Агропрофи » Blog Archive » Больше, быстрее и точнее!
Регистрация

Больше, быстрее и точнее!

Дария Харитонова

Главное достоинство самоходных опрыскивателей – высокая производительность – становится во главу угла и влияет на техническую модернизацию современных моделей. Каковы основные тренды развития этого сегмента техники и с какими новинками вышли ведущие производители на российский рынок?

Скорость и маневренность

Наибольшую скорость в полях на сегодняшний день развивают самоходные опрыскиватели, что объясняется прежде всего их повышенной проходимостью, эргономичностью и большей, по сравнению с прицепными, маневренностью. Соответственно, и производительность у них выше: в среднем она колеблется от 500 до 1200 га в сутки. Поэтому неудивительно, что компании, выпускавшие ранее только прицепные и навесные модели, нацелились на этот сегмент.

Например, линейку агрегатируемого оборудования в последние несколько лет дополнили Kverneland Group (самоходная модель iXdrive), Horsch, представивший серию опрыскивателей Leeb PT, или Lemken, который в прошлом году презентовал первую модель самоходных опрыскивателей Nova.

– Сегодня сегмент самоходных опрыскивателей является полем жесткой конкуренции между ведущими мировыми производителями сельхозтехники, большая часть продукции которых сегодня доступна и российским аграриям, – отмечает координатор по работе со странами Евразийского экономического союза Ассоциации производителей сельхозтехники Германии Михаил Мизин.

Появление такого количества «самоходок» обусловлено потребностью в увеличении скорости обработки: машина работает всегда в очень сжатые агротехнические сроки, причем не только в течение года, но и в течение суток. Кроме того, нередко, сталкиваясь с авральным применением опрыскивателей (внезапная атака насекомых, болезнь и т.д.), аграрии при выборе в приоритет ставят производительность машины, то есть возможность обрабатывать больше площади в единицу времени.

По наблюдениям специалиста по продуктовому маркетингу CNH Industrial Антона Дружинина, тенденция к переходу на самоходные опрыскиватели свойственна не только крупным холдингам, но и средним по размеру хозяйствам ввиду объективных преимуществ последних по сравнению с прицепными агрегатами по производительности с сохранением высокого качества обработки.

Объемы растут

– Тренды развития рынка любой техники – результат потребности клиентов, то есть их желания работать быстро, точно и вовремя, – рассуждает территориальный представитель Hardi в России Константин Маркграф. – Что касается непосредственно опрыскивателей, то повысить производительность можно в основном за счет увеличения бака и ширины захвата штанги.

По наблюдениям специалистов компании «Ростсельмаш», еще несколько лет назад спросом пользовались машины с баком на 3000–4000 л, однако за последние два–три года увеличились поставки техники с емкостью 4500–5000 л.

Разумеется, производители не могли остаться в стороне от этого тренда. Например, обновленные модели самоходных опрыскивателей бразильской фирмы Stara – Imperador 4000 – появились с увеличенным по сравнению с предыдущим поколением (Imperador 3100) баком: как следует из названия, «бочка» «выросла» с 3100 до 4000 л.

В компании «Ростсельмаш» сообщают, что основные поставки машин в последние годы приходились на машины с баком 4500 л.

– Фактически бак имеет емкость почти пять кубов, из которых 4,5 отведено для рабочего раствора и еще 450 – для чистой воды. Но некоторые клиенты убирали перегородку между основным отсеком и отсеком для промывки, получая тем самым машину с бочкой 5000 л для рабочего раствора, – замечает управляющий товарной группой линейки опрыскивателей компании «Ростсельмаш»
Андрей Дубинин. – Кстати, для расширения ассортимента мы ввели в нашу линейку и машины с баком 3800 л, поскольку они тоже востребованы на рынке.

Компании-фуллайнеры также продолжают выводить на рынок машины с большим объемом емкостей для раствора. Причем некоторые из них предлагают уже известные на рынке машины других производителей теперь под своим брендом, таким образом, расширяя свое портфолио.

Например, вышедшие на российский рынок в 2018 году опрыскиватели New Holland Guardian SP380F (раньше выпускались под брендом Miller) могут похвастаться объемом бака 5300 и 6050 л.

А у компании John Deere, в портфеле которой были «самоходники» с бочкой не более 3000 л, появились новые машины компании Hagie, которую они приобрели пару лет назад, с емкостями для рабочего раствора до 6000 л.

Новые игроки на рынке самоходных опрыскивателей Kverneland, Horsch и Lemken изначально вышли с большими бочками: iXdrive – до 6000 л, Leeb PT– даже до 8000 л, Nova – до 7200 л. Но лидером на сегодняшний день, пожалуй, можно назвать компанию Hardi: ее линейка Rubicon имеет емкость для раствора 9000 л. И, к слову, с этого года она доступна российским аграриям.

Ставка на размах…

Не менее важный конструкционный параметр, от размеров которого зависит производительность опрыскивателя, – ширина захвата штанги: чем она больше, тем большую площадь покрывает машина за один проход.

– За последние пять-шесть лет, по отзывам наших дилеров, клиенты снизили интерес к самоходным машинам с шириной захвата 27–30 м, – рассказывает Андрей Дубинин. – При этом наблюдается повышение спроса на опрыскиватели с шириной захвата 36 м и более.

В среднем ширина захвата штанги современных самоходных машин составляет 27–36 м. Однако в большинстве обновленных моделей и новинок рынка этот показатель тоже увеличился.

Например, в линейках опрыскивателей Kuhn Stronger HD и Kverneland iXdrive теперь доступны модели с 40-метровой штангой, в то время как ранее максимальная ширина захвата составляла 36 м. New Holland Guardian предлагается со штангой 40,5 м, новое поколение Horsch Leeb PT комплектуется штангами до 42 м с возможностью сегментарного варьирования, а у Hardi Rubicon 9000 штанги имеют рекордную ширину захвата – 48–52 м!

…и скорость

– Самоходные опрыскиватели «заточены» на скорость, и, собственно, их появление обусловлено потребностью в увеличении производительности, – рассуждает Андрей Дубинин.

По словам регионального представителя по ЮФО компании Horsch Вячеслава Векленко, разработчики опрыскивателей премиум-класса закладывают в машины стандарты качества исходя из требований потенциальной суточной производительности опрыскивателей 1000–1200 га. Реально же на сегодняшний день самоходные опрыскиватели «делают» в среднем 500–600 га.

Как объясняет региональный представитель по Центральной России компании Amazone Илья Царьков, максимальная рекомендованная скорость ветра при обработке полей не должна превышать 7 м/с, иначе увеличиваются снос препарата и равномерность внесения. Но при скорости движения свыше 25 км/ч уже создается встречный поток воздуха, близкий к этим значениям, а если прибавить к этому наличие ветра, то снос гарантирован.

Рекомендации большинства экспертов по защите растений и производителей самоходных опрыскивателей сводятся к тому, что рабочая скорость полевого опрыскивателя не должна быть более 20 км/ч. Но, несмотря на снижение качества опрыскивания при превышении этого показателя, по их мнению, доля скоростных самоходных машин на рынке будет неизменно расти.

Так, относительно недавно вышедшая на рынок со своими самоходными опрыскивателями компания Kuhn уже представила модель Stronger HD, которая развивает рабочую скорость до 36 км/ч. Это один из лучших скоростных показателей среди одноклассников.

У новых Hardi Rubicon рабочая скорость немногим меньше, до 30 км/ч, и, по мнению Константина Маркграфа, такие модели формируют особый класс самоходных опрыскивателей.

– Задача машин с большими баками, широкозахватной штангой и высокими скоростями – обработать большой участок в максимально короткий срок, иногда немного пожертвовав качеством в пользу производительности опрыскивания, – говорит он. – Например, свою новую модель Rubicon 9000 мы позиционируем именно для этих целей.

Полный вперед

Поддерживать такую скорость работы возможно, имея повышенную проходимость самоходных машин. Поэтому многие производители сейчас обновили свои модели, сделав их полноприводными. Переход от механических подвесок шасси к пневмоподвескам в самоходных машинах – еще один тренд.

Например, на опрыскивателях Hardi до недавнего времени использовалась механическая пружинно-амортизационная подвеска колес, а с прошлого года все модели перешли на пневматическую.

Автоматическая регулировка жесткости гидропневматической (пневматической) подвески колес входит в стандартную комплектацию самоходных опрыскивателей таких производителей, как Amazone, John Deere, AGCO, «Ростсельмаш», Horsch, Kuhn и др.

А в обновленных моделях Horsch Leeb PT 6300 и 8300 презентована новая концепция шасси ComfortDrive, которая располагает индивидуальной гидропневматической подвеской всех четырех колес с активным регулированием уровня. На выбор предлагаются два различных типа привода колес, включающие автоматическую бесступенчатую регулировку усилия в зависимости от нагрузки или антипробуксовочную систему. Внимания заслуживает в том числе возможность варьировать рабочий просвет (актуально в диапазоне 1,10–1,35 м в зависимости от шин, в перспективе до 2,0 м), что позволяет не травмировать даже высокие растения. Ширина колеи также бесступенчато может изменяться от 2,0 до 2,25 м.

– Высокоскоростные режимы работы обеспечиваются прежде всего за счет мощных двигателей и современных трансмиссий, – добавляет Андрей Дубинин. – А для обработки высокостебельных культур необходимо применять машины с высоким клиренсом, что возможно только при использовании гидростатических вариантов трансмиссий, которые также позволяют сделать машину полноприводной. Это дополнительно повышает удобство работы на сложных участках.

Поэтому многие производители сейчас обновили свои модели, сделав их высококлиренсными и полноприводными. Кроме того, большинство из них уже в серийном оснащении имеет антипробуксовочную систему.

Клиренс растет

Как отмечает Андрей Дубинин, еще четыре-пять лет назад машины с дорожным просветом 1,4–1,5 м были в диковинку, тогда как сейчас наиболее востребована техника с клиренсом не меньше 1,6–1,7 м.

По наблюдениям Алексея Штерна, чтобы обеспечить такие показатели, производители используют дополнительные проставки или гидравлику.

Так, например, в моделях компании Stara система изменения клиренса позволяет увеличить его на 40 см, с 1,6 до 2 м. На сегодняшний день это самые высокие значения на рынке самоходных опрыскивателей.

Новые линейки фулллайнеров CNH Industrial, John Deere и AGCO также могут похвастаться моделями с увеличенным клиренсом. Например, у New Holland Guardian SP380F дорожный просвет – до 1,9 м, в линейке Hagie от John Deere – 1,93 м.

Активные разработки по увеличению клиренса самоходных опрыскивателей в настоящее время ведутся компаниями Kverneland Group и «Ростсельмаш». Последние «грозятся» порадовать сельхозпроизводителей новой машиной уже на «Агросалоне-2020».

Почти без колебаний

С учетом возрастания скоростей необходимо обеспечивать независимость колебаний самой штанги. В некоторых опрыскивателях это достигается с помощью центрально-маятниковой подвески, как, например, подвеска штанги Эквилибра (Equilibra) от компании Кuhn или новый запатентованный тип рамы и штанги для самоходных опрыскивателей 9330 и 9335 из новой линейки Massey Ferguson 9300 (компания AGCO выводит эти модели на рынок РФ в 2020 году).

– Боковые секции соединены между собой через систему горизонтальной подвески, и колебания при ускорении или замедлении опрыскивателя практически равны нулю, – поясняет Сергей Созинов, менеджер по продукту AGCO-RM (уборочная техника и опрыскиватели). – Еще одним запатентованным решением AGCO в этих моделях является возможность отклонения хвостовиков штанги в разных направлениях при встрече с препятствием, что позволяет ей возвращаться в рабочее положение без риска повреждений.

Новая подвеска реализована на Horsсh Leeb РТ. Она включает в себя гироскоп и очень чуткую высокочастотную гидропневматическую систему гашения продольных и поперечных колебаний.

Инновационную разработку презентовала и компания Hardi. Так, жесткость подвески штанги в машинах Rubicon можно регулировать из кабины, равно как и осуществлять независимую настройку жесткости пружин и цилиндров, расположенных на каждой стороне центральной рамы в зависимости от условий рельефа. Как объясняет Константин Маркграф, пружины удерживают центральную раму в среднем положении, а гидравлический амортизатор поглощает энергию колебаний штанги.

В этом контексте некоторые производители самоходных машин любят поэкспериментировать с расположением штанги. Так, у компании Stara вышел единственный в мире самоходный опрыскиватель с центральным расположением штанги, а у машин Hardi Rubicon она находится спереди. И, как утверждают разработчики, такие конструктивные нюансы позволяют значительно снизить колебания и улучшить визуализацию процесса опрыскивания.

Почти все производители оснащают свои рамы гидроаккумуляторами для гашения продольных колебаний. Например, разработка компании Amazone Sving Stop, в основе которой система активных гидравлических демпферов, работающих «в противоход» возникающим отклонениям. По словам Ильи Царькова, она способна гасить до 80% колебаний штанги. И с 2019 года все машины линейки Pantera могут опционально оснащаться такой системой.

Под контролем автоматики

Учитывая, что колебания штанги влияют на точность распределения ядохимикатов при большой скорости, ведущие производители самоходных опрыскивателей уже давно оснащают свои машины специализированными системами автоматического контроля ее высоты (AutoBoom, BoomControl, Distance-Control и др.), в основе которых – ультразвуковые датчики, работающие по принципу эхолота.

В последние годы эти системы также подверглись модернизации. Как отмечает Илья Царьков, основным преимуществом обновленных решений является ставшая на порядок выше скорость реакции на препятствие: если в прежних системах это были секунды, то в новых – доли секунды.

Например, в новых машинах New Holland Guardian SP380F и Сase IH Patriot реализована система нового поколения Autoboom XRT. А в последних «Пантерах» от Amazone систему DistanceControl сменила система ContrControl. Новое поколение датчиков более компактно, они устанавливаются внутрь рамы, что снижает риск их повреждения. Кстати, штанга при этом также претерпела ряд изменений, которые позволили увеличить ее прочность.

– Помимо стандартных настроек (скорость, чувствительность, баланс) с новыми датчиками есть возможность выбора поверхности реагирования штанги. Это может быть почва или высота растений, – добавляет Антон Дружинин. Кроме того, в комплект Autoboom XRT входит гироскоп. Он дает возможность отслеживать изменения положение штанги относительно шасси и делать соответствующие корректировки ее положения.

Есть и более интересные варианты: к примеру, компания Horsch серийно для всех своих опрыскивателей Leeb PT, GS и LT предлагает дополнение к системе BoomControl – BoomSight, в основе которого лазерный сканер, работающий в связке с прогностическим детектором, преобразующим данные для построения модели поверхности. На основании данных, полученных от сканера, компьютер составляет электронную карту поля, полностью отображающую рельеф местности, включая неровности ландшафта, технологические колеи или неравномерность стеблестоя, и в зависимости от этого система определяет модель поведения штанги.

– В итоге инновационная система BoomSight позволяет еще более уверенно вести штангу на высокой скорости, – заключает Вячеслав Векленко.

Объем имеет значение

– Высокая производительность сейчас в тренде, – соглашается Антон Дружинин. – Но зачастую многие компании дают информацию о скорости, не уточняя норму, при которой они могут эту скорость поддерживать. Например, помпа производительностью 560 л/мин на скорости 25 км/ч обеспечит внесение не более 130 л/га. При норме 200 л/га скорость уже будет ниже 20 км/ч. Отсюда важно обращать внимание на производительность насоса.

Так, на самоходных опрыскивателях Versatile SP от «Ростсельмаш» мощность насосов составляет 800 л/мин, и при скорости 23–25 км/час они способны вносить дозы по 300 л/га. Кроме того, доступна установка насоса производительностью 1100 л/мин для особых условий работы. В новых New Holland Guardian стоят высокопроизводительные центробежные помпы Hypro с гидроприводом, способные прокачивать до 1174 л/мин.

Автоматизация закачки

Сегодня у многих современных машин фронтальная закачка и автоматическая продувка штанги предлагаются в базовом варианте. Более того, набирает популярность полная автоматизация процесса заправки и промывки самоходных машин.

Как объясняет руководитель направления по технике для защиты растений «Квернеланд Груп СНГ» Алексей Штерн, автоматическая промывка машины и закачка препаратов происходит из кабины просто нажатием кнопки, без необходимости выходить из машины, открывать клапаны и т.д. Например, серийно оснащены такой системой управления опрыскиватели Kverneland iXdrive: в них трехступенчатая промывка всех магистралей и трубопроводов происходит полностью автоматически. Уже в базе располагают автоматическими программами очистки и промывки с выбором через терминал опрыскиватели Horsch Leeb PT.

Кстати, мощность центробежных насосов закачки также играет роль в сокращении логистических затрат и времени опрыскивания. Соответственно растет их производительность.

– На самоходных опрыскивателях Kuhn Stronger HD производительность центробежного насоса закачки составляет 1100 л/мин, – приводит пример специалист по продукту компании Kuhn Алексей Гиривенко.

Скорость качеству не помеха

Этим постулатом сейчас руководствуются все ведущие производители самоходных опрыскивателей. Иными словами, как бы быстро ни передвигалась машина, капли не должны сноситься ветром, достигая листовой поверхности в полном объеме. Но главное – необходимо, чтобы соблюдалась установленная норма внесения.

В современных опрыскивателях это обеспечивается управлением давления в форсунках и на практике реализуется двумя путями: импульсным открытием клапана форсунки (частотой срабатывания) или регулированием факела распыла за счет смены форсунок.

– В первом случае каждый распылитель контролируется индивидуальным пульсирующим клапаном, – поясняет директор по навесному оборудованию
CNH Industrial Александр Загинайлов. – Соответственно, управление давлением осуществляется увеличением или уменьшением частоты импульсов, подаваемых на каждую форсунку в зависимости от скорости. Если скорость увеличивается – клапан открывается чаще, снижается – реже.

Примерами таких высокоточных продуктов можно назвать систему Hawkeye от компании Raven, которую можно опционально установить на самоходные опрыскиватели любых компаний, или AIM Command Flex,
AIM Command Pro и др. от компании CNH Industrial как элемент базовой комплектации (одна из версий спецификации) самоходных опрыскивателей Case IH Patriot.

Кроме того, на прошлой выставке Agritechnica 2019 похожую систему собственной разработки PulseSystem презентовала компания Hardi. Для поддержания нормы вылива вместо давления она использует пульсацию.

– Оборудование PulseSystem использует широтно-импульсную модуляцию для управления каждым распылителем. Соленоиды включают и выключают поток к форсункам до 20 раз в секунду, чтобы контролировать норму, оставляя стринклеры открытыми от 30 до 100% времени. Это дает возможность работать на скорости 12 км/ч с нормой от 35 до 280 л/га, не меняя распылитель, – отмечает Константин Маркграф.

По его словам, правильный размер капель сохраняется независимо от радикальных изменений скорости движения в пределах 40%. Это экономит время и позволяет варьировать нормы внесения при постоянных давлении и скорости. Сейчас система проходит обкатку, а со следующего года будет предлагаться ко всем опрыскивателям компании в качестве опции.

Альтернативное решение – автоматическое переключение между форсунками с разным факелом распыла или подключение двух форсунок в зависимости от давления и скорости. Например, AmaSelect (Amazone) или Multi-Select (Horsch) автоматически переключает форсунку в зависимости от скоростного режима или подключает несколько форсунок для существенного одномоментного увеличения нормы расхода рабочего раствора (в случае дифференцированной работы СЗР).

С 2020 года свои машины Kuhn Stronger HD оснащает аналогичной системой Multispray Duo. А два года назад собственную разработку – решение для управления форсунками ExactApply – представила компания John Deere.

Такие системы являются революционными в области опрыскивания и позволяют вести обработку на разных скоростных режимах с неизменным качеством.

Комментарий практика

Маркус Мауль, консультант компании BayWa в Игенсдорфе, фермер,
контрактер, оказывающий услуги по защите растений (Германия, Бавария):

– Помимо основной работы я уже 10 лет оказываю фермерам услуги по защите растений. Начинал с навесного опрыскивателя со штангой 9 м. Впоследствии приобрел технику с шириной захвата 15, 21 и 24 м. А первый самоходный агрегат купил со штангой 30 м. Эту машину я использовал вплоть до прошлого года. Все опрыскиватели были отличные, однако я их приобретал на вторичном рынке, уже в немного «потрепанном» состоянии.

В прошлом году я наконец решил инвестировать в приобретение новой техники. Мой выбор пал на Horsch Leeb PT 330. Таких опрыскивателей всего 35 в мире, из них пять – в Германии. А в Баварии это единственная машина такого класса.

Решающим фактором было наличие у опрыскивателя системы BoomControl Pro, которую я протестировал на Horsch Leeb PT 280 и остался очень доволен результатами.

На данный момент новым PT 330 обработано уже более 5000 га, и в дальнейшем я планирую увеличить наработку до 11 000 га в год. Поля бывают самые разные: площадью от 0,01 до более 100 га.

Что касается производительности, то рекордом были 180 га/день при обработке кукурузы от лугового мотылька. В последнее время чаще стали поступать заявки на внесение микроэлементов в виде листовых подкормок.

Рабочий просвет 1,70 м – это решающий фактор, почему клиенты обращаются ко мне для обработки кукурузы. Volkswagen Lupo может даже на скорости проехать под опрыскивателем, это мы уже знаем из собственного опыта.

При обработке рапса гладкое днище машины не повреждает верхушки растений, так что ее даже не нужно поднимать на полную высоту. Из-за широкой географии работ я приобрел вариант с разрешенными 60 км/ч на трассе. Управление машиной при транспортировке ничем не отличается от обычного грузовика, а двигатель очень экономичен.

Иногда штангу 30/24/18 с расстановкой форсунок 2–2 приходится использовать с шириной захвата 18 м и расстоянием до целевой поверхности 50 см. Возможно уменьшение ширины захвата штанги до 15, 18, 21, 24, 27 и 30 м. Вариантов намного больше, чем нужно на практике, ведь этот параметр можно отрегулировать и автоматическим выключением частичных сегментов. И это будет быстрее, чем если бы оператор делал это вручную. 90% работы я выполняю с расстоянием до цели 25 см. Но из-за перепадов высот на краю поля высота подъема штанги отрегулирована до 30–40 см.

Я уже привык полностью доверять BoomControl Pro и сейчас даже не оборачиваюсь назад. Ввиду ненадобности следить за движением машины полностью концентрируешься на опрыскивании. И результаты отменные. Я не боюсь работать ночью. Все обработки до всходов я провожу из-за лучшей термодинамики исключительно в темное время суток. Два рабочих прожектора – это отличное решение. В отличие от LED-подсветки на штанге прожекторы промываются при каждом развороте машины. Что касается ветра, то и здесь есть масса преимуществ. Так, при рабочем давлении 1,5–2 бар и высоте положения штанги 25 см от цели даже при легком порывистом ветре сноса нет!

Двигатель мощностью 330 л.с. позволяет чувствовать себя уверенно даже в условиях сильно пересеченной местности. Хотя рабочую скорость приходится снижать с 15 до 11–12 км/ч, но это не 5 км/ч, как с другими опрыскивателями. Несмотря на солидную высоту, устойчивость высокая.

Я даже подумываю приобрести второй самоходник – ведь посевные площади кукурузы в последние годы сильно выросли. А если потеря урожайности вследствие неоптимальной защиты растений составляет пусть 3 т/га, на площади 100 га в абсолютном выражении это уже значительная цифра.

Отправить ссылку другу
Оставить отзыв


Оставить отзыв

E-mail:

Отзыв: