Агропрофи » Blog Archive » Старшеклассники
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Старшеклассники

Дария Харитонова

Увеличение посевных площадей и тенденция к росту урожайности в стране
в  целом определяют потребность в высокопроизводительных комбайнах. Кто на сегодняшний день заинтересован в самых мощных машинах и каковы основные тренды развития этого сегмента?

Как считать?

Необходимость в комбайнах, обладающих высокой производительностью, постоянно увеличивается как в мировых масштабах, так и в нашей стране. В целом мировой тренд показывает, что урожайность зерновых, бобовых и масличных культур стабильно из года в год повышается, чему способствуют развитие новых агротехнологий и селекционные открытия. В России потребность в мощных машинах также возникает и прежде всего из-за расширения обрабатываемых площадей и тотальной нехватки кадров.

Что принято считать мощными машинами и как они классифицируются – вопрос сложный. Подходы к определению класса комбайна у европейских, американских и российских специалистов различны. В отечественной науке принято градировать зерноуборочные комбайны в зависимости от пропускной способности: количества хлебной массы, проходящей за единицу времени через молотилку (кг/с). В отличие от них европейские и американские производители опираются в системе классификации на мощность двигателя.

– В соответствии с немецким стандартом DIN, где определяющим критерием является значение номинальной мощности, к седьмому классу относятся машины с номинальной мощностью двигателя 350–419 л.с., к восьмому – 420–539 л.с., а к девятому – от 540 л.с. и выше, – уточняет специалист по продукту (уборочная техника) компании «АГКО-РМ» (AGCO-RM) Сергей Созинов.

Но при этом пропускная способность далеко не всегда напрямую коррелирует с мощностью двигателя, указывают специалисты «Росспецмаш».

– Безусловно, зависимость мощности двигателя и пропускной способности молотилки прослеживается, но необходимо также учитывать и особенности конструкции, – рассуждает бренд-менеджер компании Deutz-Fahr Алексей Савин. – Двигатель – это некая вторичная характеристика, поскольку зерноуборочный комбайн представляет собой целую технологическую цепочку, на приведение в действие механизмов которой тратится ресурс двигателя (срезание, подача через наклонную камеру, система сепарации, домолота и т.д.). В том числе прослеживается прямая зависимость от конструкции МСУ: для работы роторного комбайна требуется выше мощность двигателя, чем для привода клавишного. А значит, роторные и клавишные комбайны одной и той же пропускной способности требуют разной мощности двигателя.

Он также отмечает, что на пропускную способность машины влияют наклон и размеры наклонной камеры.

– И сколько бы сил ни имел двигатель, больше хлебной массы, чем возможно через нее пропустить, не пройдет, – говорит Алексей Савин.

Мощными зерноуборочными комбайнами обычно считают машины с наибольшей номинальной пропускной способностью молотилки, обладающие производительностью более 40 т в час.

Таким образом, суммируя понятия классности, к высокомощным зерноуборочным комбайнам можно относить машины начиная от седьмого класса и выше. Мы поговорим о самых мощных машинах начиная с восьмого класса.

Царь – мощность

Среди машин обозначенного диапазона закономерно преобладают роторные комбайны как самые мощные и производительные. И пальму первенства среди этих гигантов на данный момент держит мировой рекордсмен по уборке зерна, заявивший о себе в Книге рекордов Гиннесса, – New Holland CR10.90. На этой модели был установлен мировой рекорд по сбору пшеницы за 8 часов – 797,6 т. Номинальная мощность дизельного шестнадцатилитрового двигателя Cursor 16 с составляет 653 л.с.

– New Holland CR10.90 – первый в мире комбайн десятого тягового класса мощности, – сообщает специалист по маркетингу продукции компании CNH Industrial (Case New Holland) Радик Гараев. – Эта двухроторная машина способна с одинаково высокой производительностью убирать все культуры, включая рис. И благодаря технологии двойного ротора (Twin Rotor) такой гигант хорошо справляется как с бобовыми, так и со злаковыми культурами. Средняя пропускная способность CR10.90 составляет 99,7 т/час (максимум – 135 т/час). На этой модели установлены подъемные цилиндры 85 мм, которые позволяют работать с гигантскими жатками до 14,5 м.

Роторы New Holland CR10.90 также имеют иную конфигурацию, чем у других машин в этой линейке, у них больше высота бича на роторе и сам ротор имеет меньший диаметр трубы, на которой крепятся бичи, это дает возможность пропустить между ними больше массы.

Кроме того, на таких гигантах установлена активная система распределения пожнивных остатков OptiSpread, которая позволяет разбрасывать измельченную солому на расстояние до 14 м.

– Комбайны CR10.90 вышли на рынок несколько лет назад,
и к настоящему времени на этих машинах обновилась система защиты от перегрузок подбарабанья: раньше это был срезной болт, теперь – пружинный механизм, – рассказывает Радик Гараев. – Теперь для возоб­новления процесса работы не надо выходить из кабины и менять болт – можно просто прокрутить ротор, сидя на месте.

Также установлена новая электронная система управления направляющими на крышке ротора, которая регулирует скорость прохождения через него хлебной массы, что позволяет изменять степень интенсивности обмолота хлебной массы.

Естественно, эти машины оснащаются всеми базовыми «фишками» комбайнов серии CR.

– На данный момент таких машин в России еще нет, но в скором времени они планируются к поставкам, – сообщает Радик Гараев. – К настоящему моменту таких гигантов продано около 50 шт., и в основном они работают в Европе.

Кто в девятом?

«Девятиклассник» СR 9.80 (530 л.с.) также имеет в своем арсенале все базовые полезные вспомогательные системы регулирования процесса уборки и облегчения труда оператора.

Кроме того, концерн CNH представляет в своей линейке самых мощных машин зерноуборочные комбайны Cаse IH – серии Axial-Flow. Модели AF8240 и AF9240 с номинальной мощностью двигателя 480 (Case IH FPT объемом 12,9 л) и 550 л.с. (Case IH FPT объемом 15,9 л) соответственно можно определить в восьмой и девятый классы по мощности двигателя.

В этих моделях реализована однороторная запатентованная технология уборки зерна Axial-Flow, главная особенность которой – возможность автоматического регулирования скорости наклонной камеры и жатки, а также изменения направления вращения ротора, не выходя из кабины. Реализована такая функция благодаря прямому (без использования редукторов) бесступенчатому приводу ротора СVT, аналогов такой конструкции, по словам Гараева, у конкурентов нет.

В этом году у старшеклассников Case IH AFX появится новая опция на выгрузке: система двойного привода. Как поясняет Радик Гараев, управление приводами шнеков, подающих зерно (на дне бункера) и выгрузного, будет независимым. Это позволит снизить потери: если бункер выгружен не полностью, оператор останавливает подающие шнеки, в то же время остатки зерна, находящиеся в выгрузном шнеке, посредством отдельного привода удаляются полностью.

Еще один давний игрок на рынке высокомощных машин – компания John Deere – в разряде старшеклассников представляет комбайны серии S и STS. Самый большой комбайн STS-серии  модели 9870 имеет мощность двигателя 440 л.с. Еще мощнее новые машины S-серии 680 (480 л.с.) и 690 (551 л.с.), работающие по однороторной технологии.

Основным преимуществом S-старшеклассников специалист по зерноуборочным комбайнам компании John Deere Иван Моржаков называет активную систему домолота, недоступную в менее мощных комбайнах этой серии. Суть ее в том, что в отличие от других систем, которые отправляют недомолот в сепаратор, эта возвращает зерно в отдельную систему домолота, а затем сразу на верхнее решето.

– То есть масса домолачивается не в роторе, благодаря чему с него снимается дополнительная нагрузка, – поясняет Иван Моржаков.

Кроме того, на комбайнах S-серии ниже седьмого класса не устанавливается трансмиссия ProDrive (у старшеклассников это всегда база), которая обеспечивает точный контроль скорости работы, изменяя ее в двух бесступенчатых диапазонах, что позволяет дополнительно увеличивать крутящий момент (на 71% при скорости до 8 км/ч) при сложных условиях уборки, а также экономить время на разворотах. Более того, только на машинах-старшеклассниках в привязке к этой трансмиссии возможна установка системы HarvestSmart, которая автоматически регулирует скорость комбайна, чтобы обеспечить полную постоянную загрузку комбайна и повышает его производительность от 5 до 15%.

– Иными словами, в зависимости от нагрузки на двигатель, ротор и потерь автоматически повышается или понижается скорость, – рассказывает Иван Моржаков. – Это особенно полезно при уборке на холмистой местности и при изменении полевых условий.

У старшеклассников S-серии может устанавливаться соломоизмельчитель Premium с битером и удаленным переключением режимов измельчения-сброса в валки, оборудованный сотней ножей и электрорегулировкой направляющих разбрасывателя, а в опциях возможна система разбрасывания Advanced Power Cast, которая на младших моделях не устанавливается.

– И все старшеклассники в базе имеют подготовку под систему автоматического вождения AutoTrac – система позволяет раскрыть весь потенциал мощного комбайна, – добавляет Иван Моржаков.

Наши восьмиклассники

Самые мощные машины в линейке у отечественного лидера сельхозмашиностроения – компании «Ростсельмаш» – восьмого класса. Например, модель Torum 780 оснащена двигателем OM 460 LA MTU (Mercedes) экологического стандарта Stage IIIa мощностью 506 л.с. Как отмечают в компании, Torum 780 способен обмолачивать от 40 т зерна в час.

Одним из ключевых преимуществ этих машин является инновационная система обмолота зерна Advanced Rotor System (на сегодняшний день не имеет аналогов в мире). Задача такой системы – увеличить производительность роторного комбайна на уборке влажных хлебов (свыше 18%). Главная изюминка конструкции – вращающаяся навстречу ротору дека, которая позволяет обеспечить самоочищение, предотвращает появление «мертвых зон» в зазоре, исключает зависание массы и забивание ротора.

– Ускорению производительности и легкости настроек в сложных условиях уборки, даже при уборке такой специфичной культуры, как рис, где влажность достигает 35%, способствует еще одна особенность машины – наклонная камера битерного типа с ускоряющими массу битерами, – рассказывает директор департамента маркетинга компании «Ростсельмаш» Прохор Дармов. – При ее использовании на 8–10% снижается энергопотребление в процессе обмолота в целом, и на 20% возрастает пропускная способность машины по сравнению с традиционными планчатыми транспортерными камерами.

Как и во всем семействе Torum, в машине применяется роторная схема «мягкого обмолота» с автономным домолачивающим устройством, минимизирующим дробление зерна, обеспечивающим несколько меньший расход топлива. Как отмечает Прохор Дармов, особенно заметен этот эффект на пропашных: подсолнечнике и кукурузе.

На машинах-старшеклассниках установлен двухскоростной измельчитель-разбрасыватель с половоразбрасывателем, позволяющий распределять солому на ширину до 12 м. Кстати, комбайн Torum 780 оборудован возможностью регулировки ширины разбрасывания соломы из кабины. Важным моментом является и то, что в комбайнах Torum благодаря большому зазору в сепарирующей части с витками структура соломы практически не разрушается, что позволяет использовать солому для последующего подбора, что в целом нетипично для машин с роторной системой обмолота.

Не только роторные

Интересно, что среди старшеклассников есть не только роторные, но и гибридные машины, выпускаемые компанией Claas, – модели Lexion 770 и 780, соединяющие в своей конструкции тангенциальную систему обмолота и роторную сепарацию остаточного зерна.

Старший – Claas Lexion 780 – оснащен 16-литровым дизельным двигателем от компании Mercedes-Benz номинальной мощностью 543 л.с.

Как объясняет специалист по зерноуборочным комбайнам компании Claas Ральф Хенке, главными усовершенствованиями этой модели, выпущенной, кстати, в честь 100-летней годовщины компании-производителя, стали увеличение зернового бункера до 13,5 м3, замена двигателя (с Perkins на Mercedes-Benz), апгрейд молотильной системы, работающей с ускорителем, а также модернизация высокопроизводительной функции выгрузки и конструкции жатки.

К примеру, к автоматической системе регулировки скорости уборки Cruise Pilot теперь добавлена новая система контроля потока массы, которая состоит из усовершенствованной системы контроля числа оборотов ускорителя и подающего барабана, роторов и двигателя. Улучшена система выравнивания при работе на склонах, появилась опция гидравлической регулировки измельчителя соломы.

Эти машины, по словам Хенке, отлично подходят для особо сложных условий уборки, имеют повышенные требования к системе выхлопа отработанных газов двигателем и в Россию еще пока не завозя­тся. Но для наших покупателей доступен чуть менее мощный Lexion 770 с двигателем 469 л.с., имеющий практически те же характеристики и преимущества и с тем же доступным набором опций, что и на его «старшем брате».

В целом линейку высокомощных машин на сельхозрынок поставляет весьма ограниченное количество компаний. Формально к старшеклассникам можно отнести и тех представителей, которые находятся между шестым и седьмым классами, или, как их обозначают специалисты, «машины класса 6+». Тогда в этом ряду можно будет называть и мощные шестиклавишные машины Deutz-Fahr DF C 9206 TS (мощность двигателя 395 л.с.) с оригинальной системой электрорегулировки подбарабанья на входе и выходе, уникальной возможностью регулировки угла атаки жатки, регулируемым турбосепаратором и независимым домолотом, и только вошедший на российский рынок Massey Ferguson Т7 (номинальная мощность 375 л.с.) с уникальным поперечным (тангенциальным) расположением ротора. И новый отечественный RSM 161 (двигатель мощностью 360 л.с.), который предназначен специально для работы по влажным и засоренным хлебам. Кстати, на «Ростсельмаш» поделились, что эта модель скоро получит исполнение с двигателями большей мощности (свыше 400 л.с.), что сразу же сделает машины этого семейства полноценными «семиклассниками».

В старших классах будет пополнение?

По наблюдениям специалистов аграрного машиностроения, отмечается явная тенденция к увеличению габаритов машины, емкости зернового бункера и ширины захвата жатки. Это в свою очередь ведет к увеличению мощности и производительности зерноуборочных комбайнов.

– Фактически с каждым годом нагрузка на комбайн увеличивается: старые машины выбывают, уходят прежние кадры, а новые идут в сельское хозяйство с большой неохотой, причем не только в России, это мировой тренд, – рассуждает Радик Гараев. – Чтобы убирать поля, нужно либо увеличивать количество техники, либо закрывать эти площади одной более производительной, мощной машиной.

Ссылаясь на статистику Ассоциации европейского бизнеса (AEB), он констатирует, что спрос на шестой класс комбайнов уже пошел на убыль, тогда как машины 7–8 классов постепенно «отъедают» у них долю рынка четвертый год подряд на 3–4%. И в России эта доля растет в основном за счет крупных клиентов, которым важны сроки уборки.

– Однако продажи самых мощных машин – 9–го класса мощности – пока остаются единичными, и количество их покупателей растет очень медленно, – замечает Радик Гараев. Это, по его словам, объясняется тем, что, несмотря на потребности в увеличении потенциала, стоимость таких машин достаточно высока, чтобы сделать их покупку массовой.

– Аграрный бизнес продолжает консолидироваться, игроки рынка укрупняются, происходят слияния и поглощения, технологии ведения бизнеса становятся более жесткими. Все это будет приводить к росту востребованности более производительных машин, в том числе за счет сокращения сегмента менее производительных комбайнов, – прогнозирует Прохор Дармов.

Производители аграрных машин это понимают, и в сегмент производства старшеклассников будут поступать новые модели.

Недаром отечественные Torum уже зашли своими пятисотсильными моделями в границы восьмого класса. В концерне AGCO тоже уже занимаются разработкой новых высокомощных комбайнов, новости о которых будут доступны на ближайшей Agritechnica 2017.

А в разработках «Ростсельмаш» уже фигурируют комбайны не только восьмого, но и 9-го класса мощности – RSM 171 и RSM 191. Заявленная мощность двигателя у них будет превышать 600 л.с., а производительность – составлять от 70 т/час.

Специалисты ассоциации «Росспецмаш» полагают, что если такие производительные машины восьмого и девятого классов начнут производиться в нашей стране, то они станут доступнее и российскому аграрию, в первую очередь по цене, а значит, спрос на них также вырастет. По подсчетам этой организации, ежегодная потребность в машинах свыше седьмого класса мощности в нашей стране измеряется в тысячах комбайнов.

Не контрактерам

В Европе и Америке высокомощные машины закупают в основном подрядчики. Мощные, высокоскоростные, широкозахватные машины – это их основной профессиональный инструмент, позволяющий охватить большую площадь работы. Так, например, в подобную работающую по контракту немецкую уборочную бригаду закуплена рекордная партия самых мощных машин NH CR 10.90.

Подобная ситуация складывается и в Америке, там, по наблюдениям Ивана Моржакова, фермерские хозяйства редко берут такие машины в частную собственность. И мегамощные комбайны также становятся в основном инструментом контрактеров. Однако для российских подрядчиков (прообразов советских МТС) использование подобных гигантов не всегда будет оправданно.

– И в Европе, и в Америке в силу климатических и агротехнических факторов урожайность полей более высокая, а роторная машина (большие машины преимущественно имеют ротор) должна быть загружена массой для лучшего обмолота зерна и минимизации потерь, – объясняет Иван Моржаков. – На наших же полях урожайность не выровнена. И если в Америке контрактер, обладая S 690, в большинстве случаев найдет возможность загрузить машину на полях с урожайностью 80 ц/га и выше, то на российских – не факт.

– Но мы можем загрузить их с помощью широкозахватных жаток, – возражает Радик Гараев. – То есть убирать большие массивы полей с относительно невысокой урожайностью, но создавая массу в роторе с помощью большой жатки (поля должны быть при этом ровными и хорошей конфигурации). То есть машины вполне подойдут для сибирских хлеборобов с их ровными огромными полями и урожайностью на уровне 30–40 ц/га. Например, в Австралии, где тотальная засуха не позволяет «выжимать» из полей выше 1,5 т/га зерновых, успешно работают девятиклассниками на 14-метровых жатках, делая меньше проходов на один загон (3–4 км). А машинами 8–9-го классов очень часто и эффективно работают в Канаде на сдвоенном или строенном валке с урожайностью всего 2–3 т/га.

– Все зависит от коэффициента соломистости, – сомневается Моржаков. – Если культура низкорослая или клиент срезает только верхушки, оставляя солому на поле, то есть риск недозагрузки ротора даже с громадной жаткой. Кроме того, расход топлива на таких машинах гораздо выше.

Агрохолдингам!

Основными покупателями таких машин в России участники рынка видят крупные агрохолдинги с большими посевными площадями и хорошей урожайностью. Сергей Созинов считает, что такие машины идеальны для агрохолдингов или агломераций хозяйств, имеющих свыше 50 тыс. га
посевных урожайностью свыше 60 ц/га, которые при этом подчинены более жестким требованиям к срокам уборки. В таких предприятиях урожайность стабильно растет, и в оборот вводятся новые земли, а значит, интерес смещается в сторону более мощных комбайнов.

– Целесообразность приобретения высокопроизводительного комбайна определяется расчетом, в котором надо учесть немало условий: площадь уборки, срок уборки, площади одновременно созревающих культур, урожайности культур, рельеф полей, контуры полей, возможность применять раздельную уборку и др., – отмечает Прохор Дармов.

По мнению производителей сельхозмашин, желаемое условие для эффективной работы мегамощных комбайнов, конечно, урожайность около 100 и выше ц/га. Но в среднем достаточным условием для эффективной работы таких машин Алексей Савин называет урожайность от 60 ц/га. Или же работу с широкозахватными жатками от 12 м для создания высокого потока.

Иван Моржаков советует учитывать соломистость культуры. Величина срезаемого стебля около 1 м длиной вполне достаточна, по его мнению, чтобы загрузить ротор даже девятиклассника типа S 690 и обмолачивать без потерь при урожайности около 60 ц/га.

Вишенка на торте

Машины с такими исключительными мощностями требуют особенного подхода в эксплуатации. И прежде всего в хозяйстве помимо урожайности должны оценить стоимость владения таким энергосредством – расход топлива в таких машинах очень велик.

– Покупка таких сверхмощных комбайнов – это не начало решения проблем, а напротив, «вишенка на торте», – сравнивает Радик Гараев. – До покупки таких монстров необходимо, чтобы все остальные звенья уборочной цепочки были отлажены и выстроены в ожидании сверхпроизводительной работы в ударном темпе. Об эффективной уборке такими машинами следует подумать еще на этапе высева культуры: то есть подобрать сеялку под жатку, чтобы потом не подбивать клинья.

В первую очередь, по его словам, на сверхмощных машинах должны работать опытные механизаторы, готовые продолжать уборку днем и ночью.

– Плохообученными, сезонными бригадами эффективно эксплуатировать сверхмощные зерноуборщики не получится, – уверен он. – И если мы говорим о подборе с валков, производительность машины увеличивается, если их сдваивать или страивать, – замечает Гараев.

Без логистики нет смысла

– Если не будет выстроена логистика, потенциал машины уйдет в никуда, – убежден Иван Моржаков. – Поэтому желательно, чтобы в хозяйстве уже перешили на работу с бункерами-перегрузчиками или освоили выгрузку на ходу. Ну и, самой собой, имелся достаточный парк перегрузчиков или КАМАЗов для выгрузки зерна.

Этому, кстати, способствуют и различные новинки, применяемые в сверхмощных машинах. Так, например, в нынешнем году на всех мощных машинах CNH произошел апгрейд: для облегчения выгрузки на ходу они были оснащены видеокамерой на выгрузном шнеке. Соответственно, весь процесс выгрузки оператор может наблюдать на дисплее в кабине. Кроме того, на конец на шнека установлен дефлектор с электрорегулировкой, позволяющий контролировать расстояние выброса зерна из шнека до борта перегрузчика.

А в новых мощных Lexion 770 и 780 в прошлом году поработали над модернизацией шнеков, укрепив и удлинив их до 9 м, чтобы выгрузка на ходу могла производиться только с использованием технологической колеи.

Как объясняет Ральф Хенке, ширина захвата технологических колей обычно равна 9 или 12 м. И чтобы уборочные работы могли проходить только с их использованием, не уплотняя лишний раз почву в других местах поля, шнек от комбайна должен протянуться между соседними колеями на это расстояние. Кстати, на обновленных машинах Lexion шнек может складываться так же, как и на John Deerе серии S.

Кроме того, ведущие импортные компании-производители разрабатывают программное обеспечение, синхронизирующее работу систем автопилотов комбайна и трактора. К примеру, у John Deerе это система MachineSync, позволяющая комбайнеру полностью управлять движением трактора: его скоростью, перемещением относительно выгрузного шнека, направлением движения и т.д.

Большие и тяжелые

По исследованиям специалистов МГАУ им. В.П. Горячкина, с ростом габаритов, вместимости бункеров и заправочных емкостей резко возросла максимальная эксплуатационная масса высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов. А для самых мощных машин проблема распределения и уменьшения веса является одной из самых злободневных: при средней массе 26–30 т нагрузки на одно ведущее колесо ходовой части больших машин будут 10,4–12,5 т, и проблема уплотнения почвы в современном сельском хозяйстве в связи с этим весьма актуальна.

Поэтому, несмотря на то, что некоторые модели сверхмощных машин доступны полностью на колесном ходу, производители советуют брать полугусеничный вариант.

Например, помимо колесного хода и монопривода на комбайнах Torum предусмотрена возможность установки полного привода и полугусеничного хода.

Обе топ-модели Lexion также предлагаются как с полноприводной колесной системой Power Trac, так и на гусеничном ходу Terra Trac. По сути, приводные колеса у этих комбайнов созданы по типу гусеничного привода, только в качестве гусеницы выступает резиновая лента. А вот управляемые колеса остались прежними шинами. Кстати, они могут быть оснащены системой регулировки давления прямо из кабины через терминал управления CEBIS.

Флагманские модели Case IH также в основном оборудуются передним мостом в виде гусеничной тележки (подвеска Quadtrac), что позволяет уменьшить давление на почву на 50–60%. Кстати, благодаря установке гусениц во многих моделях формируется транспортная ширина 3,5 м, что помогает «вписать» такие машины в разрешенные габаритные нормы.

Будущее за автоматикой

Радик Гараев убежден, что при работе со столь высокопроизводительными машинами обязательным условием будет оборудование их системами автоматического вождения.

– При скорости 5 км/ч контролировать 12–14-метровую жатку можно менее чем наполовину, – объясняет специалист CNH. – Перекрытия будут слишком сильными, и непременно в арсенале таких машин должна быть система автовождения или вождения по рядкам. Поэтому в базовое оснащение высокомощных машин у некоторых производителей входят системы GPS-навигации и GPS-антенны.

С ним согласен и Сергей Созинов. По его словам, наращивать мощность уже просто некуда: 600 л.с. – это практически потолок для зерноуборочных машин: 14-метровые жатки – предел разумной длины, свыше этой величины они как с точки зрения вибрации, так и удобства передвижения будут плохо показывать себя в поле.

– Акцент в развитии будущих машин высокой мощности будет смещаться не в сторону наращивания энергопотерциала, а в автоматическое управление рабочими процессами, – рассуждает Ральф Хенке. – И главный из них – непосредственно сам обмолот: машина должна сама подбирать оптимальные значения, режимы и адаптировать свои настройки к текущим условиям работы.

Он также отмечает, что увеличение площадей и сжатые сроки уборки формируют тренд увеличения практики найма сезонных рабочих.

– И пока новый человек разберется и подберет оптимальные для полей настройки под конкретные условия работы, сезон уже закончится, – иронизирует Ральф Хенке. – Поэтому автоматическая система управления и оптимизации работы комбайна Cemos Automatic, которая по заданным настройкам автоматически руководит процессом уборки, с максимальной эффективностью и с учетом текущих условий (влажности, урожайности, потерям, дроблению и т.д.) теперь полностью интегрирована в монитор новых машин Lexion 780.

В базовую комплектацию флагманов John Deere серии S входит система интерактивной настройки комбайна (ICA), с помощью которой оператор также может выбрать стратегию уборки урожая, ориентируясь на критерии оптимизации, предложенные машиной. Тем самым решается одна из задач – настройка машины на конкретные условия и на конкретном поле.

– Но остается и вторая задача – поддержание производительности и эффективности работы машины в меняющихся условиях (а они меняются в течение дня постоянно) и на разных полях, – говорит Иван Моржаков. – Для ее решения John Deere предлагает интерактивную настройку ICA2 (система будет ограниченно доступна на российском рынке со следующего сезона). ICA2 включает в себя две стереоскопические камеры (одна на элеваторе чистого зерна и одна на колосовом элеваторе), с помощью которых она автоматически отслеживает изменения состава массы в недомолоте и качества зерна в бункере. На основе этих данных ICA2 будет автоматически поддерживать эффективность работы комбайна на постоянном номинальном уровне в течение всего дня. Это позволит добиться увеличения производительности до 5% и увеличения качества работы машины.

Такая же опция появилась и у машин компании Claas – Grain Quality Camera, установленная в зерновом элеваторе. Ее задача – оценка качества поступающего урожая, а в связке с интегрированными в Сemos Automatic функциями Аuto Cleaning и Аuto Separation – автоматизация обмолота.

Кроме того, в жизнь аграриев уже прочно входят системы телеметрии и работа с картами урожайности. Так, например, на больших комбайнах концерна AGCO помимо уже ставшей привычной системы телеметрии AGCOMMAND появилась с этого года усовершенствованная система телеметрии Task Doc, позволяющая сельхозпроизводителям осуществлять документирование работ. В частности для комбайнов получать отчет о проделанной работе вместе с картой урожайности.

– В конечном итоге будущее зерноуборочных комбайнов – за полным исключением человека из процесса, – уверен Сергей Созинов.

Комментарии практиков

«Богородицкий Альянс» (Тульская область)

Николай Лаврентьев, генеральный директор:

– Сегодня на наших полях работает 10 зерноуборочных комбайнов, из них пять импортных машин мощностью от 360 до 420 л.с. и столько же комбайнов от «Ростсельмаш». Из всего нашего парка зерноуборочных комбайнов самые мощные – три машины Torum 780 с мерседесовским движком. Один взяли в прошлом году и два – в этом.

Очень хорошие машины! Убираем ими все культуры, в том числе рапс.

Есть момент, который нам не очень нравится, но на это можно смело закрыть глаза. Не всегда справляется штатная универсальная девятиметровая жатка (мы работаем только девятиметровыми). Сейчас у «Ростсельмаш» выпущены новые жатки типа Flex (с режущим аппаратом «плавающего» типа. – Прим. ред.). Но у нас их пока нет. С ними бы проблем не возникло. Других претензий к Torum нет, механизаторы довольны. Но главное – это прекрасное соотношение «цена – качество». Машина оправдывает свою стоимость.

В хозяйстве есть роторные импортные машины мощностью до 370 л.с., и вот ими уже на высокоурожайных полях мы не справляемся. На девятиметровую жатку мощности не хватает. Фактически эффективно с такой урожайностью работают только шестиметровые. Поэтому мы переходим на более мощные машины. И Torum 780 молотит по этим полям с 9-метровой жаткой прекрасно.

С каждым годом окно уборки сокращается все больше и больше, а людей в сельском хозяйстве остается все меньше и меньше. В Центральном Черноземье очень актуальна проблема кадров, в том числе хороших механизаторов. Их найти трудно. Поэтому наша стратегия – машины высокой мощности и логистика, направленная на работу без остановки в поле: выгрузка на ходу в пятидесятитые перегрузчики, работа по GPS-навигации, круглосуточный режим уборки. Машины не заезжают на поле и не переуплотняют его, перегрузчик подъезжает к краю поля, водители транспорта забирают зерно и вывозят.

Именно в таком режиме мощная машина может полностью эффективно реализовать свой потенциал. По результатам наших оценочных расчетов, работа трех 780-х в связке с перегрузчиками зерна позволяет за сезон сэкономить на одной единице комбайна средней мощности.

«Агрофирма Жупиков» (Тамбовская область)

Андрей Кириллов, главный инженер:

– В этом году на уборочную кампанию взяли четыре комбайна Case IH AF 8240 номинальной мощностью двигателя 480 л.с., они только пришли, пока не работали на наших полях.

Необходимость в таких машинах возникла потому, что прежние машины меньшей мощности уже не справляются (John Deere 330 л.с.). Мы делаем акцент на уборку кукурузы широкозахватными жатками – 12 рядков, и убирать нужно в сжатые сроки, поэтому нужны мощные комбайны. Урожайность кукурузы составляет около 100–120 ц/га. Также планируем их использовать на зерновых, средняя урожайность которых 50 ц/га. Работать машины будут с девятиметровыми жатками.

Для эффективной работы логистика выгрузки зерна выстроена с использованием семи бункеров-перегрузчиков объемом 23–26 т каждый.

Нагрузка на один комбайн планируется около 1000 га на кукурузе и порядка 600 га – на зерновых. В условиях кадрового дефицита для нас мощность и широкие жатки в приоритете.

КФХ «Краснокутский Ю.В.» (Ставропольский край)

Юрий Краснокутский, глава КФХ:

– В прошлом году взяли одни из самых мощных машин СR 9.80 (530 л.с.), комбайн очень понравился, поэтому в этом заказали еще три таких же.

Площади уборки составляют около 5000 га, на зерновых работаем девятиметровыми жатками. При качественных уборке и урожайности в среднем 60–70 ц/га
и рабочем дне с 8 до 21 ч такие комбайны показывают производительность 50–60 га в день.

Клавишными NH 6090 уже не справляемся, при нашей урожайности идут потери, а с новыми машинами таких проблем практически нет. Один СR 9.80 заменяет нам два менее мощных комбайна. Производительность уборки возросла, притом что мы даже не работаем с перегрузчиками (выгрузка осуществляется на краю на поля) и не практикуем круглосуточную уборку из-за высокой влажности в ночные часы. По сырой массе такие комбайны молотят хуже, собственно, как и многие роторные машины.

КФХ «Сабынин Г.К.» (Ставропольский край)

Геннадий Сабынин, глава КФХ:

– Наше предприятие помимо возделывания собственных полей (урожайность зерновых в среднем 60 ц/га, кукурузы – 80 ц/га) оказывает услуги по уборке урожая. Поэтому для нас в приоритете были мощные комбайны. New Holland CR 9080, 530 л.с. (покупались в 2010 и 2013 годах) показали себя отличным инструментом для работы по контракту. Благодаря им мы успеваем убирать у себя и в других хозяйствах.

До этого работали машинами New Holland серии СS и СХ, но с комбайнами CR 9080 смогли охватить больше клиентов, больше площадей для уборки. Нагрузка на один комбайн составляет в сезон 1500–2000 га. Средняя урожайность полей, где работают наши машины, составляет
у зерновых от 40 до 80 ц/га, у кукурузы – 100–140 ц/га.

На кукурузе работаем с двенадцатирядковой, а на зерновых – с девятиметровой жаткой. В идеале надо бы с более широкозахватной – 12 м. Но, во-первых, их в России не найти, а во-вторых – высокие требования к полям. Не все поля у нас еще под такие жатки подходят.

С перегрузчиками пока не работаем, но очень к этому стремимся: эффективность уборки возрастет на 15–20% сразу.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв