара, и другие. Также есть решение у компании Syngenta, которая разработала распылители с определенным углом распыла и направлением, чтобы достигнуть максимального покрытия растений.

В последние годы набирает обороты и малообъемное опрыскивание, позволяющее увеличивать производительность за счет сокращения объемов воды, а следовательно, уменьшения нормы расхода рабочей жидкости, что позволяет экономить время опрыскивания и увеличивать производительность.

Как отмечает специалист John Deere Абишек Мишра, малообъемное опрыскивание позволяет значительно сократить расход воды во время опрыскивания и сэкономить на логистике, ГСМ и ядохимикатах: снижение расхода рабочей жидкости с 200 до 150 л/га может увеличить производительность на 20–25%, то есть, увеличив концентрацию препарата, этой же емкостью обработается в 1,5 раза больше площади.

Использование специально предназначенных для работы на высоких скоростях и с малообъемным опрыскиванием распылителей (инжекторных или двухфакельных) стимулирует производителей оборудования оснащать свои машины форсунками подобного типа уже в базовой комплектации. К примеру, такими инжекторными распылителями сейчас стандартно оснащаются опрыскиватели Versatile от «Ростсельмаш».

Более того, большинство крупных производителей снабжает свои опрыскиватели системой револьверного типа (мультиселект), позволяющей установить сразу несколько форсунок в одном корпусе и менять их в зависимости от условий опрыскивания «одним щелчком».

– В такие «барабаны» можно вставлять форсунки разного назначения, типа, производительности и т.д. в одну обойму, но работать они будут по группам одинакового типа, – поясняет Александр Ладыгин. – Это приспособление позволяет оперативно переключиться между режимами работы на разных культурах, при изменении погодных условий, рабочего препарата и проч.

RG01218_EU_flat_60301

Контроль нормы и высоты

– Для работы с уменьшенными нормами и для перехода без потери равномерности внесения на норму менее 100 л/га современный опрыскиватель должен оснащаться не только различными типами форсунок, но и совершенной системой контроля над расходом рабочей жидкости в широком диапазоне скоростей, – говорит менеджер по почвообрабатывающей технике «Квернеланд Груп СНГ» Алексей Штерн. – Подобной автоматической системой, реализующейся с помощью установки электронного терминала управления и автоматических регуляторов давления, которые позволяют поддерживать норму расхода рабочего раствора вне зависимости от скорости, оснащены сейчас почти все современные опрыскиватели в базовой комплектации.

Интересное решение в данном случае представляет компания Berthoud, опрыскиватели которой имеют не электронную, а запатентованную механическую систему (двухпоршневой насос) контроля расхода рабочей жидкости, работающую от привода колеса. Производительность насоса изменяется прямо пропорционально изменению скорости движения опрыскивателя, тем самым сохраняя постоянную (заданную) норму внесения.

– Насос располагается на балке опрыскивателя (прицепного) и работает через карданную передачу колеса, обеспечивая постоянный расход рабочего раствора на гектар независимо от внешних параметров, – уверяет коммерческий представитель этой компании в России Михаил Медведев. – Точнее, насос Volux имеет привод не от вала отбора мощности трактора, как часто бывает, а от колеса самого опрыскивателя: сбросил газ на тракторе или притормозил, и система автоматически снижает дозировку СЗР.

– Кроме того, колебания штанги влияют на точность распределения рабочего раствора при большой скорости, а значит, высота штанги над опрыскиваемыми растениями должна быть неизменной, поскольку опасность сноса в основном возрастает с увеличением интервала до растений, – объясняет специалист по продукту компании Kuhn Алексей Гиривенко. – Таким образом, задачей механизатора становится поддержание постоянной высоты штанги на определенном расстоянии от культуры (при работе с фунгицидами) или от поверхности поля (при работе с гербицидами).

Однако Илья Царьков убежден, что соблюдать это условие без применения специализированных электронных систем можно только на низкоскоростном режиме (штанга не подпрыгивает) и на идеально ровных полях (что почти недостижимо). Данные условия не способствуют увеличению производительности, и именно поэтому все чаще обязательным элементом оснащения современных машин становятся системы автоматического контроля высоты штанги, основа которых – ультразвуковые датчики, работающие по принципу эхолота.

Как объясняет Андрей Дубинин, ультразвуковые датчики сканируют расстояние до обрабатываемой поверхности и в соответствии с отклонением подают команду на гидравлику штанги: какое крыло приподнять, опустить и т.д. Таким образом, автоматически регулируется высота положения штанги, не отвлекая оператора от работы.

Широкое распространение на современных опрыскивателях получили автоматические системы мониторинга рельефа и контроля положения штанг опрыскивателя. Чаще всего это системы производства компании Norac (самоходные опрыскиватели Stronger и прицепные Metris от Kuhn, Kverneland iXdrive, Challenger RoGator и другие) или Raven (Case, Versatile и др.). Количество ультразвуковых датчиков, установленных на крыльях штанг, может доходить до пяти единиц. Благодаря им отклонения от заданного положения сводятся к минимуму, и штанга уверенно выдерживает заданную высоту над почвой или культурой, что регулируется оператором из кабины.

Есть и более продвинутые варианты: к примеру, компания Horsch серийно для всех своих опрыскивателей Leeb PT, GS и LT предлагает систему, в основе которой действует лазерный сканер, работающий в связке с прогностическим детектором, преобразующим данные для построения модели поверхности. Лазерный сканер монтируется на крыше опрыскивателя или трактора и исследует участок радиусом 40 м и углом поля зрения более 180°. При этом чувствительность реагирования штанги автоматически регулируется в зависимости от сложности рельефа местности. Инновационная система BoomSight, отмеченная на Agritechniсa 2015 серебряной медалью Немецкого аграрного общества (DLG), предлагается как более высокая версия опции для машин с BoomControl. Все опрыскиватели с BoomControl могут быть в будущем дооборудованы и новой системой.

Навигация и круиз-контроль

Системы навигации в принципе играют большую роль в увеличении производительности любой машины, позволяя механизатору более грамотно выстроить саму технологическую операцию опрыскивания и завершать ее быстрее.

– Здесь оборудование системами автоматического отключения секций GPS Switch или Section-Сontrol (автоматическое отключение опрыскивания на уже обработанных участках) позволяет механизатору исключить ошибки и полностью сосредоточиться на выполнении движения, – объясняет Илья Царьков. – В этом случае автоматизируется процесс переключения машины из рабочего положения на разворотной полосе, работы на клиньях, с учетом ширины захвата и положения отдельных секций.

И многие производители (например, Amazone) уже включают оборудование своих машин такими системами в базовые модели.

Также повышению производительности способствуют устанавливаемые на опрыскиватели системы автопилота и параллельного вождения GPS-Track, которые призваны облегчить ориентировку на поле и оптимизировать движение. Некоторые компании («Ростсельмаш», Amazone, John Deere и др.) предлагают их сразу же в базовом оснащении.

Интересную разработку автоматизации операций представила компания Kverneland – Ergo Drive (автоматическое управление на разворотной полосе).

Как объясняет Алексей Штерн, концепт системы основан на запоминании определенного алгоритма действий за определенный временной промежуток. То есть при первом проходе гона оператор включает систему запоминания всех операций: поднятия, отключения, опускания штанги и снова включения подачи раствора и т.д., которые записываются в секундном выражении. При последующем подходе к краю он путем нажатия одной кнопки активирует записанную последовательность, и система сама выполняет назначенные в этой точке прохода действия, соблюдая высоту поднятия штанги и возвращения ее на прежнее место.

Интеллектуальные системы управления двигателем, интегрированные в новейшие самоходные опрыскиватели (например, Horsch Leeb PT или Challenger RoGator), позволяют не только автоматически управлять всеми системами движения, но и оптимизировать работу всех систем машины под выбранные режимы.

– Например, на Challenger RoGator 700 при введении значения скорости 22 км/ч машина сама оптимизирует работу двигателя и гидростатической бесступенчатой трансмиссии в соответствии с нагрузкой, – рассказывает Дмитрий Трофимов.

Таким образом, влияние человеческого фактора сводится к минимуму: оператор просто активирует систему и смотрит на монитор,
не вмешиваясь в работу машины. Самоходные опрыскиватели Challenger Rogator 700 имеют эту систему в базовой комплектации и уже поставляются на российский рынок.

– Автоматизация процессов позволяет механизатору максимально уйти от рутинных процессов и сосредоточиться на контроле качества технологической операции, – подытоживает Царьков. – Он фактически контролирует только параметры движения, а с функцией автопилота вообще даже не трогает руль, что также способствует повышению производительности выполняемых работ.

Помощь в логистике

Но более значимым фактором, способным свести все усилия автоматики и скоростного опрыскивания к нулю, является неправильно выстроенная логистика работы этих машин.

По наблюдениям Абишека Мишры, нередки случаи, когда опрыскиватель при плохо отлаженной работе с заправкой рабочей жидкостью вынужден половину рабочего времени проводить на краю поля.

– Каким бы «навороченным» ни был опрыскиватель, как быстро ни носился бы по полям, производительность его напрямую зависит от скорости заполнения бака и оперативности подвоза воды, – констатирует Алексей Штерн.

Ответственность за выполнение второго пункта почти полностью зависит от менеджмента сельхозпредприятия: обеспечения подъездных путей автоцистернам с водой, организации и расчета нужного количества воды для заправки, предоставления доступа к воде, заблаговременной подготовке маточных растворов и определения их количества и т.д.

Единственное, чем производители сельхозтехники могут им помочь в этом вопросе, – это предоставить специальные программы, облегчающие расчет логистики. Например, такое приложение – Work to zero – есть у компании Amazone для электронных терминалов управления (Amapad).

– При заданных площади поля, расходе рабочей жидкости, объеме бака, ширине захвата штанги система сама рассчитает, какое количество гонов вы можете проехать без дозаправки, сколько заправок в течение дня вам предстоит, какое количество воды (маточного раствора) понадобится и т.д., – объясняет Илья Царьков. – А также вовремя просигнализирует о необходимости пополнения бака. Имея такие расчеты, значительно легче оптимизировать процесс логистики.

Похожую функцию в данной ситуации выполняет наличие систем телеметрии: у агронома (или другого работника, следящего за работой техники) будет формироваться картина реального положения дел, времени простоя, работы на одном баке и т.д. Что также позволит, анализируя временные промежутки, оптимизировать логистику. Подобные системы предлагают почти все ведущие производители сельхозтехники, в том числе и такие фулл-лайнеры, как John Deere (JD Link), AGCO (AGCOMMAND), где система телеметрии дает возможность удаленного мониторинга.

KV_iXdrive_025

Быстрая заправка

Процесс приготовления раствора и заправки опрыскивателя происходит двумя путями: либо берется готовый концентрат (заливается в отделение для химикатов) и затем в основном баке смешивается с заправляемой чистой водой, либо заранее готовится так называемый материнский раствор (как сироп) и уже выливается в основной бак, где также перемешивается с поступающей водой. В любом случае для работы опрыскивателя необходима заправка чистой водой. Что касается скорости заправки опрыскивателей, то производители сельхозмашин постарались приложить максимум усилий к сокращению этого процесса.

Так, например, система быстрого заполнения бака опрыскивателя компании John Deere Load Command позволяет заправить опрыскиватель емкостью 4500 л за три минуты, тогда как обычно это занимает не менее 15–20 минут. Система подключается вручную, активируется нажатием кнопки и при заполнении бака автоматически отключается.

– От производительности насоса самого опрыскивателя напрямую зависит производительность как опрыскивания, так и заправки, – убежден Алексей Гиривенко. – Если в самой машине стоит мощная центробежная помпа, то при заправке водой ей не требуется подключение внешнего насоса – она может с успехом качать своими мощностями.

К мощным можно отнести центробежные насосы на опрыскивателях Kuhn Metris (700 л/мин) или на Versatile SP 275 от «Ростсельмаш» (800 л/мин). Такие насосы, по наблюдениям экспертов рынка, получают все большее распространение на современных опрыскивателях.

Алексей Гиривенко также обращает внимание, что в отличие от менее мощных мембранно-поршневых центробежный насос обеспечивает производительность системы на высоких скоростях при значительных нормах вылива СЗР (300–350 л/га, обычно на овощах), тогда как мембранно-поршневой с такими нормами справляется хуже, и при увеличении скорости его производительность падает.

Например, опрыскиватели «Ростсельмаш» при скорости 23–25 км/час способны вносить дозы по 300 л/га.

– Кроме того, при работе с такими «агрессивными» продуктами, как карбамидно-аммиачная смесь (КАС), которая является очень коррозийной, может уменьшиться ресурс системы опрыскивания, включая саму помпу. С центробежными такой проблемы нет. Также дополнительное преимущество – это возможность самозаправки основной емкости объемом 5000 л примерно за восемь минут, – добавляет Дмитрий Трофимов.

Сложнее приходится с заправкой баковых смесей, состоящих из нескольких препаратов.

Компания John Deere предлагает заправляться химикатами на весь день сразу: система Direct Injection System (доступна в новых опрыскивателях серии R4030) позволяет устанавливать на борт опрыскивателя несколько различных емкостей с концентратами и смешивать их с водой непосредственно в форсунке, что оптимизирует использование CЗР и сокращает время заправки, так как позволяет укомплектовывать машину запасом концентратов.

Дмитрий Трофимов обращает внимание, что оперативная промывка системы опрыскивания также сокращает время простоя опрыскивателя. Большинство современных машин имеют функцию автоматической промывки всех систем при смене рабочего раствора.

– Зачастую для удаления следов особенно агрессивного раствора (например, гербицидов сплошного действия) нужно потратить 2–6 часов, чтобы не повредить более чувствительную культуру впоследствии, – отмечает он. – В опрыскивателях AGCO Challenger RoGator 1100/1300 существует дополнительная пневмопродувка, включающаяся в процессе промывки машины. То есть система трубопроводов опрыскивания промывается поочередно водой, а затем агрессивным воздухом. Многократная цикличность такого способа позволят ускорить процесс очистки в 2–3 раза по сравнению с исключительно «водными процедурами».

Комментарии практиков

СПК «Красная Башкирия»
(Республика Башкортостан)

Раиль Фахрисламов,
глава хозяйства:

– Опрыскиватель – главный инструмент при работе по технологии No-till. Две наши машины – Challenger RG1074 и Challenger SC7660 – используются в хозяйстве весь сезон, с мая по сентябрь, для химпрополки (зерновые, подсолнечник, кукуруза) и десикации зерновых культур (в основном на пшенице). Особенно интенсивно самоходные опрыскиватели эксплуатируются во время предпосевной обработки полей (14 500 га) глифосатами. В этот период приходится обрабатывать 800–900 га за день, чтобы «оторваться» от сеялок – предпосевная подготовка полей осуществляется за 3–4 дня перед проходом сеялки. При средней рабочей скорости 25–27 км/ч обе машины успешно эту задачу решают.

Почти все летние работы на опрыскивателях мы проводим в ночные часы, так как дневная температура с конца мая по август в наших широтах держится выше 25 °С. И в этой связи нас очень выручает наличие современных систем спутниковой навигации в кабине Challenger.

Также удобна система управления, которая осуществляет контроль внесения заданной нормы жидкости на гектар, рабочего давления, моментального расхода, скорости движения, пройденной дистанции, оставшейся для опрыскивания площади и уровня рабочей жидкости в баке.

В результате применения самоходных опрыскивателей Challenger (в системе No-till) на полях «Красной Башкирии» удалось полностью избавиться от таких многолетних сорняков, как пырей и молочай. И, как следствие, урожай пшеницы, (даже в условиях жесточайшей засухи 2010–2012 годов) составил около 12–15 ц/га, тогда как в соседних хозяйствах этот показатель не превысил 5–6 ц/га.

Агрофирма «Рассвет»
(Тульская область)

Алексей Медынцев, директор:

– Более десяти лет пользуемся прицепным опрыскивателем Amazone (бак 3000 л, штанга 24 м). Он достаточно успешно работает на наших полях, но сейчас уже для нас устарел: производительность не более 160 га в смену. Агрегатируется он с трактором МТЗ, и рабочие условия механизаторов, конечно, там не очень хорошие.

Сейчас, если все сложится благополучно, планируем приобрести самоходный опрыскиватель производительностью не менее 300 га в смену (чтобы мог работать на скорости не ниже 20 км/ч) и высоким уровнем комфорта для операторов.

Скорее всего, мы будем покупать опрыскиватели тех компаний, которые давно присутствуют на рынке именно со своими самоходными моделями: AGCO (Challenger), John Deere или Berthoud. По ним уже накопилась определенная статистика.

Конечно, хотелось бы продолжить линейку Amazone, но их самоходная техника только недавно появилась на рынке, за ней еще нужно понаблюдать, сформировать статистику отказов, проблем, разглядеть достоинства и недостатки. Хорошим вариантом была бы демонстрационная работа таких опрыскивателей в нашем хозяйстве, чтобы не покупать сразу, а, так сказать, взять на испытание на небольшой срок.

«Откормочное» (Тульская область)

Александр Телышев, инженер автоматизированного управления производством:

– С опрыскивателями John Deere работаем уже десять лет: первый (4930) эксплуатируется с 2008 года, второй (4940) приобретен в прошлом году. Одним агрегатом мы не успевали покрывать всю площадь – 5000 га, теперь двумя машинами без проблем укладываемся в агрономические сроки.

В среднем делаем пять обработок в году на зерновых (пшеница, ячмень), то есть на технику приходится нагрузка 20–25 тыс. га. Производительность составляет 400–500 га в смену. Таких показателей добиваемся за счет рабочей скорости 20–25 км/ч (если ехать быстрее – страдает качество) и оптимизированной системы заправки.

На новом опрыскивателе 4940 стоит система быстрой заправки Load Command, которая позволяет действительно за три минуты заправить 4,5 тыс. л. Мощное насосное оборудование стоит и на самой машине, и на заправочной бочке. Помимо скорости это действительно удобная с точки зрения эргономики и комфорта заправки система. Для сравнения: John Deere 4930 заправляется собственной помпой, и время заправки составляет примерно 15–20 минут.

Обе машины оборудованы всем пакетом электроники: навигация, контроль отключения секций, контроль высоты штанги и т.д.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв