Агропрофи » Blog Archive » Для сладкой жизни
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Для сладкой жизни

Дария Харитонова

Спрос на свеклоуборочные комбайны в последние два года стабильно увеличивается. На российском рынке борются две технологии уборки сахарной свеклы – прицепной и самоходной техникой. Главной направленностью сахаропроизводителей становится сокращение сроков уборочной кампании и удлинение периода переработки, что повлияло на общий тренд развития новых свеклоуборочных машин: в приоритете увеличение производительности уборки и бережное извлечение корнеплодов.

Високосный ажиотаж

Несмотря на падение рубля, спрос на свеклоуборочную технику (а это в основном иностранные машины), в том числе новую, в последние два года в России стабильно увеличивается. Так, например, прицепных машин компании Amity Technology в этом году продали в два раза больше, а у компаний Holmer, Grimme и Ropa, по подсчетам специалистов отделов продаж в российском представительстве, реализовано в три раза больше машин по сравнению с прошлым годом!

– В 2016 году мы продали всю имеющуюся на складах технику, как новую, так и бывшую в употреблении, – доволен технический директор компании «Ропа Русь» (российского представительства Ropa) Геннадий Сухоруков.

Всплеск покупательской способности аграриев ведущий эксперт ИКАР Евгений Иванов объясняет несколькими факторами. Во-первых, площади посевов сахарной свеклы третий год подряд растут. Например, по данным Росстата, посевы сахарной свеклы в 2016 году по сравнению с 2015-м увеличились более чем на 8% (до 1110 тыс. га). Расширение посевов особенно заметно в южных регионах (особенно Краснодарском крае) и в Центральном Черноземье (Курская, Тульская, Брянская области).

При этом цена на сахар и, соответственно, на свеклу с 2014–2015 года достаточно привлекательна, что делает эту культуру рентабельной для аграриев. Так, средняя цена сахара за сезон переработки с августа по февраль выросла с 22–23 руб./кг в сезоне 2011/2012 – 2013/2014 до 33–41 руб./кг в сезоне 2014/2015 и 2015/2016.

Кроме того, крупные сахарные агрохолдинги (основные покупатели свеклоуборочной техники) стали больше обеспечивать себя сырьем самостоятельно, чем закупать его на стороне.

Учитывая высокую стоимость таких машин и нехватку средств на обновление парка у менее крупных хозяйств, Евгений Иванов прогнозирует в ряде регионов в 2016 году нехватку свеклоуборочной техники и, как следствие – рост цен на коммерческую уборку сахарной свеклы, например, в Краснодарском крае и Курской области.

Еще одна причина увеличения спроса на свеклоуборочную технику – обновление парка. По словам технического директора компании «АГРО-Лидер» (дистрибьютор концерна Holmer) Владимира Мищаненко, крупные агрохолдинги обновляли свой парк, приобретенный в 2005–2008 годах, и на сегодняшний день около 50–60 единиц новых свеклоуборочных комбайнов ушло как раз на замену в большие сахаропроизводящие предприятия страны (в основном Черноземной зоны).

За раз или по очереди?

На рынке существуют два подхода к уборке сахарной свеклы: с помощью самоходной и прицепной техники. Принципиальная разница заключается в том, что самоходные комбайны выполняют все операции по уборке свеклы – срезание ботвы, дорезание зеленой массы, выкапывание корнеплода из земли, очистка его от земли, накопление корнеплодов в бункере комбайна и их погрузка в транспортное средство или формирование бурта для хранения на краю поля – одновременно, одной машиной. Тогда как в прицепной технологии, напротив, разделяют эти операции на два самостоятельных этапа: сначала идет комбайн, срезающий ботву (ботвоудалитель), а после – корчеватель свеклы.

Соответственно, одно из основных различий между самоходной и прицепной свекло­уборочной техникой – в цене. Прицепная стоит дешевле, так как не имеет двигателя, меньше оснащена электроникой и автоматикой, питается от систем трактора, а тракторы есть в каждом хозяйстве.

Еще одним плюсом прицепной техники начальник отдела сбыта «Белгородского завода РИТМ» Александр Дворников называет использование энергоносителя – трактора – круглый год, тогда как самоходная техника работает от силы четыре месяца в году, а остальное время стоит.

Но, с другой стороны, использование самоходных комбайнов экономит трудоресурсы, значимость которых в условиях кадрового дефицита весьма высока. При этой технологии нужен лишь один оператор за рулем комбайна. Тогда как при раздельной технологии уборки задействованы как минимум двое. Кроме того, используя прицепные машины, нужно учитывать суммарный расход топлива для двух тракторов, заработную плату водителей. А если учесть, что прицепные машины, как правило, не имеют бункера или имеют, но малой вместимости, то сюда же следует добавить еще одну единицу техники – грузовик-перегрузчик с водителем.

Как объясняет директор Центрально-Черноземной МИС Михаил Жердев, уборка прицепными машинами уступает «самоходкам» в производительности, так как операции производятся с разбегом во времени, и такие машины в основном приобретают хозяйства, не имеющие больших площадей уборки. Тогда как в самоходных комбайнах разница между срезанием ботвы и извлечением корнеплода из земли составляет долю секунды.

Но при этом сторонники раздельной уборки утверждают, что качество среза ботвы в прицепных машинах лучше, чем в самоходных.

– Загрязненность сахарной свеклы в результате раздельной уборки также гораздо ниже, – утверждает директор по развитию бизнеса фирмы TerraPro (дилеры Amity Technology) Майкл Мэйсон. – Технология раздельной уборки не нова, и корни ее лежат в Советском Союзе, а сейчас ее усовершенствованный вариант вернулся в Россию из США.

Как отмечает Мэйсон, универсальная техника более производительна, но менее чувствительна к нюансам. Тогда как специализированные только на одной операции машины делают очистку и обрезку корнеплодов более тщательно, работают более чутко, учитывая форму, глубину посадки корнеплода. Причем конечная дообрезка зелени производится щадящими резиновыми бичами, и травмирование корнеплода в этом случае меньше.

Евгений Иванов считает неоспоримым преимуществом самоходных комбайнов их способность работать в тяжелых условиях российских полей. В Центрально-Черноземном регионе сроки короче, чем на юге, – за короткое время надо убрать большую площадь, что непросто сделать в дожди. Здесь нужны высокопроизводительные самоходные машины, тем более что уборка бывает тяжелой и затяжной.

– В грязь, распутицу, когда поле превращается в «черное болото», самоходная техника, не имеющая агрегата, более цельная, компактная и мощная, дольше сохраняет мобильность и работоспособность, – убежден он. – Тогда как прицепные машины использовать будет уже проблематично. А тенденция такова, что сроки уборки постепенно смещаются на более поздние, когда дают о себе знать климатические особенности регионов.

Курс на длинное хранение

Чаша весов в предпочтениях аграриев колеблется периодами то в одну, то в другую сторону. Сейчас борьба за российского покупателя между представляющими оба подхода компаниями развернулась весьма остро.

По наблюдениям Евгения Иванова, в начале двухтысячных на рынке преобладали прицепные комбайны, а через семь лет их стали активно теснить самоходные, и они держались в фаворитах до настоящего времени. Но если еще два года назад предпочтения хозяйств однозначно были на стороне самоходных машин, то на сегодняшний день в борьбу за покупателя снова активно включились продавцы прицепной техники. Особенно агрессивно наращивает свою покупательскую аудиторию американская компания Amity Technology.

Всплеск интереса к прицепной технике, по словам Евгения Иванова, происходит на волне продления срока хранения сахарной свеклы: чем менее травматично происходит извлечение корнеплода из земли, чем мягче и тщательнее обрезается ботва, тем дольше хранится она с минимальными потерями. Производители прицепных машин считают, что у них очистка проходит более тщательно.

– И если при уборке «самоходкой» загрязненность сахарной свеклы может достигать 7–12%, то прицепными комбайнами, в частности компании Amity Technology (комбинация ботвоудалителя (дефолиатора) и прицепного свеклоуборочного комбайна), ее процент не поднимется выше 3%, – уверяет Майкл Мэйсон.

Как объясняет Евгений Иванов, главной стратегической целью отрасли становится сейчас максимальное удлинение сроков уборки и хранения свеклы. Так, по его словам, после кризиса девяностых урожаи свеклы упали до 10–15 млн т, проблема длительного хранения сахарной свеклы не была актуальной: на переработку возили прямо с поля в сочетании с незначительным запасом сырья в небольших кагатах. Из-за резкого роста производства после 2011 года, когда урожаи перевалили за 30–40 млн т, возникла потребность в продлении периода переработки на заводах, а соответственно, и периода хранения корнеплодов.

– Вариантов развития отрасли у России не много – при существующих объемах производства сырья работать, как раньше,
«с колес», уже не получается – заводы не в состоянии столько одномоментно принять, – констатирует Евгений Иванов. – Наращивать мощности сахароперерабатывающих заводов – запредельно дорого и долго. По сути, единственное решение, которое позволит отрасли эффективно работать и обойдется на порядок дешевле наращивания мощностей переработки, – это растягивать срок хранения сырья.

Путь Северной Дакоты

Как рассказывает менеджер по развитию продаж компании Amity Technology Иван Аюбашев, технология длительного хранения свеклы на сегодняшний день реализуется только в США. Так, например, в штате Северная Дакота сезон переработки длится в среднем 250 дней и заканчивается в середине мая!

– России также нужно использовать особенности своего климата на полную мощность и растягивать сезон переработки, а значит, и хранения, в регионах с более континентальным климатом минимум до марта, – уверен Евгений Иванов. – А северные регионы (Татарстан, Башкортостан, Алтай и др.) могли бы продлевать его вплоть до апреля-мая. Если замораживать сахарную свеклу (один раз), она может спокойно пролежать до середины весны в хранилищах и при обеспечении доставки на переработку сухим способом не потеряет в сахаристости.

В эту картину, по его словам, не будут вписываться лишь южные регионы (Краснодарский край, Ставрополье и др.), так как говорить о холодном хранении в таком климате не приходится.

В попытках продлить сезон переработки и удлинить сроки хранения игроки сахарного рынка обратились к опыту технологии Amity Technology. И «зачинщиками» нового поворота к прицепным машинам Иванов называет «Заинский сахарный завод» (входит в холдинг «Агросила Групп») и «Елецкий сахарный завод» («Трио»), которые стали пробовать выращивать свеклу по американской технологии с шириной междурядий 56 см, вместо стандартных 45 см, и строить кагатные поля для хранения свеклы с регулируемой вентиляцией.

– Хранение в специальных вентилируемых кагатах – одно из условий правильного сохранения свеклы без потерь в течение длительного срока, – поясняет Евгений Иванов.

Как разъясняет Майкл Мэйсон, такие «поля» представляют собой специальные бетонированные площадки со встроенной вентиляцией, которая включается в периоды самых низких температур (ночью или утром) и позволяет максимально охладить кагат.

– Для закладки в кагаты и хранения без потерь свекла должна быть холодная, без зелени, чистая и с минимальными повреждениями. Горячая свекла начинает сразу гореть, а при большом загрязнении на корнеплодах респирация в кагате замедляется, и корнеплоды перегорают быстрее, – говорит Иван Аюбашев.

И, по наблюдениям Евгения Иванова, именно этим озабочены сейчас все игроки отрасли, включая производителей комбайнов. Таким образом, все усовершенствования в современной свеклоуборочной технике в данный момент направлены на увеличение производительности машин – для сокращения сроков уборки и на максимально бережное извлечение и обрезку корнеплодов.

Нет предела совершенству

Прицепные комбайны Amity, а точнее, дефолиаторы, которые опять вошли в тренд, не просто срезают ботву, а сметают все остатки зелени резиновыми бичами, что позволяет получить более чистые корнеплоды. С недавних пор дефолиаторы Amity стали еще более точными: теперь появилась функция копирования рядка, ранее доступная только на комбайне. Копир направляет дефолиатор обратно в рядок, если произошел «выход». Эта опция особенно хорошо показывает себя на не идеально ровных полях и помогает сглаживать огрехи посева.

Модернизировали свои дефолиаторы и российские производители. Так, например, «Белгородский завод РИТМ», производящий прицепной ботвоудалитель РБМ-6, в 2014 году провел усовершенствования срезающего аппарата, изменив форму и конструкцию, приводящую в движение бичи-обрезчики.

– Теперь аналогично технологии Amity первый ряд бичей срезает крупную ботву, второй – полирует, а третий – убирает остатки зелени, – рассказывает Александр Дворников. – Такой апгрейд позволил более тщательно удалять и измельчать ботву при уборке, а главное – снизить потери при хранении до 25%.

Европейские производители также совершенствуют свои машины: на «Агритехника-2015» компания Holmer представила совершенно новую конструкцию комбинированного ботвосрезателя. Добавлен дефолиатор с использованием пятидесяти резиновых бичей, установленных на двух разнонаправленно вращающихся валах. Эта комбинированная схема на самоходных машинах Holmer, по словам Владимира Мищаненко дополняет стандартный ботвосрезатель DynaCut, позволяя получить более чистый корнеплод, без остатков ботвы.

Как объясняет Владимир Мищаненко, в противоположность распространенной технике комбинированный дефолиатор Holmer работает не поперек направлению движения, а вдоль. Благодаря такой ориентации бичи дефолиатора имеют увеличенное время обработки корнеплода и, как следствие, больший контакт для сбивания ботвы с корнеплода. В результате не только сокращается расход материала бичей, но и облегчается установка дефолиатора на правильную высоту работы.

Усовершенствовался дообрезчик и на самоходных машинах нового поколения Holmer – Terra Dos. Благодаря измененной геометрии ботводореза получается более точный срез независимо от размера и глубины посадки корнеплодов.

– На самоходных комбайнах в классическом варианте установлена система дообрезки ножами, но также можно установить систему доочистки, работающую по принципу метлы, то есть тот же дефолиатор, только с двумя валами с резиновыми бичами, как на прицепных машинах, – рассказывает руководитель отдела сбыта свеклоуборочной техники Grimme Александр Бишлер. – То есть очистка корнеплода будет происходить без среза короны, а удалением остатков растительности в верхней части корнеплода посредством двух валов с резиновыми бичами. Например, такая опция доступна в линейке шестирядковых самоходных комбайнов Grimme Maxtron 620, Rexor 620 и новинке российского рынка – Rexor 630.

Управление извлечением

Не менее бережно следует относиться и к нижней части корнеплода, аккуратно, без обламывания корешков, извлекая их из земли. Уборка почти всегда сопровождается неблагоприятными погодными условиями (дожди, ночные заморозки). Состояние почвы при этом изменяется не в лучшую сторону: она налипает на выкапывающие и сепарирующие органы свеклоуборочных машин, что заметно снижает качество работ. При движении рабочего органа во влажной почве ее частицы, налипая на рабочую поверхность, будут образовывать нарост, чтобы его избежать, необходимо постоянно сообщать рабочему органу встряхивание. Для этого компании-производители, например, «Гомсельмаш» в своих «Палессе BS624», активно применяют технологию использования асинхронных вибрационных копачей.

Еще более усовершенствованное решение – активные дисковые копачи с гидравлическим приводом и боковым смещением, которые позволяют работать даже в экстремальных условиях, например, когда копка затягивается до поздней осени, вплоть до зимних заморозков. Как объясняет Александр Бишлер, свободные дисковые копачи с маятниковой подвеской и гидравлическим приводом (на самоходных и прицепных моделях Grimme Maxtron 620, Rexor 620 и Rexor 620) позволяют бережно извлекать корнеплод из земли, не ломая хвостики, что обеспечивает более длительный срок хранения корнеплодов в кагатах.

– Особенность наших активных дисковых рабочих органов в том, что на них предусмотрено опережение копачей независимо от рабочей скорости – то есть при повышенной влажности почвы сепарация начинается уже на дисковых копачах, – рассказывает Александр Бишлер. – Это позволяет им работать дольше, чем аналогичным регулируемым копачам во влажных условиях на тяжелых черноземах. Кроме того, такая конструкция позволяет продлевать ресурс рабочих органов до 3000 га.

По рядам

Относительно недавно компания Holmer запатентовала новую систему управления порядным копированием глубины EasyLift (золотая медаль на «Агритехнике-2013»).

– Система автоматически ведет каждый отдельный сошник на оптимальной глубине – соответственно, каждый отдельно сидящий в рядке корнеплод идеально выкорчевывается независимо от глубины его посадки, – поясняет Владимир Мищаненко.

Автоматическое порядное ведение глубины обеспечивает оптимальную рабочую глубину копания, что позволит не повреждать корнеплоды при слишком малой рабочей глубине и избегать лишнего перемещения земли по машине при слишком глубоком погружении рабочих органов.

Технологии контроля глубины и максимального копирования почвы реализуются также и в прицепных машинах. Например, в технике Amity Technology на уборочном комбайне недавно установлена система активного контроля глубины – Active Depth Control.

Датчики Active Depth Control на передней раме комбайна сигнализируют гидравлической системе на задней стойке и подстраивают заглубление дисковых копачей. Регулирование, производящееся в пути, предотвращает налипание дополнительной грязи на комбайн.

Широко и мощно

Тенденция к увеличению производительности просматривается сейчас во всей выпускаемой современной технике. В самоходной технике это прежде всего увеличение мощности двигателей, обусловленное усложнением технологичности осуществляемых процессов уборки.

Так, например, Ropa на своих новых Tiger 6 увеличила мощность двигателя на 140 л.с.
(в предыдущем поколении «полосатых хищников» она составляла 626 л.с.), добившись, таким образом, звания самого мощного (768 л.с.) свеклоуборочного комбайна в мире.

Усилили мощностные характеристики и на комбайнах в новоприобретенном компанией Holmer голландском предприятии (бывший Agrifac). Как отмечает менеджер по продукту компании «ТСТ-Агро» (дилеры Holmer/Agrifac) Сергей Поливанов, обновленная линейка самоходных свеклоуборочных комбайнов серии Exxact увидела свет с более сильными двигателями. Так, у облегченной версии LightTraxx установлен 6-цилиндровый Volvo 469 л.с., более сильная SixxTraxx имеет 6-цилиндровый Volvo 612 л.с. Для сравнения: мощность двигателя комбайна Agrifac WKМ 9000 составляла всего 300 л.с.

На новых Terra Dos T4-40 или Т4-30 от Holmer установлен шестицилиндровый двигатель Mercedes Benz R1500 с объемом цилиндра 15,6 л, который, по данным производителя, обладает мощностью свыше 626 л.с., тогда как на моделях прошлого поколения Holmer T3 – 480 л.с.

При этом Владимир Мищаненко обращает внимание, что более мощный двигатель в сочетании с новым редуктором блока распределительных гидронасосов, который позволяет целенаправленно отключать незадействованные ветви гидропотоков, свел к минимуму расход топлива. По сравнению с моторами предыдущего поколения экономия топлива достигает 20%.

Очевидна также и тенденция к повышению производительности машин за счет увеличения ширины захвата. Так, например, в последние три года компания Amity Technology продвигает в России свои 12-рядные уборочные комплексы – дефолиатор модели 3750 и комбайн модели 2700, которые, по словам Ивана Аюбашева, при хорошей логистике могут убирать до 80 га в сутки. Эти машины в сезоне-2016 будут работать на полях Липецка и Белгорода.

С прошлого года вывела на рынок свой 12-рядный самоходный комбайн T4-30 компания Holmer. Более того, именно на двенадцатирядном Holmer T4-30 (с корчевателем HR) компания в 2015 году установила мировой рекорд по уборке сахарной свеклы – 85,6 га за сутки!

Однако, по наблюдениям Владимира Мищаненко, такая широкозахватная машина в России пока плохо приживается – наши аграрии предпочитают «шестирядную классику».

– Девяти- и двенадцатирядные машины требуют чистых и идеально выровненных полей, – поясняет он. – В России же добиться такого результата очень не просто, а при наличии большого количества сорняков широкозахватный агрегат быстро забивается, и эффективность его использования падает.

Будущее за перегрузчиками

Еще одним очевидным рычагом увеличения производительности машины Владимир Мищаненко называет сокращение логистических издержек. Поэтому многие новинки обладают вместительными бункерами. Так, новые самоходные комбайны Grimme – Rexor 630 и Holmer T4-40 немецкого производства – имеют объем бункера 45 м3. А новая линейка голландского производства Holmer – HexxTraxx, SixxTraxx – имеет объем бункера до 40 м3.

Плюсы большого бункера – меньшее количество технологических остановок и более высокая производительность. Но бесконечно расширять бункеры нельзя – это плохо сказывается на работоспособности машины
и может уплотнить почву.

Для сокращения логистических издержек во всем мире практикуется использование технологического транспорта для отвоза корнеплодов сахарной свеклы от комбайна в кагат временного хранения или в автотранспорт для доставки на перерабатывающие предприятия. Поэтому будущее за использованием перегрузчиков, что позволяет экономить до 30% рабочего времени и, соответственно, увеличивает скорость уборки.

– Комбайн не должен ездить до места выгрузки, выгружаться в кагат на край поля или в автотранспорт – в Европе давно уже практикуется выгрузка на ходу (во время уборки), – отмечает Владимир Мищаненко.

Прицепные специализированные перегрузчики выпускают такие бренды, как Bergmann, Fliegl и др. Например, компания «ТСТ-Агро» предлагает прицепы-перегрузчики свеклы Е20 и Е25 (Великобритания). Выпускают такую продукцию и российские компании, например, бункер-перегрузчик свеклы «Тонар-ПТ-4» производства машиностроительного завода «Тонар» с объемом кузова 22 м3.

Компания Amity Technology уже давно выпускает собственные перегрузчики сахарной свеклы. Новинкой 2015 года от Amity Technology стал новый накопитель-погрузчик емкостью 32 т (50 м3). Скорость выгрузки, по словам Ивана Аюбашева, составляет до 27 т в минуту (в зависимости от высоты грузовика и гидравлического оснащения). Его особенность – наличие широких гусениц, что позволяет уменьшить уплотнение почвы.

Применение машин-перегрузчиков, по мнению Михаила Жердева, дает возможность сократить количество транспортных средств для отвоза свеклы от комбайна за счет меньшего числа проходов техники по полю.

– Задействование этого логистического процесса позволит исключить постоянное нахождение автотранспорта на полях в осенний период, осуществлять погрузку на площадках с твердым покрытием и избежать дополнительных затрат на устранение транспортной колеи на плодородных землях, – добавляет Владимир Мищаненко.

По наблюдениям Владимира Мищаненко, в центральном регионе несколько активных предприятий уже имеют опыт работы в данном направлении. Основными машинами для осуществления логистической операции у них служат переоборудованный старый комбайн Holmer Terra Dos, который уже не соответствует современным требованиям к копке корнеплодов, но может работать как логистический транспорт.

Бережное отношение

– Бережное отношение к земле сейчас также в тренде у производителей сельхозтехники, – отмечает Сергей Поливанов. – Это находит отражение в появлении самоходной и прицепной техники на гусеничном ходу. Например, в обновленной линейке комбайнов серии Exxact присутствует модель OptiTraxx, главное отличие которой – резиновые гусеницы вместо передних колес, что позволяет не только облегчить давление на почву, но и собирать урожай даже в очень дождливую погоду.

Самоходный комбайн Grimme Maxtron 620 благодаря своему инновационному концепту ходовой части с гусеничным механизмом и задним рулевым управлением также обеспечивает бережное обращение с почвой и высокую маневренность (внутренний радиус разворота 1 м).

– Для снижения нагрузки на почву во всех современных колесных самоходных свекло­уборочных комбайнах предусмотрена возможность «крабового хода», то есть со смещением колес вправо или влево, что позволяет равномерно уплотнять почву во время уборки, – рассказывает Александр Бишлер.

Как добавляет Поливанов, меньше давить на почву позволяет также правильное распределение нагрузки по осям. Вес машины и вес урожая в бункере должен компенсироваться количеством осей.

Это отражается в появлении современных трехосных свеклоуборочных комбайнов – Holmer/Agrifac (SixxTraxx, HexxTraxx), Ropa (все модели Tiger), Holmer (Terra Dos T4-40), Grimme (Rexor 630) и др. Благодаря правильному распределению веса даже такой тяжелый самоходный комбайн, как Holmer Terra Dos T4-40, заслужил золотую медаль на «Агритехнике-2015» за бережное отношение к земле.

Специально для России

По наблюдениям Евгения Иванова, в настоящий момент на российский рынок свеклоуборочной техники прицепные машины поставляет в основном компания Amity Technology. Расширению ее деятельности поспособствовало и открытие склада запчастей компании в Воронежской области. Также предлагают свои машины «Белгородский завод РИТМ» и компания Grimme. Так, в производственной линейке свеклоуборочной техники Grimme имеется прицепной комплекс, состоящий из ботвоудалителя BM 300/330 и 6-рядного свеклоуборочного комбайна-перегрузчика Rootster 604 c бункером вместимостью 6 м3.

Самоходные комбайны предлагаются в основном немецкими фирмами Ropa, Holmer, Grimme, Присутствует и техника Holmer/Agrifac, Vervaet (Нидерланды) и белорусские «Палессе BS624» от «Гомсельмаша». В России, к сожалению, самоходные свекло­уборочные комбайны не производятся.

Однако многие производители свеклоуборочной техники, видя в российских аграриях стратегических потребителей, выпускают и поставляют технику, специально адаптированную и даже разработанную с учетом особенностей эксплуатации и климатических условий нашей страны.

Так, например, самоходный свеклоуборочный комбайн Ropa Tiger 6, имеющий золотую медаль конкурса инновационной техники «Агросалон-2016», по словам Геннадия Сухорукова, разработан специально для наших сельхозпроизводителей и будет поставляться только на российский рынок. Самый мощный в мире самоходный свеклоуборочный комбайн имеет двигатель (Volvo), специально адаптированный под российское качество топлива с высоким содержанием серы. Кроме того, специально для тяжелых российских черноземов компанией Ropa был усилен вал копирующих колес, на которые опирается копатель (Tiger), а также улучшена опора ботвоудалителя.

– На машинах, поставляемых в Россию
(в основном Tiger), установлена опора на четыре колеса, – рассказывает Геннадий Сухоруков. – Тогда как на европейский рынок аналогичные машины идут с опорой всего лишь на два. Такое изменение конструкции позволяет улучшать возможности копирования и снижать износ рабочих органов машины.

По словам Александра Бишлера, именно российские условия работы (тяжелые черноземы) подтолкнули создателей самоходных комбайнов Grimme к разработке и внедрению активных дисковых копачей с гидравлическим приводом.

– Благодаря российским аграриям в компании появилась такая инновационная разработка, которая сейчас пользуется спросом во всем мире, – заключает Александр Бишлер.

Комментарии практиков

«Агрофирма «Агросахар» (Краснодарский край)

Виктор Цеганков, генеральный директор:

– Приобрели новый комбайн Grimme Rexor 630 в августе этого года. Пока работает первый сезон, и оценить объективно полностью все его качества мы не можем.

Комфортом кабины, управлением, качеством очистки довольны. Производительность новой машины составляет 35 га/сутки, но пока условия благоприятные – относительно сухая почва, погода держится хорошая. А выбор именно этой машины обоснован как раз тем, что комбайну предстоит работать в тяжелых осенних условиях на черноземных полях Кубани. Прежде всего нас привлекло в ней наличие активных дисковых копачей с гидроприводом.

Такие активные рабочие органы, на мой взгляд, помогают противостоять повреждениям убираемой свеклы и обеспечивают стабильную эффективную работу самой машины на наших тяжелых почвах.

Агрохолдинг «Русагро» (Орловская, Курская области)

Дмитрий Чарочкин, главный инженер сельхозбизнес-направления Курск–Орел:

– Я имею опыт работы с техникой Holmer с 2013 года (самоходные комбайны Holmer Т4), и машина, на мой взгляд, одна из самых технологичных и «умных» на рынке свеклоуборочной техники.

Одно из самых главных достоинств самоходных Т4 – корчеватель, который подстраивается под каждый рядок в своем горизонте. И, несмотря на разную глубину свеклы, прекрасно адаптируется к дефектам посадки и разнице в геометрии самих корнеплодов. В результате он извлекает корнеплоды максимально бережно, а это обеспечивает высокий выход качества продукции.

В «Русагро» в 2016 году мы взяли еще три единицы новых комбайнов Holmer Т4-40, шестирядковых. На мой взгляд, 12-рядковые машины на наших полях не смогут полностью эффективно реализовать свои преимущества: поля мелко- и сложноконтурные (клиновидная форма, наличие столбов и т.д.), имеют дефекты рельефа (склоны, уклоны), и как бы мы ни выравнивали их, погода все равно разрушает наши старания. Довольно быстро появляются колеи, промоины и т.д. Поэтому оптимально эффективно показывают себя шестирядковые комбайны.

На данный момент на площади 23 тыс. га (сельхозбизнес-направление Курск – Орел) в нашем агрохолдинге работают преимущественно самоходные комбайны Holmer, есть также и Ropa Tiger-4. И, по моим расчетам, в процессе эксплуатации, если сравнивать Ropa Tiger-4 и Holmer Т4, экономичнее последний: расход ГСМ у Т4 на 10% ниже.

Уборка уже началась, и новые Т4-40, учитывая период адаптации к новой машине, на сложноконтурных, отдаленных, самых проблемных полях показали производительность уборки около 40 га/сутки.

Кагаты формируем на краю поля, но хотели бы в дальнейшем выстроить новую технологическую цепочку с использованием перегрузчиков. Идеально грузить сразу же – практически на ходу комбайна. Такой опыт у нас есть, хотим его расширять, так как практика показала, что машина максимально вырабатывает свой ресурс производительности, нет потери времени на логистику, а учитывая требование не вывозить грязь на дороги общего пользования, это идеальный вариант.

Агрохолдинг «Агросила» (Республика Татарстан)

Светлана Барсукова, генеральный директор:

– В «Агросиле» используются различные технологии уборки сахарной свеклы, и, соответственно, разные компании-производители поставляют свою технику. Это является хорошей возможностью для анализа и сравнения различных подходов к уборке этой культуры. Конечно, и у самоходной, и у прицепной техники есть свои плюсы и минусы.

В настоящее время свеклу убирают 27 ед. самоходных свеклоуборочных комбайнов (24 ед. Ropa Tiger 5, три комбайна Grimme Maxtron 620 и семь погрузчиков сахарной свеклы). Кроме того, для обеспечения сырьем Заинского сахарного завода с 2015 года используются технологии по возделыванию сахарной свеклы с междурядьем 45 см и американская технология Amity с междурядьем 56 см. Технологию Amity мы начали внедрять в прошлом году, закупив прицепной комплекс Amity Technology.

В настоящий момент мы только начинаем знакомиться с прицепной техникой, узнаем преимущества и недостатки. Лучше всего прицепные комплексы Amity себя зарекомендовали в сухую погоду. Однако в период уборки в основном стоит влажная погода, и самоходные машины Ropa справляются в таких условиях лучше.

Меньше затрат в случае с самоходной техникой приходится на механизацию: всего один оператор вместо трех, как у прицепной. Расход ГСМ также меньше у самоходной техники.

Объем бункеров у самоходной техники достигает 40 м3, что позволяет уменьшить количество остановок и повторных выездов. Прицепная же техника грузит свеклу в бункеронакопитель, далее эта свекла поступает в кагаты.

Производительность в сухую, не дождливую погоду лучше на прицепных машинах,

средний показатель на прицепных
за 2015 год 22 га, когда у самоходных
в среднем 18 га, во влажную погоду показатель у самоходных лучше –16 га против 13 га у прицепных.

Качество среза лучше у прицепной техники, свекла меньше травмируется при уборке, срез ровный и красивый. Поэтому качество среза ботворезом лучше у прицепного комплекса Amity Technology.

Мы будем расширять использование прицепной технологии Amity Technology. И если в прошлом сезоне (2015 год) в «Агросиле» работали два прицепных комплекса (свеклоуборочный комбайн 2500 плюс дефолиатор 3700), которые обрабатывали около 1000 га, то в сезоне-2016 площади под эту технологию мы расширили в два раза, и убирать их будут уже четыре комплекса Amity Technology.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв