Агропрофи » Blog Archive » Специально для села
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Специально для села

Дария Харитонова

Производственные технологические процессы в современном сельском хозяйстве уже немыслимы без применения телескопических и фронтальных погрузчиков. Традиционно такая техника считалась строительно-складским оборудованием, но сегодня, по наблюдениям экспертов, она все больше приспосабливается под нужды сельхозпроизводителей. Каковы тренды современного рынка погрузчиков, позиционирующихся «специально для сельского хозяйства»? Чего ожидают от такой техники российские и европейские фермеры?

Без них как без рук

Сегодня применение самоходных погрузчиков в сельхозсекторе – абсолютно доказанная необходимость. При этом основными «боевыми единицами» фермеров стали фронтальные и телескопические машины. Так, первые востребованы для трамбовки силосных ям, погрузки и перемещения сыпучих грузов на относительно небольшую высоту (погрузка кормов в кормораздатчик, уборка навоза, перегрузка удобрений) и т.д. В основном такие машины направляют на тяжелые погрузочные работы с ковшом.

В силу конструктивных особенностей на фронтальный погрузчик можно навесить ковш большего объема, чем даже на трактор: столько, сколько поднимет в ковше фронтальный погрузчик, трактору аналогичной мощности не осилить.

А «универсальный солдат телескоп» и вовсе задействован практически во всех сферах сельхозотрасли и, по статистике, в сельхозпредприятиях нарабатывает свыше 36 часов в неделю и не менее 3000–4000 моточасов в год. В животноводстве это чистка и уборка помещений, раздача соломы и буртование навоза, в кормопроизводстве – погрузка грубых кормов, в растениеводстве – складирование зерна и удобрений. Кроме того, он задействован в бессчетном количестве других, необходимых по хозяйству работ, – для уборки снега, стройки, починки коммуникаций и т.д.

Неудивительно, что многие компании-производители фронтальных и телескопических погрузчиков, традиционно позиционирующие свою продукцию для кладовщиков и строителей, начали активно адаптировать свои машины под фермерскую клиентуру.

Под заготовки

Например, три года назад на российском рынке появился фронтальный погрузчик от компании JCB, специально разработанный под работы на силосных траншеях.

– Модель 434S намеренно конструировалась для закладки силосных ям, – говорит заместитель генерального директора JCB в России Светлана Петрова. – В приоритет ставились высокие показатели производительности машины при работе на силосной траншее и обеспечение высокой плотности трамбовки.

Как объясняет Петрова, производительность силосных трамбовщиков напрямую зависит от показателя удельной мощности (отношение мощности двигателя к собственной массе машины).

– Иными словами, сколько лошадиных сил тянет каждую тонну массы погрузчика, – уточняет представитель JCB в России. – Чем выше этот показатель, тем легче машина работает на уклонах. Это особенно важно при закладке траншей и курганов. У модели 434S показатель удельной мощности равен 17 л.с./т, тогда как в среднем по рынку фронтальных погрузчиков он составляет 12–13 л.с./т (при выполнении строительных задач показатель удельной мощности не так важен).

Благодаря повышенной удельной мощности и в сочетании с шестискоростной автоматической КПП JCB 434S может эксплуатироваться с широкозахватными гидравлическими вилами для максимально быстрого и равномерного распределения зеленой массы.

Кроме того, для строительных фронтальных погрузчиков нехарактерно наличие блокировки дифференциала мостов ввиду отсутствия требований к высокой проходимости машины. Но для силосного трамбовщика – это одно из основных требований, так как машина работает на скользкой и рыхлой поверхности. Высокий дорожный просвет и высокий задний свес сельскохозяйственного погрузчика, а также усиленные мосты и резина с рисунком протектора «елочка» служат той же задаче – обеспечению свободного маневрирования по поверхности траншеи с зеленой массой.

По словам Светланы Петровой, такая машина уверенно работает на склонах силосной траншеи или кургана, с легкостью поднимая до 10 т зеленой массы за один раз на вершину хранилища.

Кроме того, при послойной укладке траншеи важна толщина каждого слоя (чем тоньше слой, тем выше плотность протрамбовки), и фронтальному погрузчику JCB 434S благодаря особой геометрии стрелы погрузчика, отличной обзорности из кабины оператора и специально разработанным для этой операции вилам удается сформировать наиболее тонкий слой зеленой массы – 10–15 см.

– По наблюдениям специалистов, это вполовину тоньше средних аналогичных показателей по рынку и позволяет достичь высокой плотности трамбовки, – уверена Светлана Петрова.

Не менее важно то, что ширина вил в сложенном состоянии не превышает ширины машины по колесам. Это дает возможность JCB 434S работать вплотную к стене траншеи и хорошо утрамбовывать самые проблемные зоны силосных ям – вдоль бортов.

Для строительных работ подобные характеристики неактуальны, поэтому обычный строительный фронтальный погрузчик не обеспечивает аналогичные показатели производительности и качества трамбовки.

– Ошибочным является мнение, что специализированный силосный трамбовщик эксплуатируется всего 3–4 недели в году, – рассказывает Светлана Петрова. – Статистика показывает, что в среднем погрузчик JCB 434S нарабатывает 2,5 тыс. моточасов в год, что говорит об универсальности использования машины в сельхозсекторе.

Незаменимый помощник

Однако самой востребованной единицей в сельхозпроизводстве остаются телескопические погрузчики. Как отмечают специалисты, телескопический погрузчик является одной из немногих машин в хозяйствах любой направленности, которая нужна во всех подразделениях и загружена почти 24 часа в сутки.

Например, в компании Merlo созданы специальные линейки телескопических погрузчиков, даже в названии которых определено направление их использования: Multifarmer и Turbofarmer.

Одной из наиболее характерных особенностей, присущих эксплуатации погрузчиков в сельхозсфере, можно назвать работу с огромным количеством навесного оборудования. Это вилы для силоса, вилы для соломы, различные ковши, бульдозерные и другие отвалы, разно­образные захваты (штыковые, челюстные и т.д.), косилки, кусторезы, мульчеры и многое другое.

Так, тот же Multifarmer Merlo может работать с более чем 100 видами различного навесного оборудования. Соответственно, для эффективной работы разнообразных устройств требуется высокая производительность гидравлики.

Гидравлика мощная…

Более того, для сельхозработ часто необходимо задействовать несколько функций гидравлики одновременно. Например, в погрузочном цикле кормов одновременно поднимается груз, выдвигается стрела и работает гидравлика отрезного захвата для силоса. Кстати, здесь важен тип гидравлического распределителя. И если на машине установлены так называемые «строительные» гидрораспределители, в которых возможно задействование только одной функции гидравлики, то каждая операция будет выполняться последовательно (например, такие погрузчики хороши на складах для работы с палетными вилами). Но при многоцелевой загрузке «телескопа» в сельхозсекторе (погрузка соломы, приготовление рациона, обрезка деревьев и т.д.), однофункциональный гидрораспределитель будет тормозить процесс работ, делать производственные циклы растянутыми и дискретными.

На телескопические погрузчики «для фермера» производители устанавливают специальные гидрораспределители с распределением потока, позволяющие задействовать три–четыре функции гидравлики одновременно.

Логично, что одним из трендов развития рынка сельхозпогрузчиков становится увеличение производительности гидравлики, а следовательно, и мощности двигателя машины и потока масла через насос.

Так, например, в моделях нового поколения (в России с 2016 года) телескопических погрузчиков Manitou MLT-X 840, MLT-X 1040 и MLT-X 960, по сравнению с прежним бестселлером MLT-X 735 на 12 л.с. увеличилась мощность двигателя (со 120 до 137 л.с.) и, соответственно, возрос поток гидравлики (со 150 до 200 л/мин). Такой апгрейд, по словам регионального менеджера сельхознаправления компании Manitou («Маниту») Павла Конькова, позволил повысить скорость операций и производительность работ с различным навесным оборудованием более чем на 30%.

Также увеличили свою гидравлическую производительность новые «телескопы» New Holland серии G и новая серия погрузчиков Dieci Samson (Agri Max) 45.8 (вышли в 2017 году). Благодаря более высокой мощности гидронасоса Dieci Samson (Agri Max) 45.8 сократили время выполнения операций с применением гидравлики на 20% по сравнению с предыдущей моделью DIECI Zeus (Agri Star) 37.7.

Большую роль при увеличении потока играет и увеличенное сечение гидропроводов. Например, в новой серии погрузчиков JCB Loadall Agri Pro (новинка российского рынка этого года) именно за счет увеличенного сечения гидропроводки при неизменной максимальной производительности гидронасоса (140 л/мин) поток гидравлики на навесное оборудование возрос на 16% по сравнению с предыдущим модельным рядом (105 против 90 л/мин).

Благодаря этому и в сочетании с новой регенеративной системой гидравлики модели нового поколения обеспечивают сокращение погрузочного цикла на 30%. А увеличенная на 15 л.с. мощность двигателя (145 л.с.) расширяет возможности машины при операциях, связанных с толчковой нагрузкой (буртование зерна и работа с навозом), а также при буксировке прицепов.

…и умная

Помимо мощности гидравлика в сельхозмашинах должна быть «умной», иными словами, процесс управления стрелой и навеской стремятся максимально автоматизировать.

По наблюдениям Павла Конькова, на рынке погрузочной техники, собственно как и в целом в отрасли машиностроения, ясно прослеживается тренд на снижение человеческого фактора в выполнении работ, то есть наибольшая автоматизация процесса. И в телескопических погрузчиках для сельского хозяйства этому уделяют повышенное внимание: ситуация с профессиональными кадрами на селе становится год от года все тяжелее.

Соответственно, в машинах нового поколения создается все больше автоматических функций, упрощающих процесс работы. В частности, на современных телескопических погрузчиках становится популярным программирование алгоритма действий, что позволяет обезопасить машину и увеличить скорость работы оператора.

К примеру, современное поколение Manitou имеет автоматическую функцию одновременного поднятия и выдвижения стрелы – «вертикальный подъем», которая активируется нажатием кнопки джойстика.

На новой серии Merlo Turbofarmer (35.7) установлена система Flow Sharing. Благодаря ей возможно одновременное синхронное выполнение разных рабочих движений, и следовательно, увеличение общей производительности машины.

Кроме того, наилучшим образом зарекомендовала себя в сфере сельского хозяйства запатентованная система VLS (Vertical Lift System) на погрузчиках Weidemann.

– Грузоподъемность погрузчика при опускании стрелы с грузом в выдвинутом положении снижается с каждым метром, – поясняет руководитель отдела продаж сельхозтехники компании Wacker Neuson Group (погрузчики Weidemann) Олег Сдобин. – Такой характер работ требует хорошей профессиональной подготовки оператора: необходимо сначала привести стрелу в вертикальное положение, а потом начинать плавно опускать ее. При грубых нарушениях этого условия погрузчик может потерять устойчивость. К тому же при эксплуатации машины в помещении с низким потолком действия механизатора должны стать еще более точными, а работа требует еще большего напряжения. В данной ситуации приходится полностью полагаться на его профессионализм.

В компании Weidemann решили обезопасить работу и автоматизировать алгоритм такой погрузки функцией VLS, обеспечивающей одновременное опускание подъемного устройства и задвигание стрелы с сохранением параллельного расположения рабочего органа погрузчика.

– Таким образом, опытные операторы благодаря системе VLS могут работать еще быстрее и безопаснее, а неопытные – получают ценную поддержку при выполнении подъемных и погрузочных работ, – подытоживает Олег Cдобин.

Чтобы ускорить выполнение рабочих операций с применением гидравлики, в новых телескопических погрузчиках, например, на машинах Manitou MLT-X 840/1040/960 и Claas Scorpion (система Smart Loading), можно запрограммировать возврат ковша в исходное положение. И при завершении операции загрузки оператору достаточно отжать джойстик, чтобы машина сама автоматически сложила и опустила стрелу.

– Ковш, соответственно, при этом возвращается в исходное положение, и завершение операции происходит быстрее, что сокращает время погрузки, – отмечает Павел Коньков. – Механизатору для этого требуется только изначально зафиксировать исходное положение, в которое необходимо вернуть навесное орудие, а алгоритм действий электроника определяет самостоятельно.

В ряде телескопических погрузчиков в управлении гидравликой активно применяется система амортизации, или демпфирования стрелы.

Как объясняет Светлана Петрова, благодаря дополнительному гидроаккумулятору, который гасит колебания стрелы в нагруженном состоянии при движении машины с полным ковшом, система позволяет снижать его вибрацию, исключая просыпание груза и увеличивая комфорт оператора.

Подобными системами укомплектованы, к примеру, телескопические погрузчики серии MLT-X 840/1040 в комплектации Elite, JCB Agri Pro и Weidemann начиная c 12-й серии мини-погрузчиков до последней модели телескопов 6027.

– Система не нова, и раньше она подключалась вручную, но на новых Loadall Agri Pro данная функция (SRS) запускается автоматически, когда скорость машины достигает 4 км/ч, – рассказывает Светлана Петрова. – Таким образом, не только удается сохранить в целостности сыпучие грузы, но и снизить нагрузку на гидроцилиндр стрелы.

Лучше, чем оператор

Также на многих современных «телескопах» фермерского назначения, например, новом поколении Manitou MLT и JCB Agri Pro, установлена функция автоматического вытряхивания ковша, позволяющая освободить его от налипших грузов.

– При работе с грузом вязкой и липкой консистенции (навоз, силос и др.) оператору необходимо избавляться от остатков, налипающих на ковш, в каждом цикле погрузки, – поясняет Павел Коньков. – Делать это каждый раз вручную весьма утомительно, и, кроме того, активные вибрационные движения, если тщательно не рассчитать силу, могут не лучшим образом сказываться на долговечности цилиндров. Именно поэтому в погрузчиках сельхозназначения хорошим решением стало запрограммировать возвратно-поступательные движения определенной силы, которые будут производиться автоматически, когда ковш максимально вывернут и каретка находится в определенном положении.

– Таким образом, машина подстраховывается от резких движений оператора и ударов ковшом, что позволяет сохранить ресурс гидроцилиндра, – добавляет Светлана Петрова.

Кстати, продлить ресурс машины помогает и система демпфирования стрелы.

– Например, на JCB Agri Pro 541-70 установлены специальные демпферы, позволяющие гасить силу ударов при втягивании и опускании стрелы, – уточняет Светлана Петрова.

А на погрузчиках Dieci устанавливается запатентованный компенсационный цилиндр, размещенный внутри подъемного цилиндра, который выравнивает положение рабочего органа при перемещении стрелы, что значительно увеличивает срок его службы.

Предупреждение аварий

В линейках новых «телескопов», особенно позиционирующихся для сельхозпроизводства, большое внимание уделяется безопасности работы и предупреждению аварийных ситуаций.

Так, в новых погрузчиках Claas Scorpion (представлен на выставке Agritechnica 2017) впервые появилась такая приятная опция, как автоматический электронный ручной тормоз.

– Он активируется автоматически, когда скорость машины равна нулю, – поясняет специалист по телескопическим погрузчикам компании Claas Леонид Яковлев. – Машина никуда не откатится, пока не будет нажата педаль скорости, что особенно важно при работе в ограниченном пространстве.

На обновленных «телескопах» Weidemann T4512, T5522, T6027 установлен индикатор уклона с предупреждением об опасности, когда оператор превышает допустимый градус наклона машины. Такая система, по словам Олега Cдобина, имеет целью профилактику опрокидывания погрузчика. Кроме того, новые «телескопы» Weidemann теперь оснащены акустическим сигнализатором заднего хода, позволяющим избежать столкновения с препятствием при движении назад.

Интересно, что в обновленной серии Claas Scorpion (635, 732, 736 VP, 741 VP, 1033 VP), разработанной в партнерстве с немецкой фирмой Liebherr, существуют два режима управления грузоподъемностью: для начинающего и продвинутого пользователя.

Как объясняет Леонид Яковлев, в режиме «для новичков» электроникой четко контролируются различные перегрузки, выдаются предупреждения об опрокидывании и других критических моментах. Режим «продвинутого пользователя» допускает кратковременные перегрузки машины, но при этом исключает ситуации сильных отклонений.

– Это позволяет опытному оператору использовать потенциал погрузчика на все 100% и при этом без риска и ущерба, – констатирует Леонид Яковлев.

А у телескопических погрузчиков Merlo одной из интересных опций можно назвать систему магнитного распознавания навесного оборудования.

– Показания магнитных датчиков, установленных на навеску и, соответственно, на каретку стрелы, сверяются с базой данных навесного оборудования, внесенного в компьютер машины, – рассказывает коммерческий директор компании «Смарт-М» (официальный дистрибьютор погрузчиков Merlo на территории РФ) Дмитрий Иванов. – И после распознавания погрузчик автоматически выбирает соответствующую диаграмму нагрузки для безопасной работы с данной навеской, чтобы избежать опрокидывания.

Скорость и привод

Необходимыми функциями телескопического погрузчика также становятся быстросъемное навесное оборудование и его гидравлическая фиксация из кабины, автоматическое переключение между режимами управления колес и отключение полного привода.

– Отсутствие возможности отключения блокировки дифференциала приводит к увеличению вероятности возникновения перегрева и износу шин, излишней нагрузке на трансмиссию и, конечно, к большему расходу топлива, – убежден Олег Сдобин.

Для повышения проходимости машины блокировка дифференциала, безусловно, необходима, однако становящийся монолитным при повороте передний мост сильно стачивает протектор. И в таких случаях его необходимо отключать.

Но не на всех машинах эта функция доступна, и, например, на многих строительных погрузчиках дифференциал постоянно подключен: на строительно-складских работах техника передвигается реже и на меньшие расстояния, нежели в сельском хозяйстве. При этом для машин агроназначения отключение блокировки дифференциала имеет большое значение.

И у «сельхозтелескопов» (например, у машин Weidemann) практически все модели в линейке имеют функцию подключаемой блокировки дифференциала. Это обеспечивает долговременную эксплуатацию протектора шин погрузчика и экономию ГСМ.

Трансмиссия для села

Для реализации всех этих функций большую роль играет тип трансмиссии. Как объясняет Светлана Петрова, все телескопические погрузчики можно разделить на два класса по типу трансмиссии, которая бывает гидростатической и гидромеханической (гидротрансформаторной).

Гидростатическая трансмиссия отличается простотой управления на компактных площадках.

– Такие машины особенно хороши для работы в ограниченных пространствах без необходимости перемещения на относительно большие расстояния, – считает Светлана Петрова. – Поэтому строительный рынок, как правило, представлен погрузчиками с гидростатической трансмиссией, в задачи которых входит работа на ограниченной площадке.

Однако подобные машины плохо переносят перемещения на длинные дистанции: масло в коробке передач перегревается тем сильнее, чем большее расстояние преодолевает машина.

В гидродинамических (гиромеханических) трансмиссиях рабочая жидкость направляется от рабочего колеса сразу на лопасти турбины, исключая наличие трубопроводов. Это позволяет передавать значительно большую мощность по сравнению с гидростатическим вариантом трансмиссии. И для длительных перегонов предпочтение отдают погрузчикам с гидродинамическим типом трансмиссий. К тому же техника с гидростатической трансмиссией, как правило, не имеет возможности для отключения полного привода, и скорость передвижение на ней составляет не более 30 км/ч. Тогда как при наличии гидромеханической (гидродинамической) трансмиссии можно перемещаться на 10 км/ч быстрее.

Интересно, что в новых Claas Scorpion гидрообъемная трансмиссия также дает возможность разгонять машину до 40 км/ч. Как объясняет Леонид Яковлев, гидростат с большим углом между валами и максимальным углом поворота 45° (ходовой привод Varipower) позволяет погрузчику Scorpion бесступенчато регулировать скорость в диапазоне от 0 до 40 км/ч.

– Кроме того, бесступенчатый привод незаменим, когда приходится работать максимально быстро на полной мощности, например, поднимать и опускать стрелу при погрузке соломы и при этом даже на высоких оборотах двигателя плавно регулировать ход и двигаться с большой точностью, – добавляет Леонид Яковлев.

Для сельхозпроизводителя, эксплуатирующего телескопические погрузчики во всех подразделениях и на огромном количестве работ, важны преимущества обеих видов трансмиссии: для работы в коровнике и на складах проще и точнее управлять машиной на гидростатике, но при традиционно больших, особенно в России, расстояниях между полями и разбросанностью подразделений в одном хозяйстве, безусловно, преодолевать перегоны выгоднее и безопаснее на гидродинамике.

Учитывая это, компания JCB разработала первую в мире гибридную трансмиссию для телескопических погрузчиков, JCB DualTech VT, которая стала одной из главных особенностей новинки 541-70 Agri Pro (вышла в 2017 году на рынок РФ).

JCB DualTech VT сочетает в себе преимущества гидромеханической и гидростатической трансмиссий: гидростатический привод обеспечивает хорошую управляемость в диапазоне низких скоростей (до 19 км/ч), а привод PowerShift на гидромеханике – высокий КПД и возможности перемещения на большие расстояния в режиме высоких скоростей (40 км/ч). Это позволяет оператору переключать передачи во время движения, понижать или повышать передачи в зависимости от текущего режима движения.

– Причем переключение с гидростатики на гидромеханику PowerShift происходит автоматически, как только машина разгоняется свыше 19 км/ч, – обращает внимание Светлана Петрова.

Пыль – не помеха

Помимо прочего, телескопические погрузчики для работы в условиях сельского хозяйства должны иметь более высокий протектор шин с минимальным пятном контакта, возможность отсоединения гидравлической линии навесного оборудования без выключения двигателя (кнопка автосброса давления), функцию реверсирования вентилятора и охлаждения моторного отсека.

Например, в новом поколении Claas Scorpion, фокусная аудитория которого, по словам Леонида Яковлева, сосредоточена на аграриях, реверс вентилятора из опционального переведен в базовое оснащение машины.

– Концепция охлаждения двигателя осталась прежней: вывод горячего воздуха осуществляется вправо вверх, а не «стреляет» под колеса, поднимая столбы пыли, – добавляет Леонид Яковлев.

Ярко выраженной тенденцией рынка погрузчиков, как телескопических, так и фронтальных, в том числе является увеличение комфорта оператора: управление джойстиком, а не рычагами, усиление шумоизоляции, хорошее остекление, увеличение кабины, не говоря уже о наличии кондиционера.

Например, в новых Dieci Samson (Agri Max) 45.8 улучшена обзорность и маневренность погрузчика – задний противовес теперь интегрирован в шасси, и расширен фронтальный обзор рабочих органов за счет более высокой посадки оператора. В обновленной серии «телескопов» Weidemann новый стандарт кабины включает усиленное многослойное стекло с правой стороны машины (безопасность работы) и обязательный стеклоочиститель верхнего стекла на крыше. Поменялся профиль стекол на усиленные и более безопасные и в новой линейке телескопов компании New Holland, обновился дисплей, и кабина стала больше.

А в европейских моделях новой серии Turbofarmer Merlo, предназначенных для использования в сельском хозяйстве, гидропневматическая (полностью подрессоренная) подвеска кабины (CS) устанавливается уже в базовом оснащении. Она позволяет гасить большинство колебаний машины при передвижении по неровным дорогам. Однако у российского фермера эта опция пока популярностью не пользуется из-за дороговизны.

А где новейшие?

По наблюдениям многих продавцов сельхозтехники, самые новейшие европейские разработки погрузчиков до российского рынка доходят редко, что связано не только с дороговизной и колебанием курса – многие обязательные стандарты европейских машин в наших условиях просто не раскроют своего потенциала.

– На сегодняшний день вся новая линейка Turbofarmer и Multifarmer имеет двигатели, которые соответствуют нормативам Tier 4i/Stage 3B. В этом новом двигателе используется катализатор DOC с клапаном EGR в целях подавления загрязняющих частиц, содержащихся в выхлопных газах, – рассказывает Дмитрий Иванов. – А в Россию поступают машины, которые оборудованы двигателями по стандарту Tier 3. Потому что для наших сельхозпроизводителей такие новейшие двигатели не имеют смысла.

Как объясняет Дмитрий Иванов, основная проблема вывода на российский рынок новых европейских моделей погрузчиков, да и другой сельхозтехники в целом, состоит в том, что двигатели этих машин не приспособлены к российскому качеству топлива.

Его слова подтверждают и представители других компаний: последнее поколение погрузчиков в Россию не завозят.

Интересно, что у европейских фермеров к сельскохозяйственным погрузчикам предъявляются требования как к полноценным тягачам. Поэтому большинство телескопических машин нового поколения оборудованы сцепным устройством и могут использоваться как тягловые устройства при условии оснащения тормозной системой на прицеп. А некоторые универсальные многофункциональные машины, такие как модель Multifarmer компании Merlo, в качестве опции могут оснащаться полноценным механическим ВОМом, позволяющим классическому телескопическому погрузчику не только буксировать прицепы, но и подцеплять другие функциональные машины – кормораздатчик, пресс-подборщик, грабли-ворошилки. Более того, эта же компания предлагает телескопические погрузчики с мощностью двигателя более 150 л.с., имеющие не только полноценный механический ВОМ, но и заднюю трехточечную раму, позволяющую работать даже с плугами.

Тренд на утяжеление

В целом эксперты отмечают тенденцию к увеличению грузоподъемности машин и возрастания высоты перемещения грузов. Например, максимальная грузоподъемность предыдущего поколения моделей MLT у Manitou заканчивалась на отметке 4,5 т, а сейчас вышли машины грузоподъемностью до 6 т, как MLT-X 960.

Например, новые модели JCB 541-70 Agri Pro, завезенные в Россию, имеют грузоподъемность уже не 3–3,5 т, а от четырех тонн и доступны в вариантах свыше пяти тонн.

– В зависимости от направления деятельности и размера хозяйства интерес сельхозпроизводителей постепенно смещается от «трехтонников» к погрузчикам с большей грузоподъемностью. Так, в крупных растениеводческих хозяйствах уже сегодня доминируют машины с грузоподъемностью четыре тонны и растет заинтересованность в еще более мощных машинах с грузоподъемностью 5–6 т, – констатирует Светлана Петрова.

По наблюдениям Павла Конькова, такая тенденция объясняется увеличением объемов перегрузки зерна в сельском хозяйстве, что связано с ростом урожайности в целом и одновременно возрастающим дефицитом квалифицированных кадров на селе.

– Большинство сельхозпроизводителей сейчас стремятся заменить большее количество машин меньшей грузоподъемностью на меньшее – с большей грузоподъемностью, – отмечает он.

Интересно, что увеличить грузоподъемность и сцепное усилие стремятся даже производители традиционно маломощного спектра машин. Так, в телескопических и фронтальных погрузчиках Weidemann новых серий T4512, T5522, T6027 есть возможность выбрать балласт для увеличения сцепной массы, а также специальную опцию дополнительного утяжеления машины путем заполнения передних и задних шин водой (антифризом зимой). Как следствие, увеличиваются устойчивость и грузоподъемность погрузчика.

Еще более примечательно, что в 2018 году у компании Weidemann, традиционно выпускающей мини-технику, выходит новая линейка тяжелых и мощных машин.

Олег Сдобин сообщает, что на выставке Agritechnica будет представлен новый силосный «фронтальник» 9080 с опрокидывающей нагрузкой почти 5,3 т. А чуть позже на рынок выйдет «телескоп» модели 9080T грузоподъемностью более 6,6 т и высотой погрузки более 5 м.

Эти мощные машины должны появиться на рынке России уже в 2019 году.

Комментарии практиков

Хозяйство «Дружба» (Республика Мордовия)

Олег Косарев, главный механик:

– В нашем хозяйстве работает несколько поколений погрузчиков Manitou: MLT 731, 735 и теперь машина нового поколения Manitou MLT-X 1040. Приобрели ее полгода назад. Обучение прошли быстро, так как наш оператор имеет большой опыт работы на «телескопах» этой компании. Новая серия не разочаровала: управляемость машины улучшилась, маневренность еще больше возросла, кабина стала просторнее и удобнее. Да и сил у машины прибавилось – двигатель помощнее и гидравлика посильнее и побыстрее.

Особенно он выручает там, где у MLT 735 (вылет стрелы 7 м) не достает высоты. В новых машинах хочется отметить увеличение мощности гидравлики. Эту разницу мы оценили при буртовании зерна: MLT-Х 1040 работает быстрее в сравнении с MLT 735.

Manitou MLT 735 у нас больше времени проводит в животноводческом подразделении, а 1040 – на зерновых складах. Но, как и погрузчики предыдущей серии, эта машина работает во всех подразделениях хозяйства практически 24 часа в сутки и выполняет огромный спектр задач. Например, это погрузка-разгрузка тюков с сеном и соломой в поле, влажных кормов и навоза в коровнике, перегрузка зерна на складах и погрузка в транспорт, перевозка щебня и песка на строительных работах, а также подъем грузов и людей для высотных работ, перенос металлоконструкций и т.д.

Например, вчера мы разгрузили им 500 т зерна за три часа, учитывая сложную логистику – плохой подъезд транспорта к складу. А при укладке сена в омет мы теперь благодаря увеличению вылета стрелы до 10 м можем делать дополнительный ряд тюков в высоту.

Справедливости ради надо отметить, что обе машины хорошо справляются со всеми задачами. Это наши настоящие помощники.

«Дымченко А.И.», агрокомплекс «Дикие белки» (Московская область)

Алексей Дмитриев, собственник:

– Машину для работы в хозяйстве я выбирал очень тщательно. Три месяца занимался мониторингом, сравнивал рабочие характеристики, качество сборки, навесное оборудование и другие параметры нескольких конкурентных моделей. В результате остановился на обновленных «телескопах» Weidemann T6027 – это наиболее мощная машина в этой серии. И, мне кажется, не ошибся: я доволен им каждый день, это машина с душой.

Качество сборки великолепное, металл гораздо лучше, чем у аналогов других фирм. Гидравлика быстрая и умная и очень чувствительная. Мощности хватает на все, справляется с любой работой. А им я делаю в хозяйстве практически все. Это и транспортировка и складирование кормов, перевозка палет, погрузка-разгрузка сыпучих и липких материалов, чистка животноводческих помещений, земляные работы и т.д.

И навесное оборудование у него самое лучшее из всех, что я видел, в сравнении с аналогами. Особенно доволен сенажным захватом: он позволяет очень бережно и в то же время быстро работать с упаковками сенажа по 700 т, не повреждая при этом пленку.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв