Агропрофи » Blog Archive » Садовник на колесах
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Садовник на колесах

Дария Харитонова

Увеличение площадей садов, возделываемых по интенсивной технологии (с узкими междурядьями), а также расширение виноградников повлекли за собой повышение спроса на специализированную технику – узкоколейные энергонасыщенные тракторы. Какой должна быть машина для современного садоводства и кто предлагает свою технику нашим аграриям в настоящее время?

Садоводство в тренде

Введение эмбарго на поставку зарубежных ягод и фруктов, а также увеличение господдержки на развитие садоводства стали несомненным толчком к развитию этого направления в России. По расчетам Минсельхоза, площадь многолетних садово-ягодных насаждений составляет около 530 тыс. га, из которых плодоносящих – около 400 тыс. га (и виноградников – около 110 тыс. га). При этом, по статистике ведомства, ежегодно закладывается порядка 10 тыс. га новых насаждений, и к 2020 году площади только под ними увеличатся до 445,5 тыс. га.

В связи с этим, по наблюдениям начальника отдела менеджеров «Торгового дома МТЗ» Центрального федерального округа России Василия Канунникова, потребность в специализированных тракторах для садоводства и виноградарства нарастает.

Региональный руководитель компании «ПРАЙМ Машинери» (Группа компаний Zeppelin) Александр Щербик связывает это с появлением государственных субсидий на закладку садов и приобретением оборудования для этого вида сельхозпроизводства. Всплеск спроса наблюдается также с введением продэмбарго и курсом на импортозамещение плодово-ягодной продукции.

Как поясняет Александр Щербик, статистику обеспеченности садоводческих предприятий тракторами отследить трудно, но в среднем нагрузка на один трактор составляет 30–50 га, и спрос, по данным отдельных компаний, увеличивается с каждым годом. Так, в компании Deutz-Fahr спрос на тракторы для садоводства в последние три года ежегодно растет минимум на 15%.

Примерно такие же цифры озвучивают единственные в России продавцы садовых тракторов New Holland (дилеры CNH) – компания «Колт ЛТД».

Официальные представители компании Goldoni в России – фирма «КИС» – подсчитали, что продажи садовых тракторов этой итальянской марки за тот же период увеличились на 30–50%.

А по данным «Сморгонского агрегатного завода» (входит в состав «МТЗ-ХОЛДИНГ» и специализируется на выпуске малогабаритной техники, в том числе садового трактора «Беларус-921»), в последние два года спрос на эту модель вырос вдвое. И если в 2014 году в Россию поставлялось 130–140 тракторов МТЗ-921, то в 2015 – уже 280 единиц, за 2016 год число поставок возросло примерно на 10%.

Экстенсивные и интенсивные

Как отмечает коммерческий директор компании «КИС» («Конструкции интенсивных садов»), Андрей Толокан, плодоносящие сады возделывают по двум технологиям – экстенсивной и интенсивной. Экстенсивные – сады старой закладки, с высокими деревьями (от 2 м и выше) – имеют ширину междурядья от 4,5 до 8 м, при этом количество деревьев на один гектар сада составляет 600–1500 единиц.

– В таких садах нет потребности в специализированном садовом тракторе, так как широкое междурядье позволяет проходить по нему трактору с обычными «полевыми» габаритами, – объясняет Андрей Толокан. – Как правило, это машины шириной 1,8–2 м. То есть для экстенсивных садов можно использовать привычный МТЗ-80–82, а также импортные машины мощностью 80–100 л.с. с габаритами 1,8–2 м.

Однако большинство приходящих в садоводческую отрасль аграриев идет сейчас по новой, интенсивной технологии возделывания. Под интенсивными технологиями в садоводстве понимается использование саженцев, как правило, на слаборослых (карликовых) подвоях с высокой плотностью посадки – 2000–5000 деревьев на 1 га.

Так, по данным Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ, в последние пять лет при ежегодной закладке около 10 000 га 6000 га из них составили интенсивные сады.

– Несмотря на то что яблок на низкорослых деревьях меньше, за счет большой плотности размещения урожай с гектара выше, – разъясняет гендиректор компании «Трудовое», специализирующейся на выращивании яблок, (Краснодарский край) Ярослав Луканин.

– То есть один гектар интенсивного сада за счет плотности посадки равен практически 6 гектарам экстенсивного, – сравнивает Андрей Толокан.

Президент Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала (АППЯПМ), д.с.-х.н. Игорь Муханин уточняет, что интенсивный сад уже на второй–третий год после посадки обеспечивает урожайность около 15 т/га плодов высоких товарных кондиций, а на третий-четвертый год – до 30–40 т/га.

Ширина междурядий в таких садах в среднем составляет около 3–3,5 м. При этом наиболее популярным
Андрей Толокан называет вариант 3,30 м. А значит, тракторы с базой 2 м для подобных садов уже великоваты.

– Общая ширина трактора, который может въезжать в междурядье 3,3 м, может быть и 1,8 м, но для качественного выполнения работ такие габариты уже не подходят, – уверен Александр Щербик.

Как отмечает Андрей Толокан, плодовая стена с течением времени нарастает, и даже если от шпалеры до шпалеры ширина междурядья составляет 3,30 м, то в трехлетнем саду просвет между кронами составляет уже не более 2–2,30 м. Еще актуальнее эта проблема в безопорных садах (без шпалер), возделываемых по интенсивной технологии. Если учесть, что поверхность движения трактора не всегда ровная, есть отклонения, выбоины, колея и т.д., а также и то, что некоторые ветки деревьев «выстреливают» на 50–80 см, то пространство для движения техники сужается до 1,30–1,40 м. Именно для таких садов имеет смысл покупать специализированные узкобазовые энергосредства.

Чем уже, тем лучше

По подсчетам Андрея Толокана, трактор делает около 35–40 проходов по саду за сезон: косит траву 4–5 раз в год, обрабатывает гербицидами приствольную полосу, а деревья – химпрепаратами против болезней и насекомых, которые обильно развиваются на суперплотных интенсивных посадках, проводит подкормку, обрезку, возит телегу с урожаем и т.д.

– При такой интенсивности работ именно узкая база позволяет трактору не сбивать драгоценный урожай с веток и не портить плоды (особенно важно для столового производства), – говорит Андрей Толокан.

При этом наиболее оптимальной для садового трактора он считает ширину 1,3–1,4 м.

– Общая высота трактора также должна быть небольшой, чтобы обеспечивать бестравматичный проезд энерго­средства под кронами деревьев, – подчеркивает Александр Щербик. – И зачастую сельхозпредприятия, занимающиеся садами, предъявляют ограничения к высоте машины – она не должна быть более 2,4 м. Особенно это важно в период сбора урожая и при работах по уходу за садом.

Интересно, что для виноградарства таких жестких ограничений по высоте нет, однако требования к ширине трактора здесь еще строже.

– Ширина виноградников может варьироваться от 1,50 до 3 м. Соответственно, для работы в самых ограниченных условиях нужен трактор с минимальной шириной, – говорит руководитель компании «Колт ЛТД» Александр
Колтаевский.

Большинство производителей в своих линейках подобных тракторов дифференцируют их по ширине базы и колеи – для различных междурядий. Как объясняет Александр Щербик, одна и та же модель может иметь различные вариации ширины. Так, например, модель Deutz-Fahr Agroplus V,S и F 410-430 выпускается общей шириной трактора от 1,2 до 1,6 м.

– При небольших габаритах энергонасыщенность таких тракторов должна быть очень высокой, – убежден начальник управления маркетинга и сбыта «Сморгонского агрегатного завода» (Беларусь) Андрей Семенцов.

Мощность двигателя в таких машинах чаще всего составляет 80–100 л.с. (почти все садовые тракторы относятся к одному тяговому классу). Однако есть и мини-тракторы, имеющие мощность двигателя 25–80 л.с. Например, линейка мини-тракторов итальянского производства концерна BCS, предназначенных для виноградарства, начинается с мощности от 25 л.с.

Хорошие ВОМ и гидравлика в приоритете

Андрей Семенцов обращает внимание, что тракторам подобного предназначения необходимо работать с большим шлейфом навесного оборудования, а значит, при выборе машины необходимо обращать внимание на характеристики ВОМ и гидравлической системы машины.

– Опрыскиватель – одна из главных единиц техники, работающих от ВОМ, – отмечает Андрей Толокан. –
В садоводческом хозяйстве проводится до 25 проездов опрыскивателя по междурядью опрыскивания в сезон: это защита от вредителей, болезней, солнечных ожогов, подкормка, борьба с сорняками в междурядьях и т.д.
И чтобы вентилятор опрыскивателя работал без сбоев, необходима хорошая работа ВОМа.

Такими характеристиками, по мнению Александра Щербика, в большей степени обладают импортные машины, поскольку на них ставится в основном независимый привод от двигателя (через отдельный диск сцепления или через многодисковую муфту в масляной ванне) ВОМ. Тогда как отечественные тракторы и тракторы из ближнего зарубежья (в частности МТЗ «Беларус-921») имеют ленточный привод ВОМа. При больших нагрузках возникают поломки этих лент – они часто зажимаются и горят.

– Ремонт ленточного привода несложен и достаточно дешев, – уверяет Андрей Толокан. – Он занимает не более трех часов, проблема в том, что опрыскивание чаще всего происходит в ночные часы, и его в такое время проводить сложно. Таким образом, есть риск не уложиться в агрономические сроки опрыскивания.

В концерне МТЗ эту проблему понимают, и, по словам Андрея Семенцова, в перспективе у данной модели замена ленточного привода ВОМ на гидромеханический.

Еще одним обязательным требованием к тракторам, предназначенным для сельхозработ в садах и виноградниках, Александр Щербик называет стабильную систему гидравлики с производительностью насоса не менее 45 л/м (а по некоторым видам оборудования – и свыше 50 л/м) и системой дополнительного охлаждения масла, так как существует много навесных орудий по уходу за садом или виноградником на гидравлическом приводе.

Как отмечает Александр Колтаевский, особенно это важно для работы на виноградниках, где до 90% операций может быть механизировано. Это междурядная и межствольная обработка, «зеленая» чеканка, удаление листьев во время созревания винограда, зимняя предобрезка лозы и т.д.

– Большинство этих работ проводятся достаточно сложными навесными орудиями с гидравлическим приводом рабочих органов. Например, для обрезчиков – чеканщиков лозы, а также и предобрезчиков важна регулировка скорости вращения ножей, – поясняет эксперт. – Такой сложный инструмент требует производительной и надежной гидравлики, а кроме того, дополнительных выходов гидравлических пар (в центре или сзади трактора).

Для работы в садах, по наблюдениям Александра Колтаевского, комплектация и требования к тракторам несколько проще, поскольку многие работы (обрезка, уборка урожая и т.д.) еще выполняются вручную. В связи с этим тракторы, предназначенные для садовых сельхозработ, не нуждаются в дополнительных выходах гидравлических пар, требуют относительно меньшего потока гидравлики – до 50 л/мин. Также в «садовых» машинах иногда используются трехточечная передняя навеска категории I и передний ВОМ.

Александр Щербик также указывает на то, что для машин, работающих в садах и виноградниках, важно не просто обеспечение гидропотока, но и соблюдение требований к отводу тепла во избежание перегрева машины. Особенно это актуально в южных регионах, собственно, там и сосредоточены основные плодоводческие мощности страны.

– В большинстве импортных машин существуют радиаторы охлаждения гидросистемы или отдельно выведенные на переднюю часть трактора вентиляторы охлаждения, работающие в постоянном режиме, – замечает региональный руководитель компании «ПРАЙМ Машинери». – Система охлаждения может располагаться и прямо на трансмиссии, где также под воздействием воздуха происходит отъем тепла.

Еще одно важное свойство для таких машин – герметичность кабины. Андрей Семенцов обращает внимание, что при высоком проценте работ, связанных с использованием ядохимикатов, к тому же с применением агрегатов вентиляторного типа, образующих облако, рабочее место оператора должно быть максимально защищено от пыли, и подача воздуха внутрь трактора должна осуществляться только через фильтрующие элементы. Чаще всего это угольный фильтр.

С минимальным радиусом

Учитывая ограниченность пространства работы в садах и виноградниках, производители сельхозтракторов стремятся сделать радиус разворота подобных машин минимальным, что к тому же увеличивает производительность работ. По наблюдениям Александра Щербика, радиус разворота таких специализированных тракторов в большинстве случаев составляет не более 4 м.

Чаще всего вопрос минимизации разворота решается за счет небольших габаритов и увеличенного угла поворота колес. Кроме того, в таких тракторах (например, Deutz-Fahr, Goldoni и др.) для уменьшения радиуса разворота можно отключать тормозной контур.

Для достижения этих целей компании-производители применяют различные технические решения. Так, например, на машинах New Holland серии T4. N и F при установке опционной системы SuperSteer на передний мост радиус разворота уменьшается на 15%. И достигает для таких модификаций 2,9 м при нормальном радиусе 3,4 м.

А на некоторых моделях итальянских тракторов, например, BCS и Landini, реализована система шарнирных (складывающихся) рам. Как объясняет исполнительный директор компании «Фирма «Крафтрэй» (официальный дилер концерна BCS S.P.A. в России) Андрей Бауэр, поворот происходит за счет не только поворота колес, но и складывания рамы пополам, что позволяет существенно сократить радиус разворота – до 2,4 м. Кроме того, почти во всех моделях BCS S.P.A. есть реверсивная модификация.

– Кресло водителя складывается вместе с рулем и на 180° разворачивается назад, – комментирует Андрей Бауэр. – Трактор может ехать задом наперед, причем не теряя в скоростных качествах и комфорте управления.

По мнению Александра Колтаевского, такие минимальные значения разворотной полосы в основном важны для виноградников, где места не так много.

– В садоводческих хозяйствах места под разворотную полосу обычно оставляют больше, поэтому крайняя минимизация радиуса разворота некритична, – уверен он.

На горных кручах

Глава компании «Колт ЛТД» также заостряет внимание на том, что центр тяжести таких машин должен быть достаточно низким, чтобы предотвращать опрокидывание машины при работе в горной местности.

И если производственные площадки хозяйства располагаются на крутых склонах, то предпочтение лучше отдать тракторам с широкой резиной или сдвоенными колесами для большей устойчивости.

Для этой же цели не так много компаний выпускает модификации тракторов для виноградников и садов на гусеничном ходу. Например, одним из популярных тракторов у «горных» российских виноградарей и садоводов Александр Колтаевский называет New Holland ТК4000 на гусеницах.

У концерна BCS также имеются модели, совмещающие гусеницы на заднем мосту, а колеса на переднем. По мнению Андрея Бауэра, такое сочетание позволяет не только сделать трактор более устойчивым на склонах, но и добиться равномерной нагрузки на грунт, распределив нагрузку на передний и задний мосты по 50%.

Портфолио игроков

Подобная техника занимает довольно узкую нишу, замечает Василий Канунников. В силу этого фактора разнообразия специализированных машин для садоводства и виноградарства на российском рынке не наблюдается. Кроме того, многие западные компании из-за курса рубля считают нецелесообразным представлять свою продукцию в таком узком секторе в России.

Основным и лидирующим с большим отрывом поставщиком специализированных тракторов для садоводства в нашу страну сейчас, бесспорно, является холдинг МТЗ. А точнее, «Сморгонский агрегатный завод», специализирующийся на выпуске малогабаритной техники, в том числе трактора «Беларус-921», рекомендованного производителями для садоводства.

– В связи с ослаблением рубля цены на нашу продукцию не выросли пропорционально твердым валютам и остались привлекательными для российских покупателей, – объясняет Андрей Семенцов.

На сегодняшний день порядка трех сотен «Беларуса-921» закупается нашей страной, в том числе для использования в садоводстве. Высота таких машин составляет 2,35 м, а ширина – 1,55 м, что в принципе позволяет использовать его в садах интенсивного типа. В комплектации для виноградных хозяйств на «Сморгонском агрегатном заводе» предлагают лишь гидравлику на переднюю навеску и менее высокие колеса. Однако по мнению Андрея Семенцова, трактор больше подходит для садоводства, нежели виноградарства: база «Беларуса-921» для работ в ограниченных условиях виноградников слишком широка, а гидравлической мощности не хватает для работы с большим количеством навески.

К слову, гидравлика на «Беларусе-921» постепенно совершенствуется: увеличилась мощность гидронасоса, а значит, и пропускная способность системы, претерпела доработку задняя навеска. По словам Андрея Семенцова, на заводе постоянно идет мониторинг мнений аграриев, и осуществляются соответствующие изменения в моделях.

Так, например, учитывая пожелания, на «Беларус-921» установили синхронизированную коробку передач и реверс-редуктор, что позволяет менять диапазон движения вперед-назад одним рычагом.

Основными достоинствами этой машины Андрей Семенцов, помимо цены, называет хорошую ремонтопригодность и унификацию основных узлов трактора.

Из отечественных производителей позиционирует свою продукцию как предназначенную для садоводства и виноградарства Владимирский моторно-тракторный завод (ВТЗ).

Из импортных машин на российском рынке распространены тракторы Deutz-Fahr, причем, как рассказал Александр Щербик, завозятся модели двух брендов этой компании – собственно Deutz-Fahr и Same. В основном это модели Agroplus 410 мощностью от 85 до 95 л.с. Они имеют узкую – до 1,4 м – ширину и отвечают всем требованиям по гидравлике и работе ВОМ. Также для садоводства Александр Щербик рекомендует линейку более широких (для экстенсивного садоводства) машин – Deutz-Fahr Agrolux 4.80 мощностью до 80 л. с.

Достаточно большое количество машин в нашу страну поставляет корпорация CNHI в ее ряду – специальные модели Т4 модификаций V, N и F, предназначенные для определенных видов деятельности сельхозпредприятия. А именно Т4. V подходят для работы на виноградниках с узкими междурядьями 1,5–2,0 м (ширина трактора 1,07–1,20 м), Т4. N (ширина трактора 1,2–1,4 м) – для междурядий шириной 2,40 м, а Т4. F (ширина 1,45 м и более) подойдут как для виноградников с шириной междурядий 3 м, так и для садов интенсивного типа с опорой на шпалеру.

Точно такое же разделение на узкорядные виноградные, виноградные с нормальным междурядьем и фруктовые существует и в линейке машин Fendt (концерн AGCO). Наиболее привлекательна для виноградарей модель Fendt 209 V, где в V-модификации полная габаритная ширина трактора составляет всего 1,07 м.

Линейка Fendt 200 VFR для садоводства представлена модельным рядом от 70 до 100 л.с. Такие машины могут развивать скорость до 60 км/ч и отличаются производительной гидравликой (система с насосом переменной производительности 71 л/мин + 35 л/мин) Тракторы специальной линейки Fendt 200 VFP, согласно оценкам специалиста по тракторной технике концерна AGCO-RM Олега Кициса, прекрасно реализуют себя в виноградарстве, однако из-за дороговизны завозятся в РФ в единичном порядке.

На российском рынке присутствуют также итальянские производители тракторов в садово-виноградном сегменте – Goldoni, Landini, BCS, Pasquali, Ferrari.

В основном это специализированные тракторы шириной не более 1,4 м.

Изюминка тракторов BCS в том, что это техника очень компактная, и даже самый мощный трактор – 91 л.с. – может не превышать в ширину 1,127 м. Наименьший радиус разворота таких машин – 1,7 м (BCS с шарнирной рамой).

Landini позиционируют для садоводства свои модели Mistral (мощностью до 55 л.с. и шириной до 1,395 м), а также серию Rex Techno (модели F – узкий фруктовый сад), (GT – малый и узкий сад) и GE (широкий фруктовый сад) в версиях Synchro-Shuttle и Power Shuttle. Мощность таких машин колеблется в промежутке 68–83 л.с., и ширина в зависимости от модели составляет 1,2–1,45 м.

Тракторы Goldoni представлены специализированной серией Energy (шириной от 1,290 м и мощностью от 60 до 75 л.с.). Также для садовых работ можно применять и трактор STAR шириной 1,489 м и мощностью до 95 л.с. В этих садовых тракторах реализована возможность увеличенного диапазона передач, в частности на STAR их 24 вперед и 8 назад. Практически на всех моделях имеется радиатор гидросистемы, стоят фильтры в подающей и в напорной линии. Многие из них имеют гидравлическую систему с дополнительным контуром для использования максимально возможного потенциала передней навески.

По мнению Андрея Толокана, Италия – лидер по производству техники для садово-виноградных агрохозяйств, и около 75% вновь создаваемых хозяйств (в том числе в РФ) пользуются итальянскими опрыскивателями, а из оставшихся 25% еще половина пользуются опрыскивателями, собранными из итальянских комплектующих.

Интересно, что итальянское производство техники в области виноградарства и садоводства предпочитают и концерны с мировым именем. Как, например, тракторы New Holland серии T4. V, N и F (около 20 тыс. шт.) выпускаются на заводе компании в городе Ези (Италия), а 1000 тракторов, созданных в Goldoni, ежегодно производится в зелено-желтой цветовой гамме для компании John Deere.

Комментарии практиков

«Совхоз им. Ленина» (Московская область)

Игорь Шамонин, исполняющий обязанности начальника отдела садоводства:

– У нас 21 га яблоневого сада, в том числе 6 га посадки по интенсивной технологии, на капельном поливе и шпалерах. Ширина междурядий в интенсивных садах достаточно большая – около 4 м, поэтому там, а тем более в старых садах, мы используем МТЗ-82 как для междурядных обработок, так и для опрыскивания (колея шириной 1,5 м).

Трактор неприхотливый, достаточно надежный для выполнения возложенных на него операций. Для обслуживания всей площади сада задействуются две такие машины.

Компания «ГунькоВВ» (Краснодарский край)

Станислав Лепявко, главный агроном:

– Наша компания осуществляет работы по проектированию и посадке виноградников, установке шпалеры, а также поставку техники и оборудования для виноградников и садов. Соответственно, по своему роду деятельности приходится работать со многими тракторами.

В основном работаем с тракторами МТЗ «Беларус-921» – хорошая недорогая машина приемлемой ширины: и отремонтировать можно «на коленке», и запчасти в каждом магазине есть. Очень хорошая пылеизоляция в кабине. Слабое место, конечно, гидравлика. Нужно докупать дополнительные масляные станции.

Гидравлика нам очень понравилась у трактора Fendt 209V, который мы приобрели в 2010 году. Он используется для всех видов междурядных обработок и работает без нареканий. Ширина кабины составляет 1,350 м, поэтому трактор может эксплуатироваться в любом винограднике и интенсивном садоводстве (мы по роду своей деятельности работаем со многими хозяйствами). Великолепно показывает себя при работе с таким сложным оборудованием, как межкустовая фреза, косилка, камнедробилка и т.д. Единственный отрицательный момент таких тракторов – цена.

«Шато де Талю» (Краснодарский край)

Дмитрий Музюков, главный агроном:

– Все междурядные обработки в нашем винограднике производятся тракторами New Holland Т 40–50. У нас есть пять колесных машин модификации V и две гусеничные.

Ширина междурядий составляет 1,8 м, поэтому такие узкие тракторы прекрасно вписываются в эти условия. Очень нравится гидравлическая система: она позволяет без проблем работать с чеканочным оборудованием, требующим подачи высокого давления и управления вращением. На отечественных тракторах такие работы без установки дополнительной масляной насосной станции делать невозможно. И нам показалось разумным сразу вложить средства в производительные тракторы, чем инвестировать в дополнительное оборудование.

Тракторы работают со всем шлейфом садового оборудования. Гусеничные машины в основном используются для культивации, так как при наших каменистых почвах работать на колесных чревато ранним износом резины, а гусеницы очень экономичны. Кроме того, гусеничный ход создает дополнительную устойчивость машины на склонах.

Минус у таких машин один – нужной нам ширины (1,3 м) они выпускаются без кабины. Кабину мы заказывали отдельно. Но в целом техникой очень довольны – пять лет без нареканий.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв