Агропрофи » Blog Archive » Необратимый процесс: как локализовали канадский трактор
Регистрация

��������� - �������� ��������� �������

Необратимый процесс: как локализовали канадский трактор

В 2016 году компания Ростсельмаш реализовала один из самых амбициозных проектов российского машиностроения последних лет. Из Канады в Россию «переехало» производство трактора VERSATILE 2375, который теперь называют не иначе как «рабочей лошадкой» российского фермерства. Процесс сопровождался созданием компонентной базы по всей стране и новых производств непосредственно на комбайновом предприятии.

IMG_056722

Модель мирового уровня успешно локализована на производственной площадке в Ростове-на-Дону. Достигнутый уровень локализации 2375 позволил аграриям покупать трактор на льготных условиях и сделал его одним из самых востребованных на внутреннем рынке. Процессу переноса производства и локализации узлов и агрегатов предшествовала основательная подготовка.

Сначала, еще двенадцать лет назад, в 2007 году владеющий Ростсельмаш холдинг «Новое Содружество» приобрел в Канаде компанию «Buhler Industries Inc», известную на рынке стран Северной Америки, а также Европы и СНГ, как одну из крупнейших производителей тракторов под маркой VERSATILE. Комбайновое предприятия, известное в России и далеко за ее пределами искало свой путь в новых условиях, ставя на конвейер новые модели зерноуборочных машин и модернизируя производство. Помимо этого, Ростсельмаш стремился расширить спектр выпускаемой сельхозтехники. Логичным продолжением деятельности виделся и выпуск тракторов. VERSATILE как раз производил широкую линейку этих агромашин в диапазоне от 190 до 620 л.с.

После проведенных исследований рынка решено было организовать на мощностях сборку машинокомплектов трактора 2375. Эта модель так называемого среднего трактора, в которой остро нуждалось большинство фермерских хозяйств России в условиях подъема сельского хозяйства.

IMG_058322

Тракторы 2375 хорошо известны на североамериканском континенте, особенно в Канаде, которая по агроклиматическим условиям Канада похожа на Россию.

В 2009 году «отверточная» сборка 2375 была налажена в одном из цехов предприятия в Ростове-на-Дону. Объем локализации производства тогда составлял всего 10%. Однако планы руководства предприятия не исчерпывались только лишь этим. Как внешние, так и внутренние условия подталкивали к созданию полноценного производства именно в России. Во-первых, серьезные издержки возникали из-за огромного логистического плеча (доставка из-за океана целых машкомплектов). Во-вторых, цена готового продукта напрямую зависела от колебаний валютных курсов. В-третьих, правительство России задумало серьезную программу поддержки сельского хозяйства, подкрепленную внушительными финансовыми вливаниями.

В 2015 году грянул мировой финансовый кризис, который обесценил национальную валюту в России. Это напрямую отразилось на росте стоимости канадских машинокомплектов. Одновременно с этим правительство России решило усилить поддержку сельского хозяйства по всем фронтам — начиная от субсидий селльхозтоваропроизводителям и заканчивая различными льготными программами по линии Росагролизинга. Было существенно увеличено финансирование в рамках постановления правительства РФ №1432, аграрии получали субсидию на покупку отечественной техники, составляющую от 15 до 30% от ее стоимости. Разницу в цене государство компенсировало машиностроителям. Техника должна была быть российской, то есть соответствовать критериям, изложенным в постановлении правительства №719 от 1 октября 2015 года. Всего на модернизационный рывок сельского хозяйства, по разным подсчетам была зарезервирована сумма в 230 млрд рублей.

Первым делом — конструктора

Ростсельмаш ответил на это своим планом локализации техники. Для начала конструкторское бюро предприятия, отвечающее за «тракторное» направление, было усилено новыми кадрами. Перед ними поставили новую задачу — просчитать локализацию трактора с применением отечественных комплектующих, которые по качеству не уступали бы оригинальным. Предстояло доработать конструкцию модели с учетом предстоящего опционального насыщения под нужды отечественного потребителя и требования российского рынка. В задачу конструкторского бюро входила разработка конструкторской документации в соответствии с ГОСТом и другими российскими нормативными документами.

На первом этапе в бюро работало всего пять человек: электрик, гидравлик, ведущий инженер-конструктор, конструктор первой категории и второй категории. Однако затем, когда окончательно были утверждены планы по локализации и расширению линейки тракторов, потребовалось создание нескольких специализированных конструкторских бюро. Сейчас их три (по количеству серий тракторов Ростсельмаш): бюро шестого класса тракторов (серия 2000), бюро восьмого класса тракторов (серия 3000) и бюро классических тракторов (серия 1000).

Интересно, что основную проблему при локализации сборки представляла разная система мер. В России, как известно, она метрическая, а в Канаде используется американская (дюймовая). Конструкторам пришлось пересчитать все величины в метрическую систему, что отразилось, например, на толщине стали и на различных отверстия под болтовые соединения. Проведенные сравнения прочностных характеристик различных видов стали позволили выбрать оптимальную марку, не уступающую по качеству оригинальной.

Также были проработаны различные опциональные нововведения, позволяющую адаптировать модель 2375 к российским условиям. Например, была разработана опциональная рамка быстрой сцепки, которая значительно упростила работу с навесным оборудованием, доступном на российском рынке.

тракторный цех 5

Кадровый вопрос и ростсельмашевский ответ

Известно, что еще до покупки «Новым содружеством» Buhler собирался организовать производство тракторов в России в Краснодарском крае. Этим планам иностранной компании не суждено было сбыться. Производство в итоге было организовано в Ростове-на-Дону силами уже отечественных специалистов, которые прошли стажировку в Канаде.

Привлечение персонала под новое производство — отдельная задача. Ее решали, как выделяя небольшую группу людей на самом Ростсельмаш, так и набирая людей, имевших опыт работы на других крупных машиностроительных предприятиях страны. Учитывая общий производственный фон и кадровый дефицит, задача была нетривиальная. Во многом успешное выполнение этой задачи стало возможным благодаря грамотной работе кадровой службы Ростсельмаш. Еще во время запуска серии 2375 определилось ядро – специалисты, которые прошли обучение на тракторном заводе в Виннипеге (Канада). Они были закреплены за разными участками с тем, чтобы передать знания новым коллегам.

Новых сотрудников приглашали со всех концов страны. Предпочтение отдавалось специалистам, имеющим опыт работы с крупногабаритными узлами и деталями. Нанимали людей и с оборонных заводов. Сейчас тракторный цех — это преимущественно молодой коллектив (средний возраст 26-28 лет), который быстро впитывает все новое и постоянно обучается без отрыва от производства. За одну смену сотрудники цеха собирают 5-6 машин. Всего в производстве тракторов  задействовано свыше 180 человек.

IMG_065122

Новое производство и узкие места локализации

Под новое тракторное производство на территории Ростсельмаш создано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков, а также полностью реконструирован сборочный корпус площадью более 6 тыс. кв. м.

Общеизвестно, что производство компонентов высокого качества — одно из «узких мест» в отечественном машиностроении. Ростсельмаш решал проблему по двум направлениям: организовывая производство отдельных компонентов у себя, а также подбирая поставщиков, которые могли бы соответствовать требуемым стандартам качества. Локализация на предприятии началась с производства металлических деталей конструкции — передней и задней рамы, каркаса кабины и кронштейнов. Подобрали российский аналог металла, раскройку которого наладили на смежном предприятии — Ростовском прессово-раскройном заводе (входит в ГК Ростсельмаш).

Для внедрения новых опций была создана своя программа развития. Речь, например, идет о пневмокомпрессоре, пневмотормозах прицепа, улучшении гидравлической системы до производительности 220 л в минуту, внедрении собственной системы дистанционного мониторинга Agrotronic. Была создана и новая модель этой же серии (RSM 2400), обладающая большей производительностью мощностью двигателя.

Непростой задачей была и локализация компонентов гидравлических систем и деталей сложной механической обработки. В их числе корпусное литье мостов, производство валов и шестерней. Но в итоге их производство частично наладили на Ростсельмаш, а частично — на других предприятиях по всей России.

После металла перешли к закупке российских пластиковых деталей интерьера и экстерьера, установке системы гидравлики, затем электрики. Потом подошла очередь и производства собственных стекол.

Где это возможно, некоторые узлы и детали трактора унифицировали с комбайновыми. Это главным образом касается метизов, а также рукавов системы гидравлики и колес.

Сейчас на предприятии осуществляется сборка, сварка и покраска несущей рамы, а также производство мостов, сборка и окраска элементов экстерьера, производство кабины (включая раскрой и гибку заготовок, сварку, сборку и окраску). Монтаж и покраска моторного агрегата, осей и мостов, трансмиссии, навесного устройства. Монтаж системы электрооборудования, сборка и монтаж гидрооборудования.

С 2016 года на Ростсельмаш было локализовано около 15 компонентов (1099 деталей), а также составлены проекты по локализации еще 54 направлений компонентов, которые используются в производстве. Географию поставок наиболее крупных деталей иллюстрирует плакат, который сегодня висит в тракторном цехе предприятия. На нем изображена карта страны с городами, где производят детали для трактора. Это в общей сложности 14 городов. По сути это позволило решить важную государственную задачу по созданию отечественной компонентной базы высокого уровня.

Подводя итог, можно отметить, что переход на узлы и агрегаты отечественного производства уже позволил снизить стоимость готовой машины на 20-30%. Сегодня трактор RSM 2375 считается одним из редких примеров оптимального соотношения производительности и стоимости. Он отличается экономичностью, высоким эксплуатационным ресурсом, простотой в обслуживании. Исходя из его первоначального имени VERSATILE (в переводе с англ. Означает «универсальный»), это делает его в полном смысле одним из самых универсальных и востребованных на рынке.

Степень локализации RSM 2375 составляет свыше 70%. В России производится большая часть компонентной базы этой сложной техники. Оставшиеся проценты отведены под двигатель и коробку передач (трансмиссию) иностранного производства. При этом осенью Ростсельмаш запускает производство трансмиссии, используемой в его тракторах на собственном предприятии.

Трансмиссия и тракторный завод

Сегодня на Ростсельмаш реализуется еще один крупный проект — локализация трансмиссии, которой будет комплектоваться RSM 2375. У компании японской компании Okubo Gear куплена техническая документация на ручную коробку передач. Локализация этого узла будет проходить в три этапа: организация сборки, изготовление литых корпусных деталей, а затем и полный цикл сборки с изготовлением шестеренок и валов. Полностью завершить процесс локализации планируется к 2021 году. Производство первых коробок стартует уже этой осенью. Дополнительно будет создано 50 рабочих мест. До недавнего времени Okubo Gear поставляла на Ростсельмаш около 700 трансмиссий в год. Очевидный эффект от этого проекта – снижение стоимости продукции, загрузка мощностей предприятия и дальнейшее углубление локализации, позволяющее развивать отечественную компонентную базу.

В среднесрочной перспективе компания планирует закрыть потребности во всех сегментах тракторов, почвообрабатывающей и посевной техники. Поэтому в планах Ростсельмаш —постройка отдельного специализированного тракторного завода по выпуску всей линейки. Этот проект планируется реализовать в ближайшие несколько лет в Ростове-на-Дону на площадке ныне заброшенного завода «Копнитель». Расчистка территории и подготовка нового производства может обойтись, по разным оценкам, в 2-3 млрд рублей. В итоге завод получит новое современное предприятие общей производственной площадью 42 000 кв. м. После запуска завод будет выпускать 10-15 машин в смену на разных конвейерах (сейчас это один конвейер, на котором собираются разные серии).

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв


Оставить отзыв

E-mail:

Отзыв: