Агропрофи » Blog Archive » Укладка в порядке!
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Укладка в порядке!

Дария Хаитонова

Грабли-валкообразователи – техника, от качества работы которой напрямую зависит производительность кормоуборочного комбайна, пресс-подборщика или самонагружающегося прицепа. Какие виды валкователей сейчас предлагаются на рынке и что в перспективе ожидает сельхозпроизводителей в данном сегменте?

Колесно-пальцевый ортодокс

На волне увеличения объемов кормозаготовок в нашей стране растет и спрос на кормозаготовительное оборудование. Не исключение такие агрегаты, как грабли-валкователи, основная задача которых – сгребание скошенной травяной массы в валки, их сдваивание и в некоторых случаях оборачивание.

В целом подобные агрегаты можно разделить на три группы по  конструкции:  колесно-пальцевые,  роторные и с транспортерной лентой.

Самые простые  –  колесно-пальцевые  конструкции. В них рабочий орган – рабочие колеса с зубцами, которые приводятся во вращение сразу, как только грабли начинают движение, от контакта с землей.

Как объясняют специалисты компании «Ростсельмаш», такие агрегаты за счет простоты конструкции имеют более низкую стоимость в сравнении с иными типами граблей. Подобные машины в большом количестве выпускаются российскими, белорусскими, а также турецкими, польскими и другими производителями. Например, ГВК («СИМЗ»), ГВВ («Унисибмаш» СРВП, Россия, Новосибирская область), грабли-ворошилки ГВК («Агрокомплект»), Вихрь-8 (Омский экспериментальный завод), колесно-пальцевые грабли Kolibri V для небольших хозяйств («Ростсельмаш»), колесно-пальцевые грабли для формирования валков сухого покоса серии MК («Бобруйскагромаш») и др.

Интересно, что подобными машинами осуществляется и ворошение, то есть переворачивание подсохшей массы, для чего требуется несколько изменить положение секций сельхозагрегата, чтобы при передвижении по полю собранная пальцами травяная масса не поступала к следующему рабочему колесу, а разрыхлялась, вспушивалась и оставалась лежать на прокосе.

– Однако техпроцесс такого типа граблей построен так, что при работе неизбежен контакт зубцов с почвой, а это  может  привести  к  оббиванию наиболее  богатых питательными веществами частей растительной массы (листьев, соцветий и т.п.), – объясняет директор департамента маркетинга компании «Ростсельмаш» Прохор Дармов. – Кроме того, при высокой урожайности велика вероятность забивания рабочих органов растительной массой и высока чувствительность многих представителей этого класса к неровному рельефу поля (которых в России великое множество) в связи с непродуманной и откровенно слабой конструкцией рамы и других элементов.

– Но главное, колесно-пальцевые грабли не могут обеспечить чистоту кормов, – подчеркивает специалист компании «Кун Восток» по зеленой линии (техника Kuhn для заготовки кормов и кормления животных) Михаил Базан. – Опираясь на почву, колесо этих агрегатов создает вращательное движение и транспортирует скошенную массу вместе с грунтом и всем тем мусором, который на этой почве находится, то есть засоренность кормов при работе подобными машинами очень высока. И, конечно, для консервации на силос и сенаж подобная травяная масса не подходит.

Тем не менее, низкая стоимость таких агрегатов и простота конструкции позволяет им удерживать свою определенную и довольно большую долю клиентов. Поэтому компании-производители продолжают выпускать такие машины и модернизировать их в соответствии с пожеланиями аграриев. Так, например, компанией «Ростсельмаш» к производству планируется и полностью новая модель колесно – пальцевых граблей Kolibri с увеличенной шириной захвата 9 м, что позволяет эффективнее осуществлять сбор травяной массы и более полно задействовать потенциал кормоуборочной техники, идущей вслед за граблями.

– Колесно-пальцевые валкователи незаменимы при работе на тяжелых культурах, имеющих крепкий корень, который в процессе вегетации поднимается вверх и к моменту уборки образует целые «дамбы», с которыми роторные грабли в силу своих конструктивно-физических особенностей уже не могут справиться, – уверен специалист по кормоуборочной технике компании Krone Владимир Марков. – В США, Канаде и Бразилии подобные агрегаты активно используются при уборке сахарного тростника, кукурузы, рапсовой соломы и других сложных культур. Однако при заготовке собственных кормов, особенно в России с ее засоренными полями, такие машины по чистоте работы уступают роторным и транспортерным агрегатам.

Золотая середина

Наиболее популярными граблями -валкователями на сегодняшний день считаются так называемые роторные машины. Эту же тенденцию демонстрирует и «Ростсельмаш», делающий ставку на развитие линейки роторных граблей.

– Рабочий орган этого типа машин – ротор, на котором закреплено несколько штанг (как правило, от 9 до 13) с граблинами, – поясняет Прохор Дармов. – Их выбирает все большее количество фермеров, которые ориентируются на увеличение срока службы, высокую производительность и работу без простоев.

Как сообщают в компании «Ростсельмаш», высокое качество кормов при работе с роторными граблями обеспечивается благодаря их способности хорошо копировать рельеф (у подавляющего большинства моделей), не допуская засорения корма землей и иными инородными телами. К недостаткам подобных агрегатов относят их более высокую стоимость в сравнении с колесно-пальцевыми моделями.

– В свою очередь роторные грабли подразделяются на модели с одним, двумя, тремя, четырьмя и даже шестью роторами, но основную долю составляют одно- и двухроторные модели, – рассказывает Прохор Дармов.

Роторные грабли-валкователи могут сгребать предварительно скошенную массу в центральный валок (укладывать посередине между колес) или делать укладки по бокам (сгребать в сторону).

В центр и в стороны

Как объясняет руководитель по продажам в регионах компании «Квернеланд Груп СНГ» Алексей Летягин, при центральной укладке грабли конструктивно  выполнены по симметричной относительно продольной оси схеме. То есть роторы установлены симметрично друг другу относительно продольного бруса рамы граблей.

– Двухроторные и четырехроторные грабли формируют валок по центру (между роторами) за один проход, – говорит он. – Поэтому размер и линейная плотность формируемого валка зависят только от урожайности травы, ее влажности,  расстояния  между  исходными  валками и их линейной плотности. Роторы граблей установлены на раме с продольным смещением относительно друг друга.

– Как правило, грабли с центральной укладкой за один проход формируют большой валок, который можно сразу подбирать следующей в цепочке кормозаготовки единицей техники (прессом, комбайном с подборщиком и т.д.), – отмечает Владимир Марков. – И если этого не требует технология, корма можно убирать без подвяливания, напрямую, не теряя качества. Такие грабли чуть более сложны в конструкции и позволяют эффективно работать на полях со стабильной урожайностью.

К плюсам центральной укладки валка директор регионального развития компании Pöttinger Дмитрий Муратов относит более низкий в сравнении с боковой процент загрязненности кормов.

– При укладке валка на сторону масса перекидывается с одного ротора на другой (в зависимости от их количества) вплоть до ограничительного полотна, по стерне, – разъясняет он. – И в это время не исключено попадание в готовую массу посторонних примесей. К тому же во время этой «эстафеты» происходит оббивание листьев, а значит, потеря питательных веществ заготовки. Однако при этом грабли-валкователи с боковой укладкой значительно дешевле и более универсальны: они позволяют за два прохода сформировать двойной валок, а следовательно, более эффективно загружать идущие следующим звеном кормозаготовительные машины.

– При боковой укладке двухроторные грабли-валкообразователи могут формировать валок как за один проход, так и за два прохода при челночном способе работы, – добавляет Алексей Летягин. – В последнем случае линейная плотность валка увеличивается. В основном этот способ работы используется при формировании валка для высокопроизводительных кормоуборочных комбайнов.

– Таким образом, грабли с боковой укладкой выигрывают по ширине захвата и стоимости (примерно на 20% ниже), – резюмирует Владимир Марков. – Хотя времени на формирование валка требуется в два раза больше за счет двух проходов.

Специалист Krone также рекомендует приобретать грабли с боковой укладкой тем хозяйствам, где урожай кормовых трав не отличается стабильностью. К примеру, когда погодные условия таковы, что количество укосов год от года разнится или густота травостоя сильно колеблется в зависимости от укоса и сезона.

– Если предприятие приобретает машину с центральной укладкой валка, то периодически валок будет различаться по плотности и аккуратности: при более густом, чем обычно, травостое, грабли могут не справиться с резко возросшей в объеме травяной массой и будут ее разбрасывать, – рассказывает Владимир Марков. Когда укладка боковая, то такого эффекта не наблюдается и есть возможность подстраивать работу машины под любой урожай.

Комбинации с валками

Как отмечают в компании «Ростсельмаш», роторные грабли имеют довольно устоявшуюся стабильную конструкцию, и в основном мировые производители явно новых направлений в устройстве граблей не предлагают: приоритетом остается повышение эффективности уже имеющихся машин и конструктивных решений.

Так, в обновлениях существующих конструкций явно просматривается тренд на увеличение ширины захвата для более эффективной работы.

– Тенденция к укрупнению предприятий и объединение в агрохолдинги ведет к более масштабным по площади полям, – замечает Дмитрий Муратов. – И если раньше аграрии выбирали в основном грабли с центральной укладкой шириной 9,5 м, то сейчас приоритеты смещаются в сторону аналогичных двенадцатиметровых машин. Что касается боковой укладки, то здесь сельхозпроизводители уходят от шестиметровых агрегатов к 7–8-метровым.

– Клиенты стали больше обращать внимание на широкозахватные модели, и этот тренд является общим для кормозаготовки в целом, – соглашается продукт-менеджер по технике для заготовки кормов компании Claas Роман Федотиков. – Поэтому наши модели с центральной укладкой имеют ширину захвата до 15 м, а с боковой – 8 м.

Некоторые компании  представляют  гибкие  решения в отношении   изменения   ширины  захвата   при   укладке в центральный валок. Например, новые четырехроторные грабли Kverneland 97150  C (наследники Taarup 95150 C) или новые модели Pöttinger серии Top 1252 C могут похвастаться варьируемой шириной  захвата  от  8  до  15  м (у Kverneland модель 97150 C). То есть  они могут сдвигаться или раздвигаться с помощью гидравлики в зависимости от плотности травостоя.

И еще один интересный тренд в этой области – «расщепление» центрального валка по желанию клиента на две части – иными словами, функция Twin (есть у валкователей Claas, Krone, Kuhn и др.). То есть благодаря ей можно выбирать между одним большим валком или двумя маленькими.

– Если для укладки в валки в темное время суток или при большом количестве кормовой массы требуется разделить ее на две половины, чтобы она не заплеталась, роторы  относительно  друг  друга  немного  раздвигаются в стороны, – объясняет принцип работы Роман Федотиков. – И, соответственно, каждый из них оставляет маленький валок. Если же требуется скомпоновать плотный валок, настраивается перекрытие, и формируется единый сгусток травяной массы.

Кстати, такая функция частично помогает нивелировать эффект «растрепывания» валка от слишком густой и плотной массы, что позволяет использовать такие машины в зонах с относительно нестабильным качеством урожайности травостоя.

Проще и надежнее

Не менее ярко в обновлении машин выражена тенденция к увеличению надежности и возрастанию промежутков между техобслуживанием. Так, например, укрепление рамы произошло в новых моделях Kverneland 97150 C (будет представлена в РФ в следующем сезоне) и на шестироторных валкообразователях Krone Swadro.

В обновленной линейке машин Claas, которая будет представлена российским аграриям в этом сезоне, – Liner (1700, 1800, 1900 – все с боковой укладкой) рама также сменилась на более мощную. При этом, по словам Романа Федотикова, она была особенно укреплена в тех местах, где проходит подвеска ротора. Поменялась и сама система подвески роторов.

– Так, если раньше принцип ее был скорее «толкающий», то теперь он сменился на «тянущий», – объясняет разницу Роман Федотиков.

– Над повышением качества копирования также работают все производители роторных валкообразователей. К примеру, на агрегатах Pöttinger специально установлены управляющие, отдельно вынесенные колеса Multitast, которые поднимают или наклоняют ротор в зависимости от рельефа почвы.

В агрегатах «Ростсельмаш» применена система 3D-копирования, которая нечасто встречается на аналогах: она обеспечивает точное отслеживание рельефа поля, а система подруливания задних колес существенно улучшает маневренность на маленьких полях. Кстати, по сообщениям Прохора Дармова, обновленная модель Kolibri Duo обзаведется системой разгрузки роторов, которая будет способствовать снижению давления на грунт копирующих тележек и более бережному отношению к почве. Соответственно, за счет этого копирование станет еще точнее.

Практически все производители сельхозтехники сейчас нацелены на снижение частоты планового техобслуживания. И роторные грабли – не исключение. Так, например, в компаниях Claas и Kverneland придерживаются концепции изготовления роторов в герметично закрытой масляной ванне, где все детали работают в максимально не требующих обслуживания условиях.

А у Krone на всех моделях Swadro, от однороторных до шестиротор- ных, роторные консоли и беговая дорожка вообще работают без смазки. Как отмечает Владимир Марков, такое решение в совокупности с усиленными и пылезащищенными деталями (валы, ролики, подшипники и др.), позволяет увеличить сроки ТО и упростить жизнь механизатору, не допуская его вмешательства лишний раз в систему работы роторов.

– Поэтому новые Krone Swadro (с беговой дорожкой DuraMax) сейчас единственные среди «коллег по цеху» имеют трехлетнюю гарантию на роторы прямо с завода, – доволен он.

– В валкообразователе главный рабочий орган – ротор, – рассуждает Дмитрий Муратов. – Его главные конструкционные характеристики – диаметр беговой дорожки и расстояние между опорными подшипниками держателя граблин. И чем больше эти узлы, тем больше запас прочности и надежности будет у всего ротора. Именно поэтому в новых моделях Pöttinger серии Top сделан акцент на крупноразмерном роторе Toptech Plus, имеющем самые большие диаметр и расстояние между подшипниками в данном сегменте машин.

Роман Федотиков уверен, что в российских условиях большей популярностью будут пользоваться грабли- валкователи с наиболее простой конструкцией. И потому в новой линейке Claas Liner по-прежнему придерживаются принципа работы роторов от механического привода (от вала отбора мощности посредством карданного вала).

Интеллектуальный след

Вместе с тем курс на «умное и точное земледелие» отражает определенную тенденцию в развитии этих довольно простых агрегатов. Так, в новых Kverneland 97150 C установлена не только гидравлическая регулировка роторов (подъем и опускание в конце поля), но и автоматическое управление ими.

– Пятнадцатиметровая машина требует предельного внимания механизатора, особенно на разворотной  полосе, так  как подъем  и опускание роторов  необходимо совершать, придерживаясь четкого алгоритма, в точно рассчитанный момент, чтобы на сто процентов использовать возможности машины и оптимизировать энергозатраты, – поясняет Алексей Летягин. – Впервые в данном секторе машин нами была реализована концепция точного земледелия – установлена система автоматического управления секциями Georake посредством навигации.

Алексей Летягин замечает, что система Georake регистрирует участки поля, где уже проведено валкование, соответственно, если ротор попадает на уже обработанную территорию или за пределы очерченной территории, трактор выезжает на край поля, то он автоматически поднимается вверх.

– Каждый ротор управляется независимо от остальных,  четыре  ротора  –  это  четыре  отдельные  секции в системе, – продолжает Алексей Летягин. – Попадая на необработанную территорию, ротор автоматически опускается для продолжения работы. Таким образом, грабли не оставляют необработанных или испорченных участков, что особенно актуально на полях сложной формы.

Как объясняет Алексей Летягин, автоматическое управление позволяет снизить трудо- и энергозатраты при кормозаготовке не менее чем на 10%. Кстати, данные инновационные валкообразователи имеют возможность ISOBUS-совмещения с энергосредством и будут представлены российским аграриям в сезоне-2019.

Вспушить – это полезно

Еще одной интересной деталью, по мнению Владимира Маркова, является возможность машины придать валку «вспушенность». Такой валок легче измельчается при заготовке на силос и проще прессуется.

Конструктивно эта операция на роторных граблях обеспечивается увеличением угла наклона беговой дорожки ротора.

Но все же самым важным условием, над которым работают все производители кормозаготовительной техники, является улучшение качества кормов. Для этого на роторных граблях производители активно работают над формой зубьев и высотой, чтобы уменьшить количество «загребаемого» с земли мусора. Так, например, новые модели валкователей Krone оснащены новыми зубьями Lift с подогнутыми (под 10°) краями и двойным обвитием (тройным обвитием на широкозахватных  валкователях).

По словам Владимира Маркова, преимущества этой улучшенной конструкции были подтверждены практическими тестами Немецкого сельскохозяйственного общества и позволили минимизировать загрязнение корма за счет работы на большей высоте, а также увеличить выход массы благодаря снижению потерь с гектара.

– А закрепление «зуба» граблей непосредственно на консоли позволяет подстраховаться при поломке, – добавляет Владимир Марков. – Сломанный сегмент не попадет в корма и не устроит «сюрприз» идущей следом заготовительной технике, а «повиснет» на консоли в ожидании замены.

Поколение с лентой

Однако главная причина загрязненности кормов – контакт со стерней – при эксплуатации роторных граблей все-таки остается, и полностью исключить его позволяют только принципиально новые конструкции валкообразователей, так называемые транспортерные.

Как отмечает Михаил Базан, у них по аналогии с кормоуборочным комбайном поднятие скошенной массы осуществляется подборщиком, укладывающим ее на транспортные ленты, по которым кормозаготовка перемещается до укладки в валок.

В  таких  конструкциях  используется  гидравлический  привод: вал отбора мощности трактора приводит в действие гидронасос, тот в свою очередь приводит в движение гидромоторы транспортных лент, разъясняют в «Ростсельмаше».

– Особенность таких машин в том, что они реально позволяют улучшать качество кормов за счет полного избегания контакта с поверхностью поля до попадания в валок, – говорит Михаил Базан.

Данные валкователи не только обеспечивают более чистую заготовку кормов, но и, по словам Владимира Маркова, очень хорошо показывают себя на каменистых полях – особенности конструкции таких машин дают возможность успешно отсеивать крупные камни.

– Это в дальнейшем открывает перспективы по увеличению срока службы уборочной машины (за счет отсутствия камней, палок, земли и прочего мусора), – подытоживает Михаил Базан.

Чисто, энергоэффективно, но…

Еще одним существенным преимуществом транспортерных валкователей Михаил Базан называет возможность укладки объемных валков, собранных со значительной площади.

– Ленточный   транспортер   позволяет   формировать   валок и укладывать массу абсолютно в любых вариациях при любых урожае и укосе, с любой стороны, врасстил или в валок, а значит, эффективно выстраивать логистические цепочки и полностью загружать последующую единицу техники (в частности, наиболее ресурсозатратные в данной схеме кормоуборочные комбайны), – подчеркивает он.

Интересно, что подобные разработки ведутся различными мировыми компаниями – Pöttinger и Claas. Но на данный момент такие машины на рынок вывели компании Kuhn и ROC (Италия) – грабли ROC RT и Merge Maxx (Kuhn) уже несколько лет продаются на пространстве СНГ.

Особенно хорошо они показывают себя при работе с бобовыми (выше качество из-за бережной работы, без потери листьев) и на ровных полях (отсутствует повреждение новых молодых всходов, высокое качество зеленой массы независимо от состояния и объема массы и почвенно-климатических условий).

– Но если поля неровные и засорены, качество заготовки резко снижается, – предупреждает Владимир Марков.

Как поясняют в «Ростсельмаше», конструктивно обеспечить высокую точность копирования поля на этих граблях проблематично из-за размеров рабочих элементов.

Кроме того, к минусам ленточно-транспортерных валкователей причисляют наличие множества мелких деталей, сложную конструкцию с обилием гидравлики, что не только повышает общую стоимость машины, но и увеличивает затраты на ремонт и техобслуживание подобных агрегатов.

– Техобслуживание необходимо проводить через каждые 50 моточасов, дефектовку – раз в сезон, тогда как в роторных граблях достаточно делать это раз в два сезона. Однако для хозяйств, которым принципиально важно высочайшее качество заготовок бобовых, такие машины необходимы, – считает Владимир Марков.

Грабли новой формации

Ленточно-транспортерные валкователи предлагались российским аграриям в двух- и трехсекционном исполнении.

Но, как признается Михаил Базан, из-за более сложной и тяжелой конструкции от производства трехсекционных машин (например, Merge Maxx 902) ушли, сделав ставку на новые двухсекционные модели, чьим ноу-хау, по словам Михаила Базана, является телескопическое полотно. Так, например, новый Merge Maxx 950, раздвигаясь, может укладывать массу в центр с 9,5 м и в сдвинутом виде укладывать боковой валок шириной 7,5 м в любую сторону. Он уже презентовался на выставке «Агроферма-2018».

Более того, Михаил Базан отмечает, что все новинки, завезенные в Россию для продажи в сезоне-2018, уже «разошлись» по клиентам и будут работать на полях страны в этом сезоне.

По мнению Владимира Маркова, с появлением транспортерно-ленточных граблей развитие рынка валкообразователей не завершится, и вполне возможно, что в свете курса на увеличение производительности на рынке появятся самоходные единицы.

Подобный проект  уже  был  представлен  компанией Krone (имеются готовые модели), но на сегодняшний день его из-за  низкого  спроса  заморозили.  Однако  в  связи с тенденцией укрупнения хозяйств Марков не исключает, что самоходные грабли-валкователи займут свою нишу на рынке.

Комментарии практиков:

«Хуторок» (Краснодарский Край)

Владимир Тотенко, главный инженер:

– Два года назад мы приобрели первые колесно-пальцевые валкователи Kolibri от «Ростсельмаш» и без проблем отработали ими два сезона. В прошлом году купили еще одни такие же.

Они привлекательны для нас тем, что имеют очень простую и надежную конструкцию и эксплуатируются за счет этого без проблем. Никаких серьезных поломок за три года не было. Что касается чистоты кормов, в чем так часто любят обвинять колесно-пальцевые агрегаты, по моему мнению, все зависит от настроек. Если регулировка сделана правильно, то зольность минимальная, земли нет. Мы заготавливаем люцерну на сено и сенаж. Консервация происходит без проблем: травяная масса сразу с поля идет на закладку.

Кроме того, большой плюс – грабли легкие, и их можно агрегатировать с трактором МТЗ. Производительность также устраивает: ширина захвата составляет 6 м, и для эффективной работы комбайна валок сдваиваем по 12 м, что позволяет эффективно загружать идущие сразу за ним кормоуборочные комбайны (у нас от «Гомсельмаш» и «Джон Дир») или пресс-подборщик ПРФ 145.

СПК «Колхоз имени Мичурина» (Ярославская  область)

Александр Федькин, председатель колхоза:

– Четырехроторные грабли-валкообразователи   Kverneland   9471   приобрели в прошлом году. Замечательный агрегат! Качество кормов очень хорошее: никакой зольности.

Ширина захвата достигает 14 м, при этом ее можно регулировать, то есть подстраиваться под условия работы: если травостой  плотный  –  уменьшать,  если  трава полегче и пореже, наоборот, увеличивать. Кроме того, это позволяет подстраивать машину под размеры и геометрию поля. При  этом  укладка  валка  возможна  как в середину, так и по бокам. Это позволяет в различных вариантах загрузить идущие следом кормоуборочные комбайны.

В основном работаем с центральной укладкой, а боковую применяем в случае если сено в силу погодных условий требует ворошения.

Производительность у Kverneland  9471 по сравнению с нашими прежними граблями – ГВР – существенно возросла, как и надежность. На прежних ГВР за сезон приходилось несколько раз менять пружины, здесь сезон отработали без поломок, замен и простоев.

Примерно 1100 гектаров наработал валкователь Kverneland в основном на клевере, горохе, викоовсяной смеси и т.д.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв


Оставить отзыв

E-mail:

Отзыв: