Агропрофи » Blog Archive » Машины для отходов
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Машины для отходов

Дария Харитонова

Удорожание минеральных удобрений, равно как и проблема утилизации органических остатков, усиливает интерес аграриев к внесению органики на поля. Одновременно растет спрос на технику, позволяющую эти органические отходы вносить в почву. Что предлагает рынок разбрасывателей твердых органических удобрений?

Избавление с пользой

Профессор кафедры автоматизации и электрификации сельского хозяйства РГАУ–МСХА им. К.А. Тимирязева, д.т.н. Георгий Дегтерев уверен, что вывоз навоза на поля в качестве удобрений по-прежнему является наиболее эффективным способом его утилизации. Таким образом, как минимум вдвое снижаются затраты на минеральные удобрения при выращивании кормовых и сельскохозяйственных культур, а прибавка урожайности (при внесении 20–30 т навоза на гектар в Нечерноземье) составляет в среднем 6–7 ц/га на зерновых, 60–70 ц/га на картофеле и 150–200 ц/га на силосных культурах.

По наблюдениям технического директора компании «АГРО-Лидер» (дистрибьюторы техники компании Bergmann) Владимира Мищаненко, на регулярно удобряемых органикой полях даже в неблагоприятные годы урожайность снижалась незначительно.

– Использование органических удобрений нивелирует погодные риски и «пролонгирует» повышение урожайности еще на несколько лет вперед за счет улучшения структуры почвы, – соглашается Дегтерев. – Каждая тонна навоза в почве дает прибавку урожая сельскохозяйственных культур, равную 1 ц зерна.

Он также отмечает, что кроме навоза КРС под органикой, требующей утилизации на поля, понимается и куриный помет, а также отходы сахарного производства – так называемый дефекат.

– Растущее в последнее время число птицефабрик и предприятий, занимающихся производством сахара из сахарной свеклы, также ставит эту проблему в ряд актуальных, – добавляет Георгий Дегтерев.

– Если раньше утилизация дефеката была головной болью сахарных заводов, то теперь крупные агрохолдинги, в состав которых входят производственные земли, начали активно использовать эту подсушенную массу в качестве удобрений на поля, – сравнивает Владимир Мищаненко.

Исследования ФБГОУ ВПО Курской ГСХА показали, что 3–5 т/га дефеката с осени под глубокую пахоту повышает урожай сахарной свеклы на кислых почвах на 3,0–5,5 т/га,
а урожайность сельхозкультур в зернопропашном обороте при внесении дефеката увеличивается на 20–30%. Кроме того, снижается и кислотность почв.

Наиболее распространенный способ внесения органических удобрений, по словам Дегтерева, – поверхностный с последующей заделкой путем пахоты или культивации.

– Под органику в основном сеют кукурузу на силос, – отмечает специалист «Кун Восток» по зеленой линии (техника «Кун» для заготовки кормов и кормления животных) Михаил Базан.

С помощью прицепа

– Для работы с большими объемами органических твердых отходов выгоднее использовать специализированную технику – это снижает трудозатраты и улучшает качество распределения органических удобрений в почве, – не сомневается начальник конструкторско-технологического бюро белорусского производителя сельхозтехники компании «Запагромаш» Игорь Пинский.

В качестве таковой он называет многотоннажные прицепы-разбрасыватели органических удобрений, в которые устанавливается система разбрасывания (вращающиеся битеры).

– Главная задача таких машин – эффективно измельчать и равномерно распределять органический материал, будь то навоз, дефекат, компост, торф, помет и любые другие органические удобрения, – рассказывает Владимир Мищаненко. – Органический материал, загруженный в прицеп, подается в зону разбрасывания либо транспортером (чаще всего цепным скребковым), либо выдвижной передней стенкой.

Как правило, выгрузка осуществляется назад, но есть машины и с боковой выгрузкой (Kuhn ProTwin Slinger). А затем с помощью битеров органика распределяется по поверхности поля.

По наблюдениям Михаила Базана, основными заказчиками подобных машин являются сельхозпроизводители Центрально-Черноземного региона, традиционно возделывающие кукурузу на силос и имеющие хорошо развитый сектор животноводства.

Горизонтальные и вертикальные

Прицепные разбрасыватели можно условно разделить по способу распределения массы на машины с горизонтально и вертикально расположенными валами разбрасывающего узла (битерами), работающими от ВОМа трактора. И разные по сыпучести и составу органические удобрения Михаил Базан советует вносить разными машинами.

Вертикальные валы – более тяжелые, мощные – работают на больших оборотах и имеют больший крутящий момент, где процесс измельчения и распределения не разделен.

Как объясняет Михаил Базан, при работе они разделяют массу на крупнофракционные куски. Такими валами целесообразнее разбрасывать тяжелую фракцию типа коровьего навоза.

– Горизонтальные валы больше подходят для распределения более легких, сыпучих и пастообразных органических удобрений, к которым относятся дефекат, доломитовая мука, компост, куриный помет и т.д., – отмечает Владимир Мищаненко.

– Машины с горизонтальным расположением битеров срезают слои навоза, который попадает на вращающиеся с высокой скоростью диски (тарелки), они, в свою очередь, разбрасывают удобрения, разбивая их при этом на мелкие фракции, – рассказывает Игорь Пинский.

Подобные машины по принципу работы менеджер по развитию компании Joskin на территории СНГ Жульен Мажирон сравнивает с распределителями минеральных удобрений.

– Комбинированная система горизонтальных валов для измельчения навоза и его разбрасывание дисками осуществляется более направленно и точно, что позволяет работать с удобрениями даже при невысокой дозировке: ими можно вносить органику уже начиная с 800 кг на га, – говорит он.

Особенно это важно при работе с легкими субстратами, где важно тщательно соблюдать норму внесения и дозировку. Например, куриного помета (содержит большое количество азота), при внесении которого важна однородность распределяемой фракции и равномерность распределения удобрений по поверхности поля.

– Такими разбрасывателями можно распределять и коровий навоз – мелкая фракция лучше усваивается в почве, – убежден Владимир Мищаненко из «АГРО-Лидера».

– Коровий навоз, дозировка которого более весома (в зависимости от почв и культур от 30 до 100 тонн на га), лучше выгружать вертикальными валами, их мощность делает процесс разбрасывания более производительным, – рассуждает Жульен Мажирон. – Так, выгрузка двадцатитонного бункера навоза КРС с вертикальными
валами происходит за четыре минуты, а с горизонтальными с разбрасывающими тарелками – за 10–12 минут.

Что касается размера частиц, то у некоторых производителей существуют опции, позволяющие добиться мелкой фракции и на вертикальных битерах. Например, у Joskin это крышка с платформой из нержавеющей стали. Подобные опции есть и у других производителей.

Однако небольшим недостатком мелкой фракции при использовании горизонтальных валов, по наблюдениям Игоря Пинского, является менее четкая визуальная граница обработанной территории.

– По отзывам специалистов Белорусской МИС, испытывавших машины такого типа, часто механизатору бывает довольно трудно определить, где удобрения были внесены, а где нет, – поясняет он. – Более крупная фракция, получающаяся при разбрасывании вертикальными валами (того же дефеката или куриного помета), четче выделяется на фоне поля.

– Машины с вертикальными валами идут без тарелок, и внесение (распределение) происходит сразу, поэтому дальность полета в них ниже и равномерность распределения массы слабее, – говорит Михаил Базан.

Жульен Мажирон считает комбинацию горизонтальных валов с дисками более дорогой (в том числе и в обслуживании). Однако Владимир Мищаненко утверждает, что они более ремонтопригодны и надежны, чем вертикальные.

Есть и универсальные машины, позволяющие работать с любым видом органических удобрений. Как, например, новинка компании Kuhn – прицепы для разбрасывания органических удобрений PS и PSС, имеющие в своем арсенале как вертикальные, так и горизонтальные «приставки».

– В зависимости от типа удобрения в кузов прицепа болтовым соединением ставятся либо вертикальные, либо горизонтальные валы с битерами и подключаются к ВОМу, – говорит Михаил Базан. – Процесс замены осуществляется при помощи погрузчика.

Специальные и универсальные

На рынке, в том числе и на российском, в настоящий момент предлагаются как специализированные, так и универсальные прицепы для разбрасывания органики.

Первые предлагаются в основном зарубежными компаниями. Например, специализированный транспорт предлагают такие компании, как Bergmann, Joskin, Fliegl, Kuhn, Hawe и др.

Такие машины имеют различные направленные на специфику вопроса решения, способствующие оптимизации процесса разбрасывания. Так, например, компания Bergmann в своих прицепах TSW создала кузов специальной конической формы, чтобы давление сверху уплотняло нижний слой массы. Как объясняет Владимир Мищаненко, подобное уплотнение позволяет добиваться ровного поступления массы на донный транспортер, за счет чего улучшается равномерность внесения.

Есть и универсальные прицепы, предназначенные для перевозки различных грузов, которые при необходимости можно дооборудовать разбрасывающими устройствами (системами битеров, подключаемыми к ВОМу трактора через систему карданных валов).

На таких машинах специализируются многие российские производители. Так, например, российский завод «МордовАгроМаш» выпускает полуприцепы с передвижной стеной ПТ-18, на которых при снятии задней стены и установке двух вертикальных битеров можно работать с поверхностным внесением в почву твердых органических удобрений (торфа, навоза, компоста, опилок, извести и др.). Машины серии РОУМ (20 и 14) с донным транспортером компания «Запагромаш» также позиционирует как прицеп для перевозки сельхозгрузов, который при снятии вертикальных битеров может использоваться для транспортировки зеленой массы, а при установке – для разбрасывания органики.

– Специализированные прицепы отличаются мощностью конструкции, так как работа с органикой требует заведомо большей надежности машины, чем, скажем, транспортировка силоса или зерна, – отмечает Михаил Базан. – Даже если визуально сравнить специализированный и универсальный прицепы, можно заметить характерное отличие в конструктивной мощности рамы и основного кузова.

Однако с ним не согласны производители универсальных машин, считая, что универсальные прицепы, как правило, более мощные и имеют возможность увеличивать кубатуру кузова в зависимости от груза. Так, например, в универсальных прицепах ПСП-20 компании «Ярославич» (позиционируются именно как сельхозприцепы с разбрасывающими устройствами) при использовании заднего клапана вместо битеров разбрасыватель может использоваться для перевозки различных сельскохозяйственных грузов (силос, сеннаж, зерно, корнеплоды), а за счет оптимального подпрессовывания перевозимого груза и использования сетчатых надставных бортов вместимость кузова увеличивается с 30 до 65 м3.

Для всего

На российском рынке такие универсальные прицепы пользуются большой популярностью. Руководитель группы рекламы и маркетинга отечественного производителя разбрасывателей органических удобрений компании «Ярославич» Владимир Кудрявцев объясняет это вполне понятным желанием сэкономить на транспортной единице и более простым устройством подобных машин.

Самыми ходовыми эксперты называют прицепы с вертикальными валами разбрасывания объемом порядка 30 м3, агрегирующиеся с тракторами 220–300 л.с.

Так, у «Ярославича» это модель ПСП-20 с выдвижной стенкой (30 м3), у Joskin – FS7014/25BU (28,5 м3), у «Запагромаша» – РОУМ 20 (30 м3) и др.

Отмечая спрос на такие машины, российские производители работают над модельным рядом. Линейка универсальных прицепов будет расширяться. Например, на «Ярославиче», по словам Владимира Кудрявцева, в сезоне-2017 планируется выпуск полуприцепа-разбрасывателя с модернизированной системой разгрузки и грузоподъемностью до 25 т.

На «Запагромаше», традиционно специализирующемся на прицепах с вертикальным расположением битеров, задумываются о создании альтернативных моделей – с горизонтальными валами. Правда, пока это только замысел.

К универсальности стремятся сейчас многие производители, например, на шасси Vario компании Bergmann можно в зависимости от цели работы менять сам бункер прицепа (на одном и том же шасси). То есть использовать машину круглогодично под любые виды работ – от разбрасывания органики, перевозки грузов до перегрузки зерновых и сахарной свеклы.

Поэтому многие компании оснащают свои универсальные прицепы трехосными шасси и ставят усиленные рессоры. Например, компания Fliegl поставляет универсальные прицепы ASW Gigant+ (в комбинации с системой разбрасывания Profi) с усиленными
рессорами.

– Современные производители стараются разрабатывать новые типы подвесок и шины низкого давления, чтобы максимально снизить давление на почву, избежать ее уплотнения и просто не утопить машину в весенней распутице, – говорит Михаил Базан. – Например, наши прицепные машины имеют высокий клиренс благодаря бугельной подвеске, вследствие этого в период раскисших дорог вероятность утопления меньше. Большинство производителей также ставят на подобную технику широкие колеса большого диаметра для увеличения пятна контакта с почвой и снижения давления на нее.

Тренд на точность

Один из основных трендов развития агропроизводства – стремление к точному земледелию – находит отражение и на рынке разбрасывателей органических удобрений. Так, по наблюдениям Михаила Базана, новые машины стали оснащаться электронными весовыми терминалами и бортовыми компьютерами, контролирующими точность внесения.

– Много внимания уделяется сейчас весовым терминалам, приставкам и разной умной электронике, призванной работать с дифференциальным внесением и картами полей, – говорит он. – Поэтому новые модели прицепов западных компаний, выходящие в свет, в большинстве случаев имеют встроенные весовые терминалы и возможность через ISOBUS-систему трактора точно задавать норму внесения и контролировать ее в зависимости от предписаний.

Так, например, прицепы Kuhn PS и PSС опционально оснащаются весовой системой (устанавливается между шасси и кузовом), способной производить настройку нормы внесения с точностью 40–50 кг.

Новая модель фирмы Joskin – Ferti-Space Horizon – также опционально предлагается в комплекте с собственным монитором и системой электронного управления нормой внесения.

– То есть коробка управления Joskin Ferti-Control может быть заменена на систему ISOBUS, – поясняет Жульен Мажирон. – Система ISOBUS позволит централизованно управлять электрогидравлическими функциями, датчиками давления, навесными орудиями, регулированием расхода пропорционально скорости движения, а также системой динамического взвешивания. Терминал совместим с системой навигации GPS, корректирующей процесс внесения органики на различных участках в зависимости от карт-предписаний.

Иными словами, если оператор поставит системе задание, установив определенную норму внесения, то машина сама будет регулировать подачу навоза. Или же при наличии карты урожайности будет дозировать органику на разных участках поля, сверяясь с ней.

Жульен Мажирон обращает внимание, что такие высокоточные электронные системы дозирования предлагаются как для машин с горизонтальными валами и дисками, так и с вертикальными системами разбрасывания. Но, по его словам, смысл приобретать такую технологию появляется в том случае, если дозировки органических удобрений невелики и требуют особенной точности внесения.

– А значит, такие системы контроля будут более эффективно применяться в машинах с комбинированной системой разбрасывания (горизонтальные валы с дисками), – уверен он.

Как отмечает Михаил Базан, в России такие системы еще не востребованы, поскольку вопрос соблюдения нормы внесения органических удобрений еще не стоит достаточно остро.

– Многие хозяйства еще вносят органику бульдозером, поэтому говорить о дифференцированном внесении при наличии почти дармового удобрения (как дефеката, так и навоза) еще слишком рано, – поддерживает Владимир Мищаненко. – Такой дорогостоящий продукт, как электронные весовые системы точного дозирования
на разбрасывателях органики, на нашем рынке пойдет
не скоро.

Комментарии практиков

«Должанское» (Белгородская область)

Сергей Шумский, генеральный директор:

– Разбрасыватель навоза Ferti-Space FS7014/25BU работает у нас уже более трех лет, мы были первой компанией в Белгородской области, которая приобрела подобный разбрасыватель. Выбор в пользу техники Joskin сделали, основываясь на лучшем, на наш взгляд, соотношении цены и качества.

Надежностью машины также довольны. За три года наш разбрасыватель Ferti-Space внес 80 тыс. тонн навоза (работаем в основном с навозом КРС) без каких бы то ни было проблем. Он очень прочный, работает безотказно, качество разбрасывания по всей ширине захвата отличное. Поголовье скота в компании 2400 голов КРС, объемы внесения составляют 30–100 т/га в зависимости от культуры. Обработанная площадь – около 2000 га в год двумя разбрасывателями.

Агрохолдинг «Агросила Групп» (Республика Татарстан)

Ростям Хабибрахманов, главный агроном:

– Имея собственное производство сахара, мы регулярно сталкивается с вопросом отходов, в частности дефеката. Используем его в качестве органического удобрения на полях: с точки зрения агрохимии вносим для раскисления почвы, то есть как известковое удобрение.

Внесение осуществляется поверхностно под все культуры разбрасывателем минеральных удобрений (он предназначен для известняковых и гипсосодержащих материалов) машиной МХА-8 на базе специального автомобиля «Урал-557» (Заводоуковский машиностроительный завод). Ее можно использовать также для транспортировки и выгрузки других сыпучих сельскохозяйственных грузов. Состоит из кузова, конвейера, дозировочного, рассеивающего и ветрозащитного устройств, рассеивающих лопаток и тарелок-измельчителей.

Дозу внесения удобрений регулируем открытием дозировочной заслонки и скоростью автомобиля, ширину внесения – изменением положения закрылков (лопаток). Вместимость машины – 8 тонн, которые высыпаются за 15 минут.

Норма внесения в зависимости от состояния почв варьируется от 7 до 14 тонн на гектар. Внесение осуществляется поверхностно под все культуры, затем дефекат культивируется и запахивается. По качеству распределения дефеката машина нас вполне устраивает.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв